Андрей Бойко и его "Любов" представляли на фестивале Сумы
11-й год подряд в конце зимы сюда наведываются необычные люди с лопатами, бензопилой, красками и прочим инвентарем. На этот раз тишину валов, окружающих поля, реки, озера и лесные насаждения, взбудоражили три десятка художников из нескольких городов Украины. Активные, творческие и бесстрашные люди, несмотря на погодные условия, два дня творили, стараясь не нарушить экосистему места. Среди них был и сумчанин Андрей Бойко.
Международный зимний фестиваль land-art «Мифогенез» проводится ежегодно с 2006 года. В этом году он прошел в одиннадцатый раз и длился с 19 по 21 февраля.
Одни представители лэнд-арта роют рвы и траншеи, возводят искусственные холмы, гигантские скульптуры, раскрашивают горы, творят по образцу природы.
Другие упорядочивают пространство – создают правильные формы там, где их изначально не могло быть, дополняют ландшафт объектами, подчеркивающими его уникальность.
На фестивале «Мифогенез» художественные объекты создавались из подручных средств. Но так, чтобы вписать их в ландшафт древних скифских валов.
За каждой работой – своя философия, своя мысль, концепция, в конце концов свой миф. Снег, лед, сухостой, ветки, огонь, вода и художественная фантазия – и вот появляются на валах странные объекты. Памятник любви, которая погибла, мистический «Оракул», «Хребет», перерезающий холм пополам, «Левиафан-2», выныривающий из воды, иллюзия водопада, целая новая гидросистема существования отдельных растений, игра огня со льдом и много чего еще...
Узнать детали этого необычного творческого процесса нам помог рассказ принявшего в нем непосредственное участие Андрея Бойко.
«В конце января в Сумах была выставка харьковской фото-художницы Лолы. Она-то меня и пригласила на «Мифогенез», сказала, что там будет много крутых художников из Харькова, – рассказывает Андрей. – Я поехал туда от скуки, просто чтоб развеяться и без каких-либо целей. Было 8 человек из Харькова, я был девятым, и меня признали за своего. Даже несмотря на то, что я всем говорил, что из Сум.
Я ехал туда, скорее, как гость, а не участник, хотел просто посмотреть. Да и Винницу хотелось увидеть, она ведь считается сейчас одним из самых экономически благоприятных регионов. Винница очень интересный город – чистенький, красивый. Набирает популярность среди туристов. Хотелось бы там больше времени провести».
– Можно ли назвать лэнд-арт популярным в Украине искусством?
– В Украине ежегодно проводится несколько лэнд-арт фестивалей: в Могрице, в Виннице, на острове Хортица и в Киеве. Вообще, лэнд-арт сейчас набирает обороты, особенно в Америке. И произведения там гораздо масштабнее, чем в Украине. Взять те же круги на полях огромных размеров. Весьма своеобразное взаимодействие художника с природой. Он приходит на какую-то местность, осматривается, и у него появляются идеи, какой след он может оставить на этом месте. На винницком «Мифогенезе» (а он как раз единственный зимний фестиваль), с этим было сложно: времени мало, всего два дня… Да и погода холодная была.
– Каким было открытие фестиваля?
– Перед открытием фестиваля каждый год в винницкой галерее «Арт-шик» делают выставку с фотографиями работ прошлого года. Если б не такие выставки, весь этот фестиваль был бы бессмысленным, так как тогда никто кроме самих авторов не увидел бы эти работы. А так после его окончания все это фотодокументируется и потом в течение года катается по всей Украине в виде выставки и каких-то отдельно выбранных инсталляций. В Сумах такая выставка была около 2-3 месяцев назад.
– Каковы впечатления от скифских валов, места проведения «Мифогенеза»?
– Валы стоят на гранитном щите, и представляют собой земляное возвышение. Рядом находится город Немиров. Фестиваль проходил в 50 км от Винницы, на местности, которая называется Скифское городище. За Немировом раньше располагался город Миров, находившийся рядом со скифскими валами. Это сооружения оборонного типа, куда население Мирова прятало все свои пожитки во время набегов кочевых племен. «Нычка», в принципе, была благоприятная, и они могли пересиживать там годами.
Существует легенда, что однажды на это поселение совершили коварное нападение и убили почти всех жителей Мирова. Выжившие решили, что это место проклято и спустившись по реке основали новый город, который назвали Немиров. И вот сегодня «скифские валы» стали заповедником, в котором каждую зиму и проходит «Мифогенез».
Место на самом деле очень крутое. Когда забираешься наверх, складывается впечатление, что стоишь на Великой китайской стене, даже проникаешься этой степной культурой.
