Если учитывать, что План принят только в шести областях Украины, то можно сделать вывод: страна в большинстве своем не спешит формировать местные общины и брать власть на местах в свои руки. Центральная власть пока не подгоняет, т.к. в основе процесса задекларирован принцип добровольности, но настоятельно рекомендует сделать это как можно скорее, обещая различные преференции.
На прошлой сессии депутаты Сумского облсовета завалили голосование за Перспективный план формирования территориальных общин, без которого область не может двигаться по пути реформы местного самоуправления. Из 61 депутата, присутствовавшего в зале, «за» проголосовало 37, «против» – один, 23 – не голосовало (фракции «Батьківщина» и «Воля народу»).
Директор регионального офиса по вопросам реформ в сфере местного самоуправления, децентрализации полномочий органов исполнительной власти Нина Мельник надеется, что на следующей сессии депутаты все же одобрят План. По ее словам, сейчас он дорабатывается и дополняется в соответствии с предложениями, поступающими от местных общин. После утверждения депутатским корпусом План должен быть направлен на утверждение Кабмина, где его будут проверять, все ли сделано, согласно Методике.
Вторым этапом реформы станет объединение. Этот процесс пока не имеет временных рамок (уже нет цели успеть до осенних выборов в местные органы власти) и будет длиться до тех пор, пока сами территориальные общины не проявят инициативу к объединению либо государство не примет закон об административно-территориальном устройстве. В европейских странах процесс шел именно так: сначала добровольно, потом административно.
- Объединение общин осуществляется на добровольных началах, но в соответствии с определенной правительством методикой, т.к. это не может быть хаотичным движением, - объясняет Нина Мельник. - Так, при формировании жизнеспособных территориальных общин прежде всего учитывается удаленность от центра общины, наличие школ, садиков, больниц, кадровых ресурсов. По Методике объединение должно проходить в пределах области и желательно в пределах района. Перспективным планом мы только определяем оптимальный вариант объединения. Окончательное же решение будут принимать общины. Те общины, которые объединятся в соответствии с Методикой и Планом, будут иметь прямые отношения с государственным бюджетом и дополнительные финансовые ресурсы: 60% НДФЛ, 100% единого налога, налога на прибыль предприятий. Чтобы получать такие преференции с 1 января 2016 года, надо успеть объединиться в этом году, т.е. до формирования бюджета.
По информации Н.Мельник, на данный момент из районов поступили предложения о создании 53 объединенных территориальных общин. По одной - в Кролевецком, Краснопольском, Путивльском, Шосткинском районах; по две общины - в Белопольском, Бурынском, Великописаревском, Липоводолинском, Середина-Будском и Тростянецком районах. На Ямпольщине, Лебединщине и Ахтырщине предложили создать по три объединеные общины, на Роменщине - четыре. На Глуховщине, Недригайловщине, Конотопщине - по пять.
На территории Сумского района и города Сумы рассматриваются варианты создания девяти территориальных общин. К Сумам изъявили желание присоединиться Песчанский и Красносельский сельсоветы. Плюс еще восемь центров – Верхняя Сыроватка, Нижняя Сыроватка, п. Сад, Степановка, Стецковка (или Хотень), Юнаковка, В.-Чернетчина и Николаевка.
- Процесс консультаций с местными общинами продолжается. Вносятся изменения не только о количественном составе общин, но и вхождении территориальных единиц той или иной общины, - добавила Нина Мельник.
Далеко не все сельсоветы Сумской области готовы к принятию решения, т.к. людям не хватает информации, «что это даст моему селу и мне лично». Декларации о том, что целью реформ является создание жизнеспособных самодостаточных общин, слабо подкрепляются экономическими доводами. Специалистов для проведения экономических расчетов и разработки т.н. дорожной карты по каждому из возможных вариантов объединения никто не представил. А ведь после принятия решения община должна будет решать все свои проблемы за собственные ресурсы плюс деньги из госбюджета на обязательные статьи расходов.
Кроме того, остается без ответа ряд вопросов, требующих дальнейшего урегулирования на законодательном уровне. К примеру, уточнение прав и обязанностей старосты и аппарата объединенной территориальной общины, возможность присоединения к территориальным общинам не только сельских (поселковых советов), но и отдельных населенных пунктов, а также предложения об уплате налога на доходы физических лиц по месту регистрации работников, а не предприятия.
Известно, что представительным органом общины будет совет, который изберет исполком. Малые села, вошедшие в объединенную общину, будут представлены в местном совете своими депутатами, а в исполкоме - сельскими старостами (с правом вето на решения исполкома). Законом «О добровольном объединении территориальных общин» предусмотрено, что областной совет одновременно с принятием решения о создании объединенной территориальной общины назначает первые местные выборы.
В то же время остается трехступенчатая система управления: община, район и регион (область). Сохраняются обл- и райгосадминистрации, которые будут выполнять контролирующие функции. Впоследствии планируется объединение районов (укрупнение) и сокращение полномочий как райадминистраций, так и обладминистрации.
Для информирования и консультирования по вопросам объединения общин в Сумской области создан специальный офис. Директор - Мельник Нина Михайловна.
Адрес: 40030, Сумы, пл. Независимости, 2, каб. 48/а, 48/б, тел. (0542) 700 648, e-mail: [email protected]
Страничка в социальных сетях: https://www.facebook.com/officereform
12 березня 2021 року Програма "U-LEAD з Європою" провела особливу подію – онлайн навчальний візит до Тростянецької громади Сумської області,...
На наших очах створюється небезпечний прецедент, через який в Україні може бути призупинено реформу місцевого самоврядування....
Чому великі міста не спішать вступати в реформу децентралізації, і як буде створюватися інтегрована система соціальних послуг в нових ОТГ?...
Події ущільнюються. Масштаб роботи для реформаторів сьогодні збільшується....
Сьогодні ми є свідками впровадження в країні, можливо, найуспішнішої і наймасштабнішої реформи за всі роки незалежності України – децентралізації....