Моду на аппликацию ввели художники начала прошлого века: футуристы, сюрреалисты, кубисты и прочие - исты пропагандировали аппликацию как протест против традиционной художественной формы. Тогда это было повальное увлечение, через которое прошли многие известнейшие мастера: Сальвадор Дали, Анри Матисс, Макс Эрнст, Пабло Пикассо.
Последний, например, для создания эффекта реальности приклеивал обыкновенные почтовые марки на изображенный краской конверт.
Сегодня аппликация снова популярна. И в сумских, и в киевских, и в московских салонах вам предложат работы, выполненные в такой технике.
Правда, сейчас она развивается в самых разных направлениях, одно из которых - рельефная аппликация. Художники чаще всего называет эти объемные произведения картинами, поскольку они помещаются в рамки.
Сумская художница Ирина Гаршина говорит, что сейчас уже сложно найти корни этого жанра: «Техника аппликации - наложение разных материалов на основу - использовалась с давних времен в декоративно-прикладном искусстве и даже иконописи. Еще в XII веке в России создавали иконы из кусочков ткани и других материалов. Рельефную аппликацию иногда называют оригинальной бирманской техникой, так как тамошние мастерицы занимаются инкрустацией бархатной или шелковой поверхности кусочками цветного стекла.
Художники приходят к аппликации по-разному. У меня это появилось из любви к куклам, к шитью одежек. К тому ж я никогда не любила запаха масляной краски и растворителей. Поэтому не писала маслом, а заменяла желание создавать картины аппликацией. Для меня тряпочки были красками.
Но все-таки рельефная аппликация имеет другую природу, нежели живопись, это связано с театральностью, с действием, в этом есть что-то от балагана».
Несмотря на то что на Андреевском спуске в Киеве работы в технике рельефной аппликации продаются за хорошие деньги, в Сумах спрос на них не очень велик.
«Это не продашь, - считает Ирина Гаршина. - По сути, это вещь для украшения самопального интерьера. Сидит бабушка, традиционная вышивка ее уже не устраивает, и ей хочется чего-нибудь необычного.
Говорят, рельефная аппликация - это модно, но, наверное, где-то не здесь.
Я скажу как человек, который стоял на Сотне - самом популярном артрынке в Сумах. Больше всего люди покупают всяких оленей, березки. Это по-настоящему народные вещи. Вот что нужно народу. Хотя рельефная аппликация - это тоже народная штука. Однажды я со своими куклами принимала участие в программе на ТВ, и там были сельские женщины со своими поделками. И вот у одной был коврик с пришитыми русалками. Так что это все идет оттуда.