Как сообщила «Данкору» главный специалист управления образования Сумского горсовета Ольга Дрозденко, в прошлом году сумские школы выпустили 146 медалистов - 98 золотых, 48 серебряных. В этом году предполагается несколько больше.
Кстати, не все школы, выпустившие медалистов в прошлом году, смогут похвастаться ими в этом, и наоборот. Проследить четкую тенденцию общего снижения или роста числа медалистов работники образования также не берутся - ведь медалистов и в советское время, и сейчас было немного. Трудно сказать и какой тип школ более «урожаен» на медали - государственный или частный, ведь последних в Сумах значительно меньше.
Хотя, согласно приказу Министерства образования и науки Украины, медали являются моральным стимулом для выпускников, эта награда приносит и практическую пользу. Как сообщил «Данкору» начальник областного управления образования Владимир Чирва, в этом году все вузы области будут принимать медалистов по собеседованию. Однако медалистов охотно берут не только областные и национальные, но и российские учебные заведения.
Правда, бывает, что обладатели медалей не проходят собеседования и тогда вынуждены поступать на общих основаниях. Но молодые люди неохотно сообщают о таких неудачах.
Чтобы получить золотую медаль, необходимо в 10-11(12) классах достичь высоких успехов в обучении (высокие оценки на протяжении учебного года) и иметь по результатам семестровой и годовой аттестации по всем предметам 10-12 баллов. Для серебряной медали разрешается иметь две оценки не ниже 8 баллов. Разумеется, это требует большого труда. «На 10-12 баллов нужно выучить все уроки, а это 6-8 предметов ежедневно, - комментирует заместитель директора средней школы №2 Людмила Белашова. - Некоторым это дается легко. Одна девочка говорит мне: «Я учусь с удовольствием». На вопрос, до скольки она делает уроки, ответила: «После десяти вечера - никогда». А некоторые, бывает, и до двух ночи». Учитывая это, с потенциальными медалистами работают школьные психологи, уделяют внимание и родителям.
Правда, не все родители хотят, чтобы их ребенок получил медаль.
«Есть дети, которые могли бы стать медалистами, - продолжает Л.Белашова. - Но родители сказали: «Не напрягайтесь. Мы заплатим - и вы будете учиться в университете». Они и не напрягаются».
При всей моральной и практической ценности медали (льготы при поступлении в вузы) существует проблема различных нарушений в процессе ее получения. В гороо нас уверили, что купить медаль невозможно: потенциальные медалисты находятся на постоянном контроле.
А вот директор Сумской средней школы №2 Людмила Лебедева считает, что медаль медали рознь. «Уровень требований к медалистам зависит от уровня педагогического коллектива школы, - говорит она. - Если в школе высокие требования, то медалист имеет хорошие знания.
А есть школы, которые штампуют медалистов. Возникает вопрос: что за этими медалями кроется?» При этом проверки горотдела образования проблему не решают. «Они проверяют, - соглашается Л.Белашова. - Но у разных людей разные мнения. Один преподаватель ставит 12 баллов, завышая требования, а другой - занижая».
Правда, О.Дрозденко утверждает, что существующая система оценивания учебных достижений учащихся не допускает субъективизма учителя, т.к.
каждый вид заданий оценивается конкретным количеством баллов.
Как бы там ни было, а школьные медали остаются престижной наградой.