Включите телевизор - и вам предложат сходить 14 августа на концерт Роберта Планта. Зайдите в любой музыкальный магазин (неважно, в Сумах или Киеве) - и вы увидите, что добрая половина всей музыки - хард-рок. Послушайте критиков, они скажут, что это уже не музыка протеста подрастающего поколения, как это было в 70-х. Посмотрите: сегодня на концерты «Nazareth», «Deep Purple» и «Uriah Heep» ходят взрослые солидные люди.
О том, почему хард-рок опять стал популярным, рассказывают самые старые сумские рокеры - гитарист группы «Резонанс» Анатолий Капран и директор группы Сергей Нечипоренко.
- Сейчас многие говорят о том, что хард-рок вернулся. А может, он никуда и не девался?
Анатолий: - Конечно, для тех, кто этим жил, хард-рок никуда не девался.
Сергей: - Давайте посмотрим на дискографии самых известных хард-рок-групп.
Они не прекращали работать ни в 80-е, ни в 90-е: выпускали пластинки, ездили на гастроли. На Западе интерес к хард-року не снижался. А вот у нас был период падения интереса к этому жанру.
- Говорят, что это связано со сменой приоритетов, с кризисом начала 90-х и с появлением новой клубной культуры...
С.: - Что касается клубов, то там должна быть такая музыка, чтоб люди могли нормально поесть, пообщаться. Хард-рок для этого не подходит, поэтому тогда он в клубы не попал. Там остался только попсиризованный рок.
- Некоторые критики объясняют нынешнюю популярность хард-рока тем, что люди, воспитанные на этой музыке, сейчас стали платежеспособной публикой, которая может покупать диски и ходить на концерты.
А.: - Не знаю, насколько это соответствует действительности. Мы много раз ездили на концерты - и на «Nazareth», и на «Deep Purple». Там очень много молодежи.
- А чем вообще можно объяснить популярность хард-рока?
А.: - Это очень заводная, драйвовая музыка. Поэтому сольные альбомы некоторых известных гитаристов, где они импровизируют в джазовом стиле, я слушать не могу. Там нет драйва.
- Ну а нанешний хард чем-то отличается от музыки 30-летней давности?
А.: - Да. Раньше многие считали хард-рок чуть ли не сатанинской музыкой, хотя многие известные музыканты сами в этом виноваты - заигрывали с загробной темой. Хорошо, что тогда мы текстов не понимали. Многие молодые команды сейчас в такой эстетике не работают. Сейчас в хард-роке очень моден жанр фэнтези и исторические темы.
- В Украине много новых команд появляется?
А.: - Как ни странно, новых практически нет, в Сумах только мы остались.
Да и по всему СНГ новых хард-рок-групп почти нет.
- Что за парадокс: музыка популярна, а новых групп нет?
А.: - Рок-групп много, даже в Сумах, но они еще не определились со стилем. Элементы хард-рока используют многие, но в конечном счете играют несколько другую музыку.
А.: - А не может так случиться, что на вашем поколении популярность тяжелого рока закончится? Будущее у этой музыки есть?
А.: - Есть, конечно, потому что существует преемственность поколений. Вот, например, в нашей группе музыканты разного возраста - от 25 до 48 лет. И никаких конфликтов поколений. У нас вкусы совпадают, мы и музыку играем, и вместе можем пива попить, и о жизни поговорить.
А если вы придете на концерт, то увидите, сколько молодых людей пришло нас послушать. Люди, которым сейчас 15, воспитываются на этой музыке, как и мы когда-то.