Сумские обители

Ровно 250 лет назад императрица Екатерина ІІ закрыла два сумских монастыря. Не лишним будет вспомнить о них, а также уточнить, что это за монастырь на ул. Роменская

Иоанно-Предтеченский №2. Монастырь на ул. Роменская построен перед самой революцией, принять монахов он не успел.

3 марта у православных христиан начинается Великий пост, являющийся подготовкой души и тела к празднику Пасхи.

Что касается Сум, то в жизни города религия с самого начала играла большую роль. Кроме многочисленных церквей, в окрестностях города существовало три монастыря.

Малая Чернетчина и ее чернецы

Село Токари и присоединенное к нему село Малая Чернетчина находятся всего в 2 км от Сум. Название «Малая Чернетчина», как и второе название этого населенного пункта — Монастырек, наводит на мысль, что в прошлом здесь обитали чернецы-монахи. Так оно и есть. Когда-то здесь находился мужской Успенский монастырь (называемый иногда также Сумским), просуществовавший почти полтораста лет и славившийся своим богатством.

Возникновение этого монастыря неразрывно связано с основанием Сум и других окрестных населенных пунктов во второй половине XVII в.

Появление Успенского монастыря историки связывают с именем первого сумского осадчего, полковника Гарасима Кондратьева. Он много жертвовал на строительство храмов и другие нужды церкви. Наверное, он не только был религиозным человеком, но и заботился, чтобы в Сумы пришла цивилизация, основным носителем которой на тот момент была именно Церковь — под ее эгидой развивались культура и образование.

Считается, что строительство Успенского монастыря началось в 1658 г., вскоре после возведения Сумской крепости, хотя первые официальные бумаги на обитель датируются 1671 г., а село Малая Чернетчина отсчитывает свою историю с 1672 г. Местность для монастыря выбрали удобную и живописную — в окружении защищавших от непогоды холмов, с прудом и обширными лесными угодьями.

Каким был Успенский монастырь, мы знаем благодаря дошедшему до нас описанию святителя Филарета, сделанному в 1859 г., когда монастыря уже не было, однако память о нем еще не стерлась. В своей работе «Историко-статистическое описание Харьковской епархии» Филарет пишет, что в последние десятилетия своего существования монастырь был великолепный. В нем было три каменных храма — Успения Богоматери, с приделом Вознесения Господня (на хорах). Архангела Михаила, при котором была братская трапезная, и Всех Святых, под которым располагались ворота, ведущие в монастырь (надвратный храм). Монастырь имел шесть фруктовых садов, мельницу с десятью колесами на р. Псел, а также лесные «дачи» (владения).

Малочернетчинские личности

Монастыри, как своего рода острова цивилизации, притягивали образованных людей. В малочернетчинском монастыре какое-то время жил знаменитый украинский просветитель, философ и поэт Г. Сковорода — это было в 1760-х гг., периоде наибольшего расцвета обители.

Не менее примечательна личность ктитора (т.е. «спонсора») монастыря Якова Шубского, позже ставшего игуменом (настоятелем) монастыря. Он родился в слободе Белкове Ахтырского полка в семье священнослужителя и имел прекрасный голос, благодаря которому попал в придворную капеллу. Причем голос был не единственным даром юноши — он отличался также умом и примерным поведением. Эти качества помогли Якову остаться при дворе императрицы Елизаветы даже после того, как его голос потерял прежнюю красоту — бывший певец стал чтецом, а со временем и ктитором придворной церкви. Императрица пожаловала своему придворному чин бригадира (выше полковника и ниже генерал-майора). После смерти своей покровительницы Шубский переехал из Петербурга в Малочернетчинский монастырь, где провел последние годы жизни его отец — иеромонах Арсений. Спустя некоторое время бывший придворный также принял монашество. Все свое состояние Яков Шубский пожертвовал на нужды монастыря — в частности на строительство всех трех каменных храмов.

Можно себе представить, каким горем стало упразднение императрицей Екатериной в числе прочих и Успенского монастыря в 1788 г.! Монахам было предписано пере-йти в Куряж, а их владения пустили с молотка. Тот же Филарет описывает судьбу монастыря: «Кирпич главной церкви продан был для церкви Верхней Сыроватки, железо — для сумской Воскресенской, а железные двери — для сумской Николаевской. Иконостас, по определению Свящ. Синода, передали в Каплуновскую церковь. Архангельский храм поступил на постройку колокольни сумской Покровской церкви. Каменная ограда, окружавшая монастырь, продана для чернетчинской Богословской церкви. Деревянные кельи проданы сумским жителям. В прочие постройки перешли монастырские крестьяне Чернетчины и составили приход бывшей монастырской Всесвятской церкви. Куда девались дорогие ризы, бывшие на иконах, книги, утварь — неизвестно». Отец Иаков Шубский не хотел расставаться с монастырем и получил разрешение дожить в своих кельях, где и скончался в 1790 г., не оставив после себя ни копейки.

