Существует поверье, что в старину мужчина-снеговик почитался как дух зимы. Также некоторые источники утверждают, что вылепленное из снега изображение Деда Мороза, считалось на Руси образом бога легкого морозца.
А еще снеговиков сравнивают с ангелами: они белые, чистые и хрупкие; спускаются на землю, дарят людям свет и радость общения, а потом улетают, испарясь с земли или будучи разрушенными на ней.
Снежные бабы издревле известны на Руси. По преданию, святой Франциск Ассизский, борясь с бесами, начал лепить снеговиков и называть их своими женой и детьми.
Другие источники утверждают, что детская забава сооружать снежную бабу — явное наследие тех времен, когда из снега лепили идола, представлявшего Великую Мать в ее зимней ипостаси. С ней же связывают выражение «матушка-зима», кажущееся чрезмерно ласковым, если учесть лютую стужу, сопровождающую это время года в наших широтах.
Когда же стали лепить из снега идолов? По этому поводу пишут, что в день зимнего солнцестояния (25 декабря) надо было помочь солнцу набрать силу — поэтому крестьяне жгли костры, катали горящие колеса, символизирующие светило. Чтобы зима была не слишком суровой, лепили снежную бабу, изображавшую зиму, водили вокруг нее хороводы, напевая:
Мороз, мороз, через тын перерос,
Бабу снежную принес.
Баба, нос крючком,
Получай снега ком! —
и разбивали ее снежками.
Следующий праздник, на который лепили снежную бабу, была Масленица. Хотя на этот праздник чаще делали куклу из соломы, в некоторых регионах материалом для нее был снег. Люди кланялись ей и говорили: «Здравствуй, делена душа!».
Со временем обычай лепить снеговиков и снежных баб лишился своего культового содержания и превратился в просто веселую и увлекательную игру и для детей, и для взрослых.