Стендовый авиамоделизм - одно из направлений авиамоделирования, изготовление моделей исторических копий самолетов.
Сумчанин Дмитрий Дука увлекается авиамоделизмом с детства. Чтобы раз и навсегда разобраться в этом нелегком деле, он окончил Харьковский авиационный институт по специальности «самолето- и вертолетостроение».
Сегодня Дмитрий воссоздает самолеты периода Второй мировой войны и мечтает собрать настоящий самолет.
«Вначале я пытаюсь найти чертежи этой машины или какую-то другую информацию, - рассказывает Дмитрий. - Следующий вопрос. Кто летал на этом самолете. Начинаешь копаться в интернете. Постепенно узнаешь, скольких противников сбил пилот, как пережил войну и чем вообще все закончилось. И таким образом изучаешь хронику боевых действий. Все начинается с модели, а заканчивается историей».
Хорошая модель самолета стоит от $20, тюбик краски - $1. Таких тюбиков на один самолет нужно около десяти. Дмитрию Дуке не нравится, как выглядят новые глянцевые самолеты. Он считает, что окраска его моделей должна соответствовать реальной. Поэтому около выхлопных труб оставляет следы нагара, копоти. Некоторые делают грязными колеса, имитируют потеки масла по гидроцилиндрам уборки шасси и т. д.
Для окраски модели нужно иметь аэрограф ($20) и компрессор ($100), что позволяет делать размытый камуфляж, мягкие цветовые переходы. При этом нужно добиться максимально реального цвета. Например, серо-зеленый цвет немецких самолетов не такой, как у английских.
В среднем на одну модель уходит 2-3 месяца.
Людей, которым, как Дмитрию, удалось остаться верными своему детскому увлечению, много. К сожалению, в Сумах нет места для встреч, а вот в Харькове и Киеве есть специальные клубы, где по воскресеньям собираются коллекционеры, обмениваются информацией и т.д.
«Если чувствуешь, что модель удалась, то хочется узнать мнение остальных, поэтому несешь ее в клубы, - говорит Дмитрий. - Иногда попадаются такие модели, что смотришь и кажется: что двигатель еще теплый.
Видел миниатюру вертолета в Харькове, которую коллекционер вначале аккуратно собрал, а потом аккуратно разломал, сделал соответствующий ландшафт. И в результате получилось, будто разбитый вертолет лежит в джунглях где-то во Вьетнаме».