Большинство домов с лифтами построены в семидесятые-восьмидесятые, а это значит, что срок нормативной эксплуатации в 20 лет для многих лифтов заканчивается. Почти три с половиной сотни сумских лифтов эту черту уже переступили. Так как лифт - механизм повышенной опасности, то для дальнейшей эксплуатации нужно провести экспертизу, которая решит, можно ли лифт модернизировать, или его необходимо списать.
Без экспертизы работа лифта может быть запрещена. По данным начальника территориального управления Госохраны труда Александра Головащенко, уже в ближайшее время из соображений безопасности могут остановить 122 лифта. А ведь для части населения (например, пожилых людей или семей с маленькими детьми) лифт - это не вопрос комфорта, а жизненная необходимость. Изо дня в день «брать» девятый этаж может не каждый, поэтому неработающий лифт для многих фактически означает домашний арест.
Предприятия, которые могут проверить лифты и модернизировать их, в Сумах есть. Дело за деньгами, и вот тут-то возникают проблемы. Формально лифты в домах коммунальной собственности принадлежат городу. То есть большинство квартир в таких домах приватизировано, но внутридомовые сети, подвалы, крыши и лифты принадлежат городу, который и должен их содержать. Но средств городского бюджета на это не хватает. Заставить лифтовые организации проводить экспертизу за свои деньги сложно, так как они лишь обеспечивают эксплуатацию лифтов, а капремонт должен осуществляться за счет хозяев. Собрать деньги с жильцов тоже проблематично, так как речь идет о тысячах, а то и десятках тысяч гривен.
8 октября на дне правительства в горсовете, где рассматривался вопрос лифтового хозяйства Сум, большинство представителей лифтовых организаций выступили за изменение схемы расчетов. Сейчас жильцы платят (бывает, что не платят) за лифт отдельно от квартплаты. Лифтовики же предпочитают заключать договоры с хозяевами лифтов, то есть коммунальными службами заказчиков, и получать деньги от них. Это выгодно, так как сейчас многие жители, и не только нижних этажей) просто не платят за лифт. Но лифтовая организация даже не имеет права подать на жильца в суд, так как договора между ними нет. По словам секретаря городского совета Александра Атамана, получается как бы сплошная благотворительность. Лифтовики предоставляют работающие лифты, а жильцы платят по желанию. Схема не самая жизнеспособная.
Вызывает вопросы и действующая система платы за пользование лифтом, рассчитываемая из площади квартиры. На лифте ездят не квадратные метры, а жильцы, поэтому логичнее было установить плату в зависимости от количества жильцов в квартире.
Еще одной проблемой является разграбление лифтов и их оборудования, с чем совладать пока не удается. В результате многие кабины работают без обрамления или без связи с диспетчерской, что делает их эксплуатацию опасной. Ведь застрявшему в лифте жильцу придется очень долго взывать о помощи, пока кто-то его услышит.
Как решить эти лифтовые проблемы, не очень ясно. По мнению председателя постоянной депутатской комиссии по вопросам жилищно-коммунального хозяйства Владимира Кулишенко, лифтовым организациям необходимо заключить договор с каждым жильцом, чтобы при необходимости добиваться оплаты услуг через суд. Для улучшения работы лифтовых организаций следует организовывать конкурсы на образцовое обслуживание лифтов. Деньги на капитальный ремонт лифтов должны быть заложены в городском бюджете. Наконец, необходимо заключить договоры между горсоветом (в лице служб заказчика) и лифтовыми организациями.
Скорее всего, эти вопросы рассмотрят уже на ноябрьской сессии горсовета.
Справка. Всего в Сумах 1200 лифтов. Их обслуживают три организации: управление «Сумылифт» ОАО «Укрлифт» (560 лифтов), участок ЗАО «Отис» (Чернигов, 438 лифтов) и ЧП «Сервислифт» (211 лифтов). Более 20 лет проработали 243 лифта, от 25 до 30 лет - 89 лифтов, более тридцати лет - 10. В этом году из сумских лифтов украдено 700 кнопок, 50 кнопочных пунктов, 5 километров кабеля и обрамления кабин на сумму более 200 тысяч гривен.