В обсуждении приняли участие головы сельских советов, активисты, аграрии, представители бизнеса из всей области.
Села против
Первые, кто берется за голову, – это головы сельских советов, которым сейчас приходится думать об объединении громад и о том, к чему это приведет. Своими соображениями делится голова сельского совета с. Красное Сергей ЯРЕМЕНКО: «Я отталкиваюсь от того, что вижу в родном Красном селе. Материальную базу не приходится сравнивать даже с 90-ми годами. Раньше у нас работали овощное предприятие и большие молочные комплексы. Наши овощи знали даже в Сибири, а поголовье скота на молочных фермах составляло две тысячи. Сейчас от всего этого не осталось и скелета. В самой перспективной отрасли - АПК - осел бизнес. Сложно назвать аграриями тех людей, которые сейчас работают в сельском хозяйстве. Для меня аграрий это тот, кто живет в этом селе, водит детей и внуков в местную школу или детсад, ему не чужды проблемы села. А у нас что? Мы их в глаза не видим. Что сейчас при объединении сельсовет сможет предложить громаде? Мы даже детский сад своими силами содержать не сможем, не говоря уж о школе. Ведь бюджет школы Красного в два раза больше, чем бюджет всего села… Названия территорий изменятся, а проблемы останутся те же».
Руководитель «Патриотов Украины» Сергей КЛОЧКО: «На самом старте если и объединять, то только финансово состоятельные громады. Ведь если объединить два или больше несостоятельных в финансовом плане сел, то новая громада не сможет себя обеспечить. Получится, что реформа только усугубит и без того бедность сел. Прежде чем проводить объединение, необходимо внести изменения в Налоговый кодекс и в другие законодательные акты, чтобы оставлять на местах столько денег, сколько нужно для содержания административных единиц: школ, садиков, соцсферы. А потом уже вносить изменения, которые позволят развиваться региону. Сумщина является крупнейшей нефтедобывающей областью, но предприятие зарегистрировано в Киеве, все платежи идут туда. Необходимо на законодательном уровне решить, чтобы большие предприятия регистрировались там, где они работают, где сосредоточены активы».
«Сегодня сложилась очень сложная ситуация. С одной стороны, когда речь идет о децентрализации, она однозначно нужна. Однако когда заходит речь о том, как ее реализовывать, то оказывается, что никто не знает как это делать на местах. Как, например, в случае с объединением громад, оказывается, что она губительна. Что это значит? Это значит, что законодатель не отработал механизм процесса децентрализации. Сегодня задача Верховной Рады и Кабмина - отработать этот механизм», - говорит депутат облсовета Николай ПОЛИЛУЙ.
Институт Развития города Сумы предлагает:
Кандидат экономических наук Валерий БОРЗУНОВ работает над изучением этого вопроса и предлагает свои базовые направления проекта децентрализации: «Во-первых, необходим общесистемный проект базовых реформ Украины, в составе которого должен быть проект децентрализации со всеми необходимыми обоснованиями. Условно его можно разделить на две части: проект базовых централизованных реформ и проекты развития регионов. Такого проекта на сегодня нет.
Во-вторых, необходимо определить основные цели и задачи проекта децентрализации в административно-территориальной реформе. Его основными задачами должны быть: обеспечение социально-экономической самодостаточности и устойчивое развитие регионов и территориальных громад; начало формирования новой элиты Украины; создание новой системы управления территориями и т.д.
В-третьих, децентрализацию нельзя проводить одномоментно. Это длительный процесс и нужна дорожная карта с четко определенными этапами и промежуточными результатами. Например, в Польше процесс децентрализации длился около десяти лет.
В-четвёртых, необходимо определить концепцию и законодательное обеспечение по базовым реформам, определяющим социально-экономическую основу регионов, и в первую очередь - по реформам налоговой системы, формирования бюджетов, пенсионной и здравоохранения. Основными направлениями этих реформ должны быть: налоговой – переход к единому базовому налогу с валового дохода и ограничению перечня налогов и сборов до семи (рента, акцизы, плата за землю, экологический налог, таможенные сборы, плата за аренду имущества государственной и коммунальной собственности); формирование бюджетов – снизу вверх, путем зачисления всех налогов и сборов на уровне региона (области); пенсионная реформа обеспечивает четыре уровня: солидарную - на уровне прожиточного минимума, государственную накопительную систему, добровольную накопительную систему и страховую систему; реформа здравоохранения обеспечивает первичную и скорую медицинскую помощь за счет бюджета и платную медицину за счет страховой системы.
В-пятых, реальное социально-экономическое состояние регионов позволяет говорить об обеспечении уровня самодостаточности только на уровне областей (или их объединений), да и то только при условии реализации специальных инвестиционных программ. Необходимо по каждой области иметь стратегию устойчивого развития (с учетом проекта базовых реформ) и инвестиционные проекты, обеспечивающие вывод область на уровень самодостаточности. В основе экономического преобразования региона предлагается создание на территории региона точек роста, предусматривающих создание предприятий с высокой добавочной стоимостью (особенно в АПК) и совместного устойчивого развития объединений малого и среднего бизнеса. Районирование необходимо производить по схеме оптимального предоставления населению административных и социальных услуг. Необходимо создать новую, трехуровневую структуру управления регионом. Для разработки проектов развития и нормативных актов создается институт стратегического развития и законотворчества, а на региональном уровне – агентства регионального развития. И что очень важно - необходима специальная программа подготовки кадров как для представительной власти, так и для исполнительной, способных реализовать проекты реформирования и эффективно управлять территориями». ®