Цель акции — привлечение туристов. В итоге оказалось, что смотреть на Сумщине есть что, но условий для туристов практически нет. Потому нет и туристов.
В первый день, 5 июня, гостей провезли по маршруту Ромны – Пустовойтовка – Кулишовка – Хоружевка – Сумы. После ночлега в единственном в области трехзвездочном отеле "Химик" показали Новую Слободу, Софрониевский и Молчанский монастыри, Путивль и Глухов. Тур назывался "Туристические жемчужины Сумщины". Участие сумских СМИ в мероприятии прошло в эконом-режиме. Минуя все достопримечательности, нас на микроавтобусе из Сум привезли прямо в Глуховский краеведческий музей на "круглый стол", где управление культуры и туризма Сумской облгосадминистрации презентовало сайт "Сумщина туристическая" (http://tour.sumy.ua), а гости подводили итоги увиденного.
- Критикуйте! Критикуйте нас! — настоятельно требовал сумской губернатор Павел Качур в надежде услышать дельные советы по превращению области в туристическую Мекку.
Историки и краеведы нахваливали огромный исторический и культурный потенциал области, говоря, что половина иллюстративного ряда учебника по истории Украины взята из сумских музеев. "На Сумщине огромный потенциал, но турист просто так не поедет - нужна реклама, — учил зампредседателя Госслужбы туризма и курортов Украины Сергей Семкин и советовал делать ссылки на сайте Европейской туристической комиссии, но главную ставку делать на "Сумщину туристическую" все же на внутренний туризм.
А столичные журналисты раскритиковали сумской сайт, поскольку сразу определили, что его делали чиновники, а не туристы — статические фотографии, вместо практической информации (как добраться, где поесть и переночевать, где заказать экскурсовода, сколько все это стоит) сухое описание маршрутов и памятников, не предусмотрены отзывы людей, побывавших в указанных местах. "Мы хотим посмотреть на область не глазами бюрократа, а глазами туриста", - заявили представители туристических изданий.
Похоже, представители отечественного туристического бизнеса так и не нашли, на чем они могут делать деньги на Сумщине. Киевские туроператоры заметили, что в сумских гостиницах нет даже специальных тарифов для турфирм. Туристические маршруты, когда возят от одного памятника к другому, могут быть интересны историкам и краеведам. А для большинства туризм – это шоу и активные развлечения: конные прогулки, сплав на байдарках, проживание в шалашах, катание на телегах, покупка сувениров, участие в ярмарках и фестивалях… и совсем чуть-чуть созерцания достопримечательностей. Ничего подобного они не увидели, как не увидели и желания местного населения организовывать шоу для туристов. А на одном чиновничьем энтузиазме далеко в этой сфере не уедешь. Нет местных жителей – нет живого национального колорита.
"Горожане испытывают огромную потребность в душевном отдыхе. У вас столько уникальных святых мест! А кто о них знает в киевских турагентствах? У вас столько рек! Но почему-то реки отдельно, а туристы отдельно", — удивлялись гости.
Почему-то киевляне умолчали о полном отсутствии придорожного сервиса (видно, их хорошо кормили — казацкий кулеш в Пустовойтовке, ужин в гостинице "Химик" и трапеза в Софрониевском монастыре). Мы проехали полторы сотни километров от Сум до Глухова — негде было купить даже воды, не говоря уж о кемпингах, мотелях, сувенирных лавках и… туалетах, что тоже немаловажно для культурного туриста.
Конечно, презентация не сделает туристического бума в области да на это никто и не рассчитывал. Учитывая тот факт, что Сумщина находится на периферии туристической жизни страны, важно уже то, что люди, влияющие на развитие отечественного туризма, сюда приехали. На память о "Туристических жемчужинах Сумщины" всем подарили фото с изображением храмов Глухова, иконки и диск архиерейского хора Глинской пустыни, а также несколько рекламных буклетов.
Недавно на втором этаже Сумского областного краеведческого музея открылся информационно-туристический центр, где желающие путешествовать по Сумщине могут получить бесплатную информацию о существующих в области туристических маршрутах, достопримечательностях, экскурсоводах, турагентствах, занимающихся организацией туров по области, народных фестивалях, праздниках и т.п. Специалисты центра помогут выбрать маршрут и вид отдыха желающим отдохнуть и в компании, и семьей, и в одиночку.
Информация может быть полезна, например, сумчанам, не знающим, чем занять своих приезжих гостей.
По данным управления культуры и туризма облгосадминистрации, в области почти 1,5 тыс.
памятников истории, 780 — археологии, 102 — монументального искусства, 373 — архитектуры, а также пять баз отдыха, шесть санаториев-профилакториев, два санатория, спа-курорт. В селе Великие Луки Лебединского района зарегистрирована первая в области агроусадьба "Хата Скыбы".