Сейчас, когда сезон ремонта сумских дорог в полном разгаре, корреспонденты «Данкора» побывали на асфальтовом заводе, где им рассказали и показали, как и из чего делают асфальт.
Когда попадаешь на асфальтовый завод, первое, что бросается в глаза: все оборудование находится под открытым небом, никаких тебе сооружений, цехов, даже заборов. Весы на въезде, несколько складов, административное здание, два асфальтосмесителя, а вокруг горы щебня, песка и небольшое озерцо.
— Ничего удивительного, — объясняет мастер Василий Батраченко. — В других городах асфальтовые заводы вообще передвижные, особенно на строительстве магистралей.
Строят где-то дорогу за городом, и туда же подъезжает асфальтосмеситель, подвозят сырье и работают асфальтоукладчики. Так решается проблема перевозки горячего асфальта. Есть, конечно, и асфальтосмесители, установленные в помещениях, но это только с новым современным оборудованием. Когда появился наш завод, а это больше 40 лет назад, таких технологий еще не было.
Простор, природа (красота!), жгучее солнце и едкий запах смолы, к которому, правда, постепенно привыкаешь и через некоторое время даже не обращаешь внимания. Больше беспокоит жара. Работает асфальтовый завод в самое жаркое время года, плюс температура, при которой варится асфальт, иногда достигает +200°С. А еще на асфальтовом даже летом работает котельная.
Все начинается с железнодорожной ветки, которая проходит недалеко от завода. Сырье привозится вагонами, выгружается и складируется на предприятии. Битум из цистерн выгружается в накопительные бункера, где он нагревается паром до 60–80°С. Щебень, гранотсев и песок выгружают прямо на землю возле смесителей.
Сколько и чего добавлять, знает оператор-варщик, который работает за пультом управления на самой верхушке асфальтосмесителя: огромное количество кнопочек, никакой компьютеризации, как в старые добрые советские времена. Все очень просто: выбирается нужный размер щебня, гранотсева и битума. Песка в асфальте для проезжей части нет, его применяют только для тротуаров. Сырье смешивается и нагревается до температуры 160°С. Готовый асфальт погружается на машины и отправляется на дороги, где эстафету принимают асфальтоукладчики.
Сегодня завод работает только 9 (а то и меньше) месяцев в году. Летом без выходных.
Правда, если идет дождь, приходится делать вынужденный перерыв, потому что на мокрую дорогу асфальт класть нельзя. В среднем на заводе выпускают до 17 тыс.т асфальта в год. Прошлый год стал рекордным — 40 тыс.т. В этом году планируют цифру сохранить и по возможности даже увеличить, но все упирается в финансирование.
— В советское время, — вспоминает В.Батраченко, — работали круглый год и производительность была в десятки раз выше. Каждый год выпускали около 70–100 тыс.т асфальта. Тогда он и держался лучше. Но это не потому, что мы его раньше по-другому делали. Просто машин было не так много и покрытие не так быстро стиралось.
На коммунальном предприятии "Дорремстрой", в состав которого входит асфальтный завод, уже в серьез задумываются о реконструкции устаревшего оборудования. Как рассказал его директор Александр Вегера, сумские асфальтосмесители серьезно устарели. Кроме того, мощности завода 30-летней давности не могут полностью загрузить новую, приобретенную пару лет назад асфальтоукладочную технику.
- В первую очередь вся техника на производстве асфальта автоматизирована, - рассказывает А. Вегера, - Вмешательство человека минимальное, все выполняет автоматика. Кроме того, изменился даже состав самого асфальта. Если раньше (а у нас это и по сегодняшний день) его готовили из щебня, гранотсева и битума, то сегодня еще используют химические добавки и минеральные порошки. А все это прямо влияет на качество асфальта. В первую очередь продлевается "жизнь" асфальтного покрытия. Если сегодня мы даем гарантию, что новый асфальт прослужит максимум 12 лет, то с химическими добавками он прослужит минимум 25 лет.
По предварительным подсчетам для приобретения нового асфальтосмесителя необходимо 1,5 млн евро.
В этом году была договоренность выделить эти деньги из городского бюджета, но возможности так и не появилось. Сейчас мы рассматриваем другие варианты. Возможно приобретем технику в лизинг или в кредит. Выгоднее конечно в кредит, но есть опасения, что повторится сценарий "Электроавтотранса" и наша новая техника не окупится. Откуда мы возмем деньги еще не знаем.
За апрель-май этого года отремонтировали около километра проезжей части на улицах Победы, Пролетарской, Калиновая (проезд к пос. Тепличный) и Римского-Корсакова. В ближайшее время планируют закрыть на ремонт еще три дороги.
На этой неделе начали ремонт ул.Декабристов. Здесь убирают старые бордюры и выравнивают дорогу. Закрывать на время ремонта ее не будут, разве что на несколько дней. Как объяснил М.Сенько, транспорта здесь немного, кроме того есть где объехать.
Закончить планируют в 20-х числах июня.
А на пер. и ул.Чехова отремонтируют не только проезжую часть, но и тротуары. Из-за многочисленных жалоб жителей тротуар у Лучанского кладбища тоже заасфальтируют.
Выравнивать дорогу и устанавливать новые бордюры начнут уже на этой неделе.
Движение по ул.Чехова будет перекрыто, а объезд организуют по ул.Орджоникидзе.
Асфальт бывает четырех типов: А, Б, В и Г.
Тип А — асфальт, в котором больше всего щебня (больше 50%). Б — щебня до 50%., В — щебня до 30% и Г — только гранотсев с битумом.
Типы А и Б применяются в основном при строительстве новых дорог - самые нижние слои, тип В — для верхнее дорожное покрытие, а тип Г кладется на тротуары, беговые дорожки. В основном на заводе производят и на сумские дороги выкладывают асфальт типа В и Г.
Для капитального ремонта дороги на ул.20 лет Победы будут варить и асфальт типа А.