Эхо былой славы

Итак, от монастыря остался лишь один храм — Всех Святых, надвратный. Под ним находилось пространство, служившее проходом в монастырь для пешеходов и телег. Это пространство закрыли, сделав в нем склад для дров и разной ненужной утвари. В храме продолжали править службы, как в обычной церкви. Но спустя столетие после закрытия монастыря ему суждено было отличиться, продлив таким образом свою славу.

30 ноября (13 декабря по новому стилю) 1887 г. здесь чудесным образом был явлен образ Спасителя, являвшийся измененной копией иконы «Спас Кровоточивый». Считается, что эту икону приобрел на Волыни и подарил монастырю сам полковник Гарасим Кондратьев. Легенда гласит, что местная крестьянка Анисия Панченко поранила руку, и рана вскоре воспалилась. Лечение не помогало. Но однажды женщине приснилось, что она на дровяном складе храма нашла икону и Господь исцелил Анисию. Причем сон оказался вещим, потому что рука действительно зажила, а икону спустя десять дней обнаружили в том самом месте, где она пребывала во сне Анисии.

По распоряжению Харьковской духовной консистории в 1888 г. икону разрешено было поместить на стене местной церкви. В июле 1892 года ее привозили в Сумы как средство против разбушевавшейся в городе холеры. А с 1904 г. с Малочернетчинским чудотворным образом Спасителя стал постоянно проводиться крестный ход в церковь слободы Великая Чернетчина Сумского уезда.

После революции образ был утрачен, и лишь в 2012 г. обнаружен в частной коллекции донецкого коллекционера Олега Здановича, после чего уже выставлялся в Сумах для всех верующих.

К сожалению, на сегодняшний день полностью Всесвятский храм в Малой Чернетчине не сохранился — от него осталась только колокольня, возвышающаяся посреди села и заметная издалека.

Женская обитель на Луке

Кроме мужского монастыря, в окрестностях Сум был и женский Иоанно-Предтеченский монастырь в слободе Лука. Появился он ненамного позже Малочернетчинского — в 1687 г., и в этом тоже немалая заслуга сумского полковника Гарасима Кондратьева: на его средства, в частности, был построен главный монастырский храм Иоанна Предтечи. Второй храм монастыря — Введенский — возвели на средства сумского полкового судьи Ивана Рубана. Иоанно-Предтеченский монастырь просуществовал ровно сто лет и был, как и Малочернетчинский, в 1787 г. упразднен по указу императрицы Екатерины.

Правда, фактически он закрылся лишь в 1811 г. По поводу такой отсрочки существует легенда: в монастыре якобы жила сосланная сюда грузинская царевна, и ради нее монастырь на некоторое время оставили в покое. Но, скорее всего, это просто красивая сказка.

Нынешняя Иоанно-Предтеченская церковь на Луке была построена уже полвека спустя (в 1839 г.) на средства местных дворян Линтваревых — причем не на месте прежнего одноименного храма, а на месте деревянной Введенской церкви, которую специально разобрали. В 1907 г. к новой Иоанно-Предтеченской церкви пристроили два боковых алтаря — св. Троицы и св. Иоанна.

Церковь примечательна не только своим почтенным возрастом и архитектурными достоинствами, но и бывавшими здесь людьми. Лука известна статусом «чеховского» места. А местная церковь сыграла особую роль в биографии семейства Чеховых. Именно здесь в 1889 г. отпевали Николая Чехова, могила которого находится на Лучанском кладбище, и здесь же, причем тем же летом, венчались другой брат писателя, Александр, и его избранница Наталья Гольден.

В 30-е гг. ХХв. церковь была закрыта и около двадцати лет простояла пустой, разве что в ней был какой-то склад. Но в 50-е гг. она снова стала действовать.

Сегодня храм имеет адрес: ул. Орджоникидзе, 87 и обладает статусом памятника архитектуры местного значения, с охранным номером 175-См. На его территории сохранилась могила священника, умершего в 1911 г., и двух подростков, застреленных немцами во время оккупации. А вот от построек монастыря совсем ничего не сохранилось.

Монастырь на Роменской

Пантелеимоновский храм на ул. Роменская и другие постройки при нем в Сумах называют не иначе, как «монастырем». Действительно, эти здания, построенные в начале XX в. на околице Сум с названием Свищи, должны были стать основой запланированного в Сумах нового Иоанно-Предтеченского монастыря и несколько лет успели побыть местом службы и обитания монахов. Но революция 1917 г. нарушила эти планы. Известно, что в декабре 1919 г. епископ Митрофан эмигрировал в Сербию, а остальная братия бежала от преследований новой власти.

Архитектурный комплекс, который успели построить к 1915 г., назывался архиерейским по-дворьем. Храм Св. Пантелеимона в формах псковско-новгородской архитектуры XII-XIII вв. построили по проекту известного архитектора Алексея Щусева, которого сначала хотели привлечь к проектированию Троицкого собора.

Пантелеимоновский храм заметно отличается от других церквей Сум своей оригинальной архитектурой. Храм имеет два придела — св. Николая и образа Богоматери «Скоропослушница». Основным жертвователем на постройку храма был сумской купец Иван Кулешов, который, кстати, возвел в Сумах еще одно приметное здание — торговый пассаж, в котором теперь находится «старый универмаг» на ул. Кооперативная. А замечательное двухэтажное здание красного кирпича в глубине участка — это место обитания епископа Митрофана и еще нескольких монахов. Здание построено по проекту харьковского епархиального архитектора Владимира Покровского, которому принадлежит множество интересных проектов зданий на территории нынешних Украины и Польши.

В советское время церковь продолжала функционировать по своему назначению до 1963 г., когда там хотели устроить планетарий. Но что-то помешало реализации этого плана. Само же помещение использовалось как склад. Уже на закате СССР, в 1991 г., здесь возобновились богослужения. Через несколько лет, в 1998 г., ожил и архиерейский корпус.

В Украине было узаконено религиозное образование, и в Сумах появилось Сумское пастырско-богословское духовное училище, которое разместилось в бывшей резиденции епископа. На средства епархии в нем были сделаны ремонт и перепланировка, появились читальный и актовый залы, учебные аудитории и т.д. На втором этаже устроен домовой храм прав. Иоанна Кронштадтского и прп. Симеона Нового Богослова, освященный 5 марта 2000 г.

Фото
  • Иоанно-Предтеченский №1. Монастырь на Луке Екатерина II упразднила, но на его месте построили одноименный храм.
  • Колокольня Всесвятского храма. Все, что осталось от богатого Успенского монастыря в Малой Чернетчине.
По теме

Екатерина II против монастырей

10 марта 1764 года Екатерина II завершила политику секуляризации церковных земель, уничтожения монастырских вотчин и закрытия монастырей. Суть проекта была в сокращении количества монастырей с 954 до 418 и введении новых правил их обеспечения: часть финансировалась государством, другие жили на народные пожертвования. Причина была в том, что свободные от налогов монастыри слишком развились экономически, что было невыгодно государству. В 1764 г. под реформу попали великоросские монастыри, а до монастырей юга империи, в т.ч. Харьковской губернии, она дошла в 1788 г. Среди закрытых монастырей были сумские — Успенский мужской и Иоанно-Предтеченский женский, а также ахтырский Троицкий монастыри.

view counter

view counter
view counter
view counter
Загружаем курсы валют от minfin.com.ua
18
У Сумах пройшов благодійний ярмарок на підтримку ЗСУ з нагоди Дня Конституції України
У Сумах пройшов благодійний ярмарок на підтримку ЗСУ з нагоди Дня Конституції України
У Сумах пройшов благодійний ярмарок на підтримку ЗСУ з нагоди Дня Конституції України
У Сумах пройшов благодійний ярмарок на підтримку ЗСУ з нагоди Дня Конституції України
У Сумах пройшов благодійний ярмарок на підтримку ЗСУ з нагоди Дня Конституції України
У Сумах пройшов благодійний ярмарок на підтримку ЗСУ з нагоди Дня Конституції України
19
Суми. Вечірні враження
Суми. Вечірні враження
Суми. Вечірні враження
Суми. Вечірні враження
Суми. Вечірні враження
Суми. Вечірні враження
30
День вишиванки - 2022
День вишиванки - 2022
День вишиванки - 2022
День вишиванки - 2022
День вишиванки - 2022
День вишиванки - 2022

Вы можете отметить интересные вам фрагменты текста, которые будут доступны по уникальной ссылке в адресной строке браузера.