Выбор локации для творческой работы огромен – площадь городища более 145 га, окружённое огромным валом и рвом около 5 км по периметру. Я хотел пройтись там и все посмотреть, но у меня не хватило ни времени, ни сил это сделать. А происходит это так: определяется лагерь, где все оставляют вещи, разжигается костер, повара готовят кушать, а все разбредаются в поисках подходящих мест для творчества.
Было интересно наблюдать за работой других участников. Так, например, «Левиафан-2» появился из огромных кусков льда, которые были вырезаны из замерзшего озера с помощью бензопилы. Другие же участники решили задействовать огонь.
– Расскажи о своей работе под названием «Любов».
– Поскольку скифские валы стоят на гранитном щите, там в некоторых местах прямо из земли торчат большие гранитные камни. И мне приглянулось как раз такое место. Там было 3 таких камня. У меня еще не было идеи, как их использовать, поэтому я прикрепил за ними огромный баннер (10х1,5 м), срезанный в городе, с изображением еды, который я привез с собой из Сум (сам не знаю зачем), обозначая таким образом «свое» место. Я сразу понял: вся «фишка» будет не в нем, это своего рода средство привлечения внимания. И вот пока я его устанавливал (на это ушел почти целый день), ко мне и пришла идея создания «Любви». Эта идея не нова. Я сделал лишь интерпретацию. Здесь все просто: скифы, когда покидали это городище, оставили здесь все: и веру, и надежду, и все, что угодно. На следующий день была куплена лопата, баллончик краски и похоронный венок с надписью «Любов». А те самые 3 камня стали надгробными плитами, возле которых я сделал песчаные насыпи в форме могил. Надписи можно было нацарапать зубилом, но времени было мало, и я решил воспользоваться краской.
Вал сам по себе ведь и есть братская могила, косточек там немало: и «своих», и «чужих». В том смысле, что хоронили там и тех, кто пытался завоевать город.
Обычному человеку, который не варится в этой теме, зачастую становится скучно и непонятно, что это за странные штуки и зачем они вообще нужны. Вот взять, например, «Левиафан» – чтоб понять эту работу, нужно об этом почитать или узнать от кого-то.
Я же старался сделать что-то такое, что становится понятным с первого взгляда. Ведь эта тема доступна всем: все хоронят родных и близких, переживают… Здесь не нужно объяснять суть – она и так видна невооруженным глазом.
– Дорого ли тебе обошлось участие в «Мифогенезе»?
– У этого фестиваля есть спонсоры, которые отбивают затраты на материалы для инсталляций, заявленные художниками, проживание и питание. Мои затраты они тоже отбили, так что за все пребывание в Виннице я потратил примерно 700 грн на материалы. Баннер я забрал домой, потому что оставлять там не было смысла, так как местные из ближайшей деревни, скорее всего, его бы срезали и забрали себе.
– Каким видится будущее работ с «Мифогенеза 2016»?
– Из фотоматериала будет сформирована экспозиция, которую представят на выставках в течение 2016 года в городах Украины и за рубежом. Так как у «Мифогенеза» есть завязки с другими странами (Польша, Израиль и т.д.), то планов у них много. Я слышал, в Польше планируют издать печатный каталог.
– Планируешь ли ты еще участвовать в лэнд-арт-фестивалях?
– Я раньше бывал в Мирополье и Могрице на подобных мероприятиях, видел как это происходит. А вот «Мифогенез» стал первым, где я принял непосредственное участие. Я не знаю, буду ли создавать что-то подобное. Скорее всего, буду участвовать, но только в тех мероприятиях, которые будут для меня интересны.
Оксана Гарасюк
Виолетта Терлыга и ее «Гребень». Гребень, которым «расчесывается ветер».
Марина Гандиш, «Арракис»
Арракис – планета из романа Герберта, в которой для восстановления естественной гидросистемы жители должны несколько веков употреблять воду не из источников, а набирать из воздуха или из самих себя посредством гидрокостюмов, что обеспечивает экономию влаги до максимума.
Богдан Локатыр, Маргарита Журунова, «Расслоение времени»
Идет алхимическая реакция – время распадается на составляющие. Вода символизирует прошлое, дым – будущее, между ними прослойка настоящего.
Дарья Пащенко, «Бруствер».
Оксана Чепелик, «Левиафан-2». Библейское морское чудовище, монстр. В Старом завете, иногда отождествляется с Сатаной. Образ Левиафана актуализируется благодаря фильму А. Звягинцева, а также нападению РФ на Украину.
Дарья Пащенко, Артур Солецкий, «Проекция».
Концепция: «Проекция» концентрирует в себе универсальный символ огня, который является самой статичной знаковой формой, перенесенной на разнотипные поверхности данного пространства.
Андрей Бойко и его «Любов» представляли на фестивале Сумы.
Максим Крамар, «Измерение пространства»
Для вдохновленных художников не существует преград.
Лэнд-арт (от англ. land art – «искусство земли», ландшафт-искусство) – это направление в искусстве, в котором создаваемое художником произведение неразрывно связано с природным ландшафтом. Для художника лэнд-арта природа – его соавтор. Она же предоставляет ему и материал для творчества: в дело идут озера, поля, земля, грязь, камни, деревья, листва, ветви, трава, лепестки цветов, вода, снег и т.д.
В рамках XI-го Международного зимнего фестиваля искусства окружающей среды творили: Сергей Якунин, Артур Солецкий, Дарья Пащенко (Львов), Оксана Чепелик и Вячеслав Чепелик-Кожин (Киев), Наталя Лісова (Винница), Андрей Бойко (Сумы), Юрий Штайда, Константин Зоркин, Ярослава Майстренко, Олесь Томах, Виолетта Терлига, Гайнутдинова Лола, Виктория Телетьен и Виктория Бронза (Харьков), Маргарита Журунова, Богдан Локатыр, Алексей Коношенко, Марина Гандиш и другие. Кстати, именно Сергея Якунина считают первопроходцем в сфере украинского лэнд-арта.
Организаторы проекта – департамент культуры Винницкого городского совета, департамент социальной и молодежной политики Винницкой областной государственной администрации, НОГО «Лаборатория актуального творчества», ВОГО «Лига развития искусства». Партнеры проекта: Ассоциация галерей Украины, Генеральное консульство Республики Польша в Виннице, РЦСМ «Арт-Шик», Винницкое областное отделение Союза архитекторов Украины.
«Главная концепция проекта остается неизменной: «Мифогенез», как определение создания, продуцирования новейшего мифа, является названием проекта, который определяет его тематику. Созданные участниками в контексте общего названия проекта объекты land-art, выполняют задачи «Мифогенеза» и визуализируют ощущение современности через художественный образ. Результатом является возникновение дискурсивного поля между зрителем и созданным художниками новым мифологическим пространством», – говорит куратор Международного зимнего фестиваля land-art «Mithogenes 2016», председатель ВОГО «Лаборатория актуального творчества» Александр Никитюк.
Андрей Бойко, 26 лет, сумской медиа-художник и журналист, основатель первой в Сумах независимой арт-площадки «Свободная художественная мастерская» (2013/14). Инициатор культурных акций, панк-концертов и гаражных рейвов.
2016 – Винница, лэнд-арт-фестиваль «Мифогенез»: «Любов»;
2015/16 – Санкт-Петербург, лофт-проект «Этажи»: выставка «#кибергоп»;
2015 – Харьков, сквот «Автономия»: «Саморазрушающиеся новостройки»;
2015 – Харьков, муниципальная галерея «M-gallery»: «Бррр», «Fabrika art-group»;
2015 – Киев, «Лаб-гараж»: «Гаражная история Андрея Бойко»;
2015 – Киев, «Лаб-гараж», «Gogol Nights»: выставка «Ночь», «Fabrika art-group»;
2015 – Киев, фотосушка на «DVYZH MARKET», «Южный Берег Киева», «Fabrika art-group»;
2015 – Сумы, «Гаражпоттинг»: «Девиантное поведение»;
2015 – Днепропетровск, фестиваль современного искусства «Территория»: выставка «Социальный вандализм», в арт-центре «Квартира»;
2015 – Киев, арт-фестиваль «Фабрика»;
2009 – Сумы, худсалон: «За все хорошее против всего плохого»;
2009 – Сумы, гаражная выставка: «Partyzan 365»;
2015 – «Fur-fur»: «Подиума не будет, у нас тут треш-вечеринка!»;
2015 – «5.6 Store»: «Short talks»;
2015 – «Buro 24/7»: «Эстетика дна»;
2015 – «Ikonamag»: «Гаражная история Андрея Бойко»;
2015 – «НАШ»: «Джельсомино в стране лжецов»;
2015 – «Fur-fur»: «Украинские подростки в объективе Андрея Бойко»;
2015 – «ART-Ukraine»: «Гаражна iсторiя Андрiя Бойка»;
2015 – «Cultprostir»: «Провiнцiйна эротика в столичному Lab-Garage»;
2015 – «Bird in flight»: фотопроект «Гаражи — это наша жизнь»;
2015 – «Данкор»: «Десять лет жизни: прожиг завершен успешно»;
2015 – «Метрополь»: «Поколение работников бензоколонок»;
2016 – «Список Достоевского», Фотографическое общество им. Достоевского
2015 – шорт-лист всеукраинской премии «Фотограф года 2014»