Два премьерных дня подряд и оба раза – аншлаг. Те, кто все же пропустил оба премьерных дня, могут смело идти в кассу и покупать билеты: 26 марта на сцену вновь выйдут Подколёсин, Агафья Тихоновна и многие другие.
Несмотря на довольно небольшой срок пребывания на посту художественного руководителя театра им. Щепкина, Антон Меженин работает над популяризацией театрального искусства, для чего ищет и создает связи с киевскими театралами. Так, для постановки нового спектакля он пригласил известного столичного режиссера и своего бывшего преподавателя Константина Дубинина.
За основу нового спектакля решили взять пьесу «Женитьба» и добавили к ней еще два произведения: «Тяжбу» и «Утро делового человека». Поводом для этого стали наставления самого Гоголя, который в своем письме М.С. Щепкину однажды написал: «Мне кажется, что я вам советовал вместе с «Женитьбою» дать «Утро делового человека». А впрочем, распоряжайтесь по-своему».
Эти три спектакля объединяет главный герой – Подколёсин, в честь которого и названа премьера. Режиссер не стал делать единую пьесу из этих трех, а оставил их идти одна за одной. Однако на длительности премьеры это никак не сказалось: все те же привычные сумчанам 2 действия, каждое примерно по часу. Если говорить о языке, то несмотря на то, что «Тяжба», «Женитьба» и «Утро делового человека» написаны Гоголем на русском, специально для спектакля «Подколёсин» в Киеве сделали перевод на украинский язык, однако воспринимается он также легко и как и оригинал. А благодаря художнику спектакля Алии Байтеновой зрители увидели еще и довольно интересное оформление пьесы, которое как бы погружает в эпоху дворянства «без прикрас» и помогает лучше прочувствовать сюжетную линию.
Оксана Гарасюк
Перед премьерой художественный руководитель театра Антон Меженин и режиссер спектакля Константин Дубинин дали пресс-конференцию.
- Как художественный руководитель, я задумываюсь: что нужно для театра, когда зритель уже в зале? – комментирует приглашение Дубинина худрук театра Меженин, - Нужно решить имиджевую задачу, то есть сделать так, чтоб о нем заговорили. В Киеве, за его пределами, да где угодно. А для этого нужно делать то, чего раньше не делали. Насколько я знаю, за несколько последних лет в Сумах не было приглашенных режиссеров из Киева. Это была первая мысль, что нужно стратегически театру. Серьезный имиджевый шаг. Какое-то имя. Мне очень хотелось, чтоб это был не просто режиссер-технолог, который выражает себя. В Киеве очень много режиссеров и они могут приехать и «потянуть одеяло на себя» со своим киевским виденьем. А Константин Михайлович - это человек, из-под руки которого вышло много ныне работающих режиссеров, то есть он еще и психолог. Таким образом я стараюсь решать еще и внутреннюю задачу, для развития коллектива. Кого же пригласить, кто коллективу будет приятен, полезен, нужен, то есть сработается с ним. Так мой выбор пал на Константина Михайловича. Я очень рад, что он не отказал, несмотря на огромную занятость в Киеве (сейчас и постановки идут, и преподавание в университете им. Карпенко-Карого). Поэтому действительно хотелось бы, чтоб это было театральное событие не только для города Сумы, чтобы театр переходил на следующую ступеньку. Когда приедут в мае киевские и одесские театры на Чеховфест, чтоб мы звучали с ними как минимум на одном уровне.
После успеха спектаклей «Кто виноват?», созданного по мотивам 150-летнего произведения и «Розовой паутины», Меженин и Дубинин решили снова представить сумчанам классику, но уже с сохранением эпохи, костюмов и прочего. На этот раз выбор пал на Н.В. Гоголя.
«Что такое классика? Это когда автор может звучать в любое время. В том и интерес: а что сегодня у Гоголя открывается для наших зрителей? К современным пьесам мы придем наверняка чуть позже. Современные произведения субъективны, они ориентированы на того или иного зрителя, а классика может собрать гораздо больший круг зрителей. Она актуальна всегда. Чем и как – это уже вопрос, над которым работает режиссер и актеры. Классика ничего не стоит если в ней не заложено то, что найдет отклик в зале. То есть нужно не сделать ее современной, а найти в ней современные мотивы, которые сами по себе уже в зрительном зале будут актуальны», - пояснил Константин Дубинин.
Несмотря на то, что режиссер спрашивал с щепкинцев без поблажек и поправок на провинцию, в целом, его ожидания были оправданы:
- Вы знаете, моя позиция в театре начинается с отношения к творчеству. Казалось бы, все актеры пришли в театр потому что они его любят, они хотят там быть. Но вы заблуждаетесь. Даже среди способных артистов много таких, которым это не очень интересно. Отношение к работе, способность заводиться от трудностей, желание их преодолевать – вы знаете, вот это есть не у всех. И поэтому я ценю отношение к репетициям, желание работать, больше чем талант. В данном случае я встретился с коллективом, который действительно в этом заинтересован. Вы представляете, я иду по коридорам после репетиции и слышу тексты Гоголя. Репетиция вроде как закончилась, но она не закончилась у артистов. Вот такое отношение – залог очень хороших вещей. Так что щепкинцами я очень доволен.»
«Я поражаюсь этому прекрасному человеку, который владеет таким даром терпения… Мы все не ангелы, безусловно. Я чувствовал себя учеником в работе с Константином Михайловичем. У нас были не просто репетиции, это были мастер-классы и даже лекции. Работалось конечно трудно, потому что он очень требовательный. А с другой стороны мне было легко. Почему? Да потому что было все понятно» - поделился своими впечатлениями от работы с киевским режиссером исполнитель роли Кочкарёва, Заслуженый артист Украины, Сергей Коренной.
Кстати, киевский режиссер поделился впечатлением не только об актерах, но и о сумских зрителях: «В провинции публика гораздо лучше чем в Киеве. В Киеве ходят как снобы, и уходят в антракте, как правило. С любого спектакля. Им важно зафиксироваться, что они пришли. А здесь я чую как в зрительном зале нужен театр. И на любом спектакле (я заходил, смотрел) есть вот этот интерес. На меня сумская публика произвела огромное впечатление. Люди тянутся ко всем жанрам, это удивительно.»
Дубинин Константин Михайлович — 1935 года рождения.
Окончил Московское театральное училище имени Щепкина, актерский курс; ГИТИС – режиссерский. Работал актером в «Малом Театре» (г. Москва).
В 70-х годах ХХ века – главный режиссер Государственного театра в городе Горький (Нижний Новгород).
С 90-х годов живет в г.Киеве.
Ставил спектакли в Киевском театре имени Леси Украинки и Киевском Тюзе на Липках, профессор кафедры режиссуры Национального университета театра, кино и телевидения им. И.К.Карпенко-Карого.
Список спектаклей поставленых на сцене Киевского ТЮЗа на Липках (1994—2010 гг.)
03.04.1994 — О. Островский «Не від світу цого»
23.04.1996 — Г. Ибсен «Геда Габлер»
26.09.1997 — Г. Запольская «Моральність пані Дульскої»
14.11.1998 — Нил Саймон «Твнцюй під власну дуду»
10.02.1999 — А. Пушкин «Потоп»
22.04.1999 — М. Твен «Пригоди Тома Сойера» (Киевская пектораль «за лучший детский спектакль»)
24.05.2000 — Ж. -Б. Мольер «Міщанин-шляхтич»
05.10.2000 — А. Лидгрен «Карлсон запрошує гостей»
04.10.2001 - И.Франко "Лис Микита" (Киевская пектораль «за лучший детский спектакль»)
20.12.2002 О.Островский "Вовки та..." - художественный руководитель постановки М.Михайличенка (Киевская пектораль «за лучший режиссёрский дебют»)
25.04.2003 - Г. Ибсен «Ляльковий дім»
20.11.2004 - М.Френкель "Придурок в стилі рококо"
08.04.2006 - С.Маршак "Кицин дім" (Киевская пектораль «за лучший детский спектакль» - номинант)
23.11.2006 - Неда Неждана "Химера"
07.10.2008 - Л.Баум "Чарівник країни OZ"
10.07.2009 - И.Карпено-Карый "Безталанна"
11.06.2010 - А.Чехов "Роман доктора" (пьеса К.Дубинина)
Творчий колектив сумського Національного академічного театру драми та музичної комедії ім.М.Щепкіна підготував чергову прем’єру – одноактовий балет «Дафніс і Хлоя»....
В сумском областном академическом театре драмы и музыкальной комедии им. М.С Щепкина появился новый спектакль.... 1
В Сумском областном театре драмы и музыкальной комедии им. Щепкина — очередная премьера. На этот раз — комедия «Смешные деньги»...
Сумской областной театр для детей и юношества представил публике очередную премьеру — спектакль «Пойманный на горячем»....
В сумском академическом театре им.М.С.Щепкина очередная премьера. В этот раз щепкинцы решили взяться за самого Вильяма Шекспира....