Космический асфальт

Единственный в Сумах асфальтовый завод находится на улице с названием Космическая.

Сейчас, когда сезон ремонта сумских дорог в полном разгаре, корреспонденты «Данкора» побывали на асфальтовом заводе, где им рассказали и показали, как и из чего делают асфальт.

На свежем воздухе

Когда попадаешь на асфальтовый завод, первое, что бросается в глаза: все оборудование находится под открытым небом, никаких тебе сооружений, цехов, даже заборов. Весы на въезде, несколько складов, административное здание, два асфальтосмесителя, а вокруг горы щебня, песка и небольшое озерцо.

— Ничего удивительного, — объясняет мастер Василий Батраченко. — В других городах асфальтовые заводы вообще передвижные, особенно на строительстве магистралей.
Строят где-то дорогу за городом, и туда же подъезжает асфальтосмеситель, подвозят сырье и работают асфальтоукладчики. Так решается проблема перевозки горячего асфальта. Есть, конечно, и асфальтосмесители, установленные в помещениях, но это только с новым современным оборудованием. Когда появился наш завод, а это больше 40 лет назад, таких технологий еще не было.

Простор, природа (красота!), жгучее солнце и едкий запах смолы, к которому, правда, постепенно привыкаешь и через некоторое время даже не обращаешь внимания. Больше беспокоит жара. Работает асфальтовый завод в самое жаркое время года, плюс температура, при которой варится асфальт, иногда достигает +200°С. А еще на асфальтовом даже летом работает котельная.

На производстве

Все начинается с железнодорожной ветки, которая проходит недалеко от завода. Сырье привозится вагонами, выгружается и складируется на предприятии. Битум из цистерн выгружается в накопительные бункера, где он нагревается паром до 60–80°С. Щебень, гранотсев и песок выгружают прямо на землю возле смесителей.

Сколько и чего добавлять, знает оператор-варщик, который работает за пультом управления на самой верхушке асфальтосмесителя: огромное количество кнопочек, никакой компьютеризации, как в старые добрые советские времена. Все очень просто: выбирается нужный размер щебня, гранотсева и битума. Песка в асфальте для проезжей части нет, его применяют только для тротуаров. Сырье смешивается и нагревается до температуры 160°С. Готовый асфальт погружается на машины и отправляется на дороги, где эстафету принимают асфальтоукладчики.

Стахановские времена

Сегодня завод работает только 9 (а то и меньше) месяцев в году. Летом без выходных.
Правда, если идет дождь, приходится делать вынужденный перерыв, потому что на мокрую дорогу асфальт класть нельзя. В среднем на заводе выпускают до 17 тыс.т асфальта в год. Прошлый год стал рекордным — 40 тыс.т. В этом году планируют цифру сохранить и по возможности даже увеличить, но все упирается в финансирование.

— В советское время, — вспоминает В.Батраченко, — работали круглый год и производительность была в десятки раз выше. Каждый год выпускали около 70–100 тыс.т асфальта. Тогда он и держался лучше. Но это не потому, что мы его раньше по-другому делали. Просто машин было не так много и покрытие не так быстро стиралось.

Что новенького?

На коммунальном предприятии "Дорремстрой", в состав которого входит асфальтный завод, уже в серьез задумываются о реконструкции устаревшего оборудования. Как рассказал его директор Александр Вегера, сумские асфальтосмесители серьезно устарели. Кроме того, мощности завода 30-летней давности не могут полностью загрузить новую, приобретенную пару лет назад асфальтоукладочную технику.

- В первую очередь вся техника на производстве асфальта автоматизирована, - рассказывает А. Вегера, - Вмешательство человека минимальное, все выполняет автоматика. Кроме того, изменился даже состав самого асфальта. Если раньше (а у нас это и по сегодняшний день) его готовили из щебня, гранотсева и битума, то сегодня еще используют химические добавки и минеральные порошки. А все это прямо влияет на качество асфальта. В первую очередь продлевается "жизнь" асфальтного покрытия. Если сегодня мы даем гарантию, что новый асфальт прослужит максимум 12 лет, то с химическими добавками он прослужит минимум 25 лет.
По предварительным подсчетам для приобретения нового асфальтосмесителя необходимо 1,5 млн евро.
В этом году была договоренность выделить эти деньги из городского бюджета, но возможности так и не появилось. Сейчас мы рассматриваем другие варианты. Возможно приобретем технику в лизинг или в кредит. Выгоднее конечно в кредит, но есть опасения, что повторится сценарий "Электроавтотранса" и наша новая техника не окупится. Откуда мы возмем деньги еще не знаем.

Дороги на ремонте

За апрель-май этого года отремонтировали около километра проезжей части на улицах Победы, Пролетарской, Калиновая (проезд к пос. Тепличный) и Римского-Корсакова. В ближайшее время планируют закрыть на ремонт еще три дороги.

На этой неделе начали ремонт ул.Декабристов. Здесь убирают старые бордюры и выравнивают дорогу. Закрывать на время ремонта ее не будут, разве что на несколько дней. Как объяснил М.Сенько, транспорта здесь немного, кроме того есть где объехать.
Закончить планируют в 20-х числах июня.

А на пер. и ул.Чехова отремонтируют не только проезжую часть, но и тротуары. Из-за многочисленных жалоб жителей тротуар у Лучанского кладбища тоже заасфальтируют.
Выравнивать дорогу и устанавливать новые бордюры начнут уже на этой неделе.
Движение по ул.Чехова будет перекрыто, а объезд организуют по ул.Орджоникидзе.

Справка. Типаж по алфавиту

Асфальт бывает четырех типов: А, Б, В и Г.

Тип А — асфальт, в котором больше всего щебня (больше 50%). Б — щебня до 50%., В — щебня до 30% и Г — только гранотсев с битумом.

Типы А и Б применяются в основном при строительстве новых дорог - самые нижние слои, тип В — для верхнее дорожное покрытие, а тип Г кладется на тротуары, беговые дорожки. В основном на заводе производят и на сумские дороги выкладывают асфальт типа В и Г.
Для капитального ремонта дороги на ул.20 лет Победы будут варить и асфальт типа А.

Наталия Гончарук, газета "Данкор"
Фото

view counter
view counter
view counter
Загружаем курсы валют от minfin.com.ua
UNDERGROUND. Зустріч під колом (прем'єра; експериментальна сцена)
UNDERGROUND. Зустріч під колом (прем'єра; експериментальна сцена)
Концерты Сумський національний академічний театр драми та музичної комедії ім.М.Щепкіна
18.00
Бах. І не тільки Бах
Бах. І не тільки Бах
Концерты Сумська обласна філармонія
17.00
Виставка графіки Леонтія Костура "Рогачі"
Виставка графіки Леонтія Костура "Рогачі"
Выставки Сумська міська галерея
Виставка живопису "Творчість проти тривожності"
Виставка живопису "Творчість проти тривожності"
Выставки Сумська міська галерея
Художня виставка "Гарний настрій"
Художня виставка "Гарний настрій"
Выставки Конгрес-центр СумДУ
18
У Сумах пройшов благодійний ярмарок на підтримку ЗСУ з нагоди Дня Конституції України
У Сумах пройшов благодійний ярмарок на підтримку ЗСУ з нагоди Дня Конституції України
У Сумах пройшов благодійний ярмарок на підтримку ЗСУ з нагоди Дня Конституції України
У Сумах пройшов благодійний ярмарок на підтримку ЗСУ з нагоди Дня Конституції України
У Сумах пройшов благодійний ярмарок на підтримку ЗСУ з нагоди Дня Конституції України
У Сумах пройшов благодійний ярмарок на підтримку ЗСУ з нагоди Дня Конституції України
19
Суми. Вечірні враження
Суми. Вечірні враження
Суми. Вечірні враження
Суми. Вечірні враження
Суми. Вечірні враження
Суми. Вечірні враження
30
День вишиванки - 2022
День вишиванки - 2022
День вишиванки - 2022
День вишиванки - 2022
День вишиванки - 2022
День вишиванки - 2022

Вы можете отметить интересные вам фрагменты текста, которые будут доступны по уникальной ссылке в адресной строке браузера.