Играли любимцы сумской публики, пианисты Дмитрий Семикрас и Валентин Кисиленко.
Талантливые музыканты хорошо известны слушателям, можно сказать, что они выросли на глазах своих нынешних поклонников.
Оба они ещё очень молоды. Дмитрию 14 лет, он учащийся сумской музыкальной школы №1, а Валентину — 20 и он уже студент НМАУ им. П.И.Чайковского. Оба динамично развиваются, и каждое их следующее выступление отличается от предыдущего. Вдвоём музыканты в последний раз выступали в Сумах год назад на «Органуме 2015».
И вот новая встреча и новые впечатления.
Дмитрий Семикрас играл в первом отделении. В его программе были Бах, Моцарт, Рахманинов, Лист, Шопен и «Остров радости» Клода Дебюсси, ставший своеобразным связующим звеном с предыдущим концертом фестиваля, где несколько произведений этого композитора прозвучало в исполнении бельгийских виртуозов Тона Фрета и Вероники Ильченко.
В исполнении Дмитрия Семикраса «Остров радости» запомнился ещё и тем, как это было сыграно. У Дмитрия нет проблем с техникой, в смысле беглости пальцев. Его мастерства и музыкального интеллекта уже вполне достаточно, чтобы выучить и пересказать без сбоев тексты практически любой сложности. На всякий случай, правда, оговоримся, что имеется в виду музыка, созданная до середины XX века.
В настоящий момент на первое место выходит энергетика артиста-исполнителя, искренность и открытость «проживания» произведения, умение играть не только для себя, но и вступать в со-творческий диалог со слушателями.
Нам показалось, что в этот раз молодой музыкант начал несколько сдержанно, как бы экономя силы. Безусловно, уровня его исполнительских возможностей и так хватило бы, чтобы вызвать бурные аплодисменты достаточно искушенной в музыке публики. Но под конец, видимо, сил осталось больше, чем ожидалось, и они все выплеснулись в эмоция и энергетике, вложенных в «Остров радости». И надо сказать, что это было уже совсем другое – взрослое — качество воздействия игры музыканта на публику. После звучания финального аккорда стало ясно, что одаренный ребёнок на глазах превращается в большого серьёзного музыканта.
Валентин Кисиленко выступал во втором отделении, играл всего два произведения и в этот раз показал, как ему покоряются большие и сложные формы.
Первыми прозвучали «Симфонические этюды» Шумана, о которых сам автор писал, что они трудны для восприятия публикой. Исполнение «этюдов» на «Органуме» было интересно ещё и тем, что осенью их на «Бах–фесте» играл Дмитрий Онищенко.
По словам продюсера обоих фестивалей Ореста Коваля, Валентин Кисиленко именно тогда принял решение включить «Симфонические этюды» в свой репертуар.
Играл Валентин так, как можно позволить себе или дома, или в столице, то есть там, где публика изначально готова к восприятию сложного и музыканту не надо её завоёвывать и раскачивать. Справедливости ради отметим, что слушателей до этого основательно «взбудоражил» и раскрыл Дмитрий Семикрас.
В выступлении Валентина же добавилось то, чего не всегда ещё хватает его младшему партнёру — внутренней взрослой наполненности чувствами и переживаниями. Дмитрий пока, скорее, берёт вершины — красиво, легко, но всё же это выглядит именно как преодоление и покорение. А Валентин уже рассматривает мир с высоты и открывает перед слушателями новые, видимые ему оттуда горизонты, и все технические умения для него — средство, а не цель.
«Этюды» прозвучали блестяще и были восприняты достаточно легко. Но следующее произведение оказалось ещё сложнее.
Второй была фортепианная сонатам «ми бемоль минор ор.26» Самуэля Барбера, написанная в 1949 году и впервые исполненная одним из величайших пианистов в истории, знаменитым уроженцем Киева Владимиром Горовицем. Тем самым, к приближающемуся конкурсу памяти которого готовил и откатывал на нашем концерте свою программу Дмитрий Семикрас.
Соната Барбера — это уже музыка середины 20-го века. Она оказалась сложнее всего, что звучало прежде, хотя и считается сегодня популярным среди пианистов концертным произведением. Вероятно, мы в провинции всё ещё живём, в основном, в музыкальной традиции XIX века, если написанная более 67 лет назад соната и в наши дни слушается как авангард. Впрочем, как заметил недавно известный сумской искусствовед Сергей Побожий, истинная ценность художественного произведения становится понятной не ранее, чем через 50 лет после его создания. Так что время сонаты Барбера только наступает.
Как обычно, в конце были овации и «бис». И не только по причине известной душевной щедрости сумской публики, а ещё и потому, что оба исполнителя дали музыке сделать с присутствующими то душевное преображение, ради которого она и создаётся.
Следующий концерт «Органума» состоится 10 апреля в костеле на Псельской. Выступает ансамбль фольклорной музыки «Серпанок» под руководством Елены Гончаренко.
Это будет нечто абсолютно другое – настоящая украинская история и, в частности, история Сумщины, рассказанная с помощью, максимально приближенного к народному, исполнения старинных обрядовых песен.
Начало всех концертов «Органума» в 18.00, сообщает медиа портал АТС creativpodiya.com.
Право открыть фестиваль выпало киевскому дуэту музыкантов в составе: Татьяна Журавель (сопрано) и Наталия Королько (фортепиано)....
В среду, 27 апреля, в зале областной филармонии состоялся очередной концерт XXIII фестиваля «Оrganum»....
В воскресенье, 17 апреля, в зале сумской областной филармонии состоялся четвёртый концерт XXIII фестиваля «Оrganum»....
10 апреля фестиваль «Органум» провёл свой третий концерт. Он прошёл в зале Католического храма....
По хорошей весенней традиции в понедельник 4 апреля в зале областной филармонии открылся очередной фестиваль качественной музыки всех жанров «Органум»....