16 декабря пятый раз подряд премьера пьесы «За двумя зайцами» прошла с аншлагом. Чтобы привлечь зрителя, нужно было постараться.
Многие современные театры сегодня активно ставят классику, но при этом делают с ней немыслимые вещи. К примеру, одни режиссеры заставляют классических героев «заниматься любовью» прямо на сцене. Другие связывают их нервные потрясения и переживания с наркотической зависимостью.
У такого подхода к постановке классики есть противники, считающие подобные повороты сюжета использованием автора в своих целях. Важно, говорят они, предлагая зрителю современный вариант классического произведения, не заиграться. Похоже, актерам, сыгравшим в новой постановке пьесы «За двумя зайцами», и Владимиру Савинову, режиссеру, поставившему ее, это удалось.
Так, действие спектакля происходит на огромной рулетке, символизирующей жизнь, полную страстей и авантюр. И так же, как крутится и останавливается рулетка в казино, столь же замедляется и ускоряется действие на сцене.
Современная музыка, танцы, скользящая походка Майкла Джексона, которой Свирид Голохвостов встречает Проню Прокоповну... Среди книг, которые советует почитать героине главный герой, роман о битве русских с кабардинцами. Костюмы многих героев, отдавая дань происходящему сегодня, выдержаны в красно-оранжевых тонах. Старый граммофон с треском читает CD-диски. Герои едят бананы, пьют сок из тетрапака,
покупают шампанское за гривни.
Что касается одежды, то современная мода, кажется, только наполовину дошла до города, где живут герои: мама Прони щеголяет в очипке, с обручем в руках, полосатых гетрах и кроссовках; папа — в розовой футболке, голубом шелковом халате, трусах по колено и черных сапогах. Кроме того, герои спектакля демонстрируют современные нравы. К примеру, Проня и Свирид заявляют родителям о своей скоропостижной женитьбе, лежа на полу, а скромница Галя знает, куда бить приставучего Голохвостого, чтобы тот отстал.
Об актуальности данного произведения в наши дни рассказывают актеры, занятые в постановке.
Владимир Берелет, сыгравший Свирида Голохвостого:
— Актуализировать классику можно самой жизнью, отношением к ней. Просто раньше были иные подтексты. Есть контекст, есть подтекст. Контекст написан Старицким, а подтекст каждый режиссер, каждый актер вкладывает свой.
Что касается актуальности произведения, то ее можно выразить многими фразами. Первое, что приходит на ум, это одна из первыз фраз спектакля: «Дурнi хохли». В данный момент, в данной ситуации (и политической, и жизненной) — «дурнi хохли». Сидим и молчим. Ей-богу, мы дурнi.
Нона Платонова, сыгравшая Проню:
— Классика как была актуальна во времена Старицкого, так актуальна и сейчас. Ничего не изменилось. Те же проблемы: суметь отделить мишуру от главного — любви, преданности, благородства. Мы же просто изменили костюмы.
Проня у меня получилась более современная, чем в фильме, этакая Диана-охотница. Я, конечно, не хочу равняться с Маргаритой Криницыной, но я сыграла Проню по-своему. Как человек двадцать первого века. Каждая девушка мечтает выйти замуж. Хочет, чтобы ее оценили по достоинству, а не за богатство. Вот это Проня и пытается доказать.
Александра Сокол, сыгравшая мать Прони:
— Не думаю, что Владимир Савинов в этом спектакле не хотел повториться. Просто в современном укладе нашей жизни наш режиссер увидел то же, что и Старицкий в свое время.
Мне кажется, что в спектакле отражен мир, в котором мы сегодня живем.
Если вы заметили, музыка взята из шоу Данилко. То есть для нас это вершина той пошлости, которая идет с голубого экрана. Материала для этого спектакля сейчас полно.
Мы не знаем, как жили люди во времена Старицкого, а значит, играем современных людей. И я тоже. В своей героине мне хотелось передать ту первозданность, простоту, из которой в процессе акселерации и цивилизации вырастают пронеподобные существа.