Потомки архитекторов Шольцев, в т.ч. Алесандр Краковский и два Владимира Шольца, 1 июля посетили творение своих предков — Троицкий собор.
Наверное, Сумы никогда не доросли бы до уровня областного центра, если бы местные производство и торговля не начали так бурно развиваться на рубеже XIX и XX веков. После отмены крепостного права в 1861 г. получившие волю крестьяне пополнили ряды рабочего класса, а некоторые выбились в купцы и даже стали капиталистами. Это относится и к династии Харитоненко, которая произошла, правда, не из крепостных, а государственных крестьян.
А вот кого не хватало в Российской империи, так это квалифицированных специалистов: инженеров, экономистов, архитекторов. Это уже потом в Сумах открылись реальное и коммерческое училища, обеспечивавшие город нужными кадрами. А в первые десятилетия «капиталистической революции», как и в петровскую эпоху, их выписывали из-за рубежа — из Германии, Бельгии и других стран.
Чтобы заманить иностранцев, местные капиталисты обеспечивали им очень хорошие условия жизни — высокое жалованье и участки под усадьбы. И к началу XX в. в Сумах проживало уже немалое количество выходцев из Западной Европы, которые селились в окрестностях ул. Троицкая. Не случайно именно на ней появился католический костел, а в нынешнем здании школы №8 находились лютеранское училище и «немецкая» церковь.
Несколько особняков сумчан немецкого и польского происхождения сохранилось по сей день. Это, например, особняк инженера Кайданского в начале Псельской или дом управляющего сахзаводом Кринера на Троицкой. На этой же улице находилась и усадьба местных архитекторов немецкого происхождения Шольцев. Ее украшает и один из их шедевров — Троицкий собор.
Хоронили сумских «немцев» (так называли всех выходцев из Западной Европы) в юго-западной части Петропавловского (Центрального) кладбища, которую так и называли — Немецкое кладбище.
После Великой Отечественной войны его отдали под новые захоронения, а большинство памятников убрали. Тем не менее еще и сегодня там можно увидеть уцелевшие мраморные надгробия поляков Лещинских (они заложили городской парк и построили Альтанку), а также остатки надгробий других могил. В их числе — часть гранитного надгробия, на котором по-немецки высечено: «Шарлотта Эрнестина Шольц, в девичестве Эккерт». Это представительница того самого «архитектурного» рода, супруга Карла-Густава и мать Густава-Карла Шольцев.
И отец, и сын были архитекторами, оставившими след в облике сумских улиц. К сожалению, следов захоронения Шольца-отца не сохранилось, а Густав-Карл был репрессирован в 1938 г. и расстрелян в 1939 г. Где похоронен, неизвестно.
Этим летом память Шольцев сумчане почтили несколькими способами. Во-первых, немного привели в порядок надгробие Шарлотты Эрнестины Шольц. Во-вторых, 1 июля на Троицком соборе установили мемориальную доску, где значатся имена отца и сына Шольцев. В-третьих, нашли и пригласили на торжественное открытие доски потомков Шольцев, разбросанных по просторам бывшего СССР. Из Киева приехал представитель рода Александр Краковский, а из Санкт-Петербурга — внук Густава-Карла Владимир Шольц, его правнук, тоже Владимир, и другие родственники.
Потомки архитекторов в этом году посетили Сумы уже второй раз, а впервые приехали на вторую родину своих предков в 2012 г. Оба Владимира рассказали, что, познакомившись с произведениями Карла-Густава и Густава-Карла, испытали гордость за принадлежность к роду Шольцев, а Владимир-младший, экономист по образованию, даже задумался о том, чтобы стать архитектором.
Троицкий собор, строительство которого было закончено в 1914 г., не случайно является памятником архитектуры национального значения и одним из «сумских чудес». Инициатором строительства и главным меценатом Павлом Харитоненко он и замышлялся как самый красивый собор в Сумах. За образец был взят знаменитый Исаакиевский собор в С.Петербурге, который сумской Троицкий напоминает своим силуэтом, а внутреннее убранство планировалось сделать не хуже, чем во Владимирском соборе в Киеве.
Разумеется, такой проект можно было поручить только архитектору большой величины. Рассказывают, что П. Харитоненко обратился к московскому архитектору Алексею Щусеву. Но тот был занят другой работой. И тогда проект был поручен местным архитекторам Шольцам, уже заработавшим себе прочную репутацию проектами нескольких зданий гражданского назначения, реконструкцией усадьбы Штеричевой на Басах и усадьбы Харитоненко в с. Качановка Черниговской области.
Новый Троицкий собор вырос рядом с куда более скромной Троицкой церковью, построенной в 1827 г. на средства сумских дворян Линтваревых, известных также тем, что в их усадьбе на Луке несколько раз гостило семейство Чеховых. Троицкий собор вышел не только очень красивым, но и с великолепной акустикой. Недаром с 1977-го в нем располагался орган, привлекавший не только сумчан, но и гостей города, и после перенесения органа в областную филармонию он зазвучал гораздо хуже. Так что возвращение собору культового назначения и передача его религиозной общине (многие годы возглавляемой священником с сомнительной репутацией) стала, по мнению автора статьи, утратой для Сум: церквей у нас и без того хватает, а уникальный органный зал был один.
«Чудесность» Троицкого не ограничивалась удачной архитектурой. Расписывать его Харитоненко пригласил художника Михаила Нестерова (его работы во Владимирском соборе в Киеве). В 1913-1914 гг. Нестеров выполнил шесть образов — Христа, Богоматери, Троицы, Николы, архангелов Гавриила и Михаила, которыми очень гордился, считая своей большой удачей. Они же стали последней церковной работой Нестерова. Одни источники утверждают, что, по-видимому, нестеровские образы исчезли из собора в 20-е гг. прошлого века, другие — что Нестеров так и не перенес свои эскизы на иконостас собора. Сами же акварельные наброски долгие годы хранились в фондах Третьяковской галереи.
Другим важным для облика Сум зданием, к которому приложили руку архитекторы Шольцы, стало здание окружного суда на ул. Петропавловская, 57. Оно появилось в 1917 г. и, по иронии судьбы, почти не выполняло своего назначения. Рассказывают, что лишь в 1918 г. здесь ненадолго разместился суд. В остальное же время в здании располагался обком партии, затем — сельскохозяйственный институт, а теперь его занимает Украинская академия банковского дела.
История строительства этого здания, как и в случае с Троицким собором, связана все с теми же личностями — Павлом Харитоненко и архитекторами Шольцами.
В состав Харьковской судебной палаты входило 8 окружных судов, в т.ч. и Сумской IV разряда, имевший одно отделение, находившееся в «доме с пожарной каланчой». Облик этого здания частично воссоздан в архитектуре главного корпуса УАБД, который в 2002 г. построили на его месте.
Здание было выкуплено городом у предводителя сумского дворянства Н. Кондратьева и переоборудовано для нужд суда за 100 тыс. рублей, что было на тот момент внушительной суммой. Большая часть этих средств была собрана по подписке. Но со временем, по мере развития города, суд уже не справлялся с массой дел: не хватало помещений для размещения штата и осуществления делопроизводства. В 1886 г. Министерство юстиции запланировало закрытие окружного суда в Сумах и перевод делопроизводства в Харьков. Так бы оно и произошло, но тут вмешался Иван Харитоненко, который стал писать во все инстанции, отстаивая необходимость существования в Сумах окружного суда. В результате продолжительных прений решено было оставить суд (правда понизив разряд с IV до III).
Для суда решили было по-строить новое здание. Сперва его хотели возвести на Николаевской улице, напротив Николаевской церкви (по сути, там, где на нынешней пл. Независимости стоит Дом советов). Но в конце концов для строительства здания был выкуплен участок, на котором размещалась усадьба камергера Двора Его Величества Алексея Величко. Необходимые для строительства документы были оформлены в 1914 г. А освящение новостройки произошло 15 марта 1917 г.
Если говорить об участии Шольцев в этом строительстве, то оно, в общем-то, не так уж и велико: авторами проекта стали инженер-строитель В. Дмитриев и известный архитектор В. Пруссаков. Густав Шольц же был назначен производителем строительных работ.
Нынешний Сумской областной художественный музей размещается в здании, которое было построено специально для Государственного банка в 1897 г. по проекту Густава Шольца. В комплекс построек банка входило два здания — то, в котором теперь музей, и другое, стоящее за ним. В первом находились операционные залы, хранилище и квартира управляющего, а во втором — разные вспомогательные службы. Частично в зданиях сохранилась лепнина, а во втором — старинная люстра и сейф. Интересно, что при зданиях были участки земли, обнесенные кованой оградой. Но при создании Театральной площади здания «подвинули».
Архитектурный комплекс национального историко-культурного заповедника в с. Качановка Черниговской области тоже обязан своим обликом таланту архитекторов Шольцев. Старинное поместье, купленное в 1898 г. Павлом Харитоненко, потребовало перестройки в соответствии со вкусами сахарного магната. Для создания проекта был привлечен Г. Шольц. Дворец усадьбы облицевали кирпичом, отремонтировали внутренние помещения, увеличили купол. Облик зданий приобрел черты неоклассицизма. На территории усадьбы установили беседки, украсили парк скульптурами, устроили зимний сад. В усадьбу провели электричество и телефонную связь. В 1920-е гг. здесь была детская колония, в годы войны — госпиталь, а затем –туберкулезный санаторий. А заповедником Качановка стала в 1981 г.
Еще одним «шольцевским» местом в Сумах является усадьба Штеричевой на Басах (ул. Санаторная, 1). Построенная еще в конце XVIII в. известным слобожанским архитектором и просветителем Александром Палицыным, эта усадьба была реконструирована по проекту Г. Шольца в конце XIX в., который придал ей черты английского стиля с элементами неоготики — башня, украшенная по периметру зубцами, стрельчатые окна и прочие атрибуты средневековой романтики.
После войны в усадьбе Штеричевой находился санаторий, с 2004 г. и до недавнего времени ее арендовало ЗАО «ЦАНТ», а теперь она передана СумГУ для устройства студенческого санатория.
Сумы русский город
Вспоминая гансов ещё надо отметить дворец Фрунзе и старый жд вокзал - все знают что в последний раз они нам приезжали на тракторах и экскаваторах