За 2013-2016 гг. госрасходы в Украине сократились на 7,3% (с 48,2% до 40,8%ВВП). Однако это сокращение произошло не за счет реформы госфинансов. Расходы резали без четкого плана, там, лишь бы свести концы с концами при составлении очередной государственной сметы.
"Расходы все еще слишком велики, но у нас нет времени на принятие стратегических решений. Только в этом году принципы стратегического планирования при составлении бюджета-2017 стали понемногу воплощаться в жизнь", — сообщил директор Центра экономической стратегии Глеб Вышлинский.
Исследование центра показало, что доля госрасходов в размере 37% ВВП является оптимальной. И если бы Украина сократила долю ВВП, перераспределяемую через бюджет с 43% до 37%, это дало бы ежегодный прирост ВВП на 2-5%.
Режим проедания
Самыми показательными сферами, свидетельствующими о неэффективных тратах государства, эксперты называют медицину, образование, соцобеспечение и расходы на общественную безопасность.
Например, совокупно соцвыплаты получают всего 48 млн чел при населении страны в 42,5 млн чел. При этом 12 млн пенсионеров приходится на 10 млн плательщиков ЕСВ. Но размер пенсии сейчас в 2-3 ниже официальных зарплат, а трети пенсионеров, согласно опросам, денег не хватает даже на еду.
В то же время на социальные расходы приходится 40% госрасходов или 17% ВВП.
"Правительства соревновались в повышении соцстандартов, наращивая госраходы на эти цели. Нехватку денег восполняли внешними заимствованиями. Поэтому за 10 лет с 2007 года госдолг вырос с 10% до 80% к ВВП, а расходы на его обслуживание с менее 1% до 4,5% ВВП", — поясняет Глеб Вышлинский.
Война лишь обострила существующие проблемы. Как отметил замглавы Стратегической группы советников при Кабинете министров Украины Павел Кухта, мы просто сжали пружину, снизив оплату труда и соцстандарты, и не проводя реформы.
"В 2013 году на пенсионные выплаты шло 18% ВВП, сейчас 11,3%. Но эти результаты были достигнуты не как следствие реформ в данной сфере, а за счет замораживания доходов населения при раскручивании инфляции", — отметил Кухта.
В результате сейчас эту пружина стала выпрямляться, и доля госрасходов снова растет. На следующий год, по его расчетам, это будет уже 43,5% ВВП.
По словам эксперта, реформы в бюджетировании медицины только начаты в разработке бюджета на 2017 год, есть небольшие подвижки в сфере образования, но до сих даже не начата пенсионная реформа. Поэтому любой форс-мажор и девальвация гривни снова поставит нас на краю экономической пропасти.
Смена планов
По словам экспертов, под присмотром иностранных кредиторов Украина начинает строить финансовые планы на среднесрочную перспективу — до пяти лет. Идет пересмотр госрасходов. Но в целом система пока остается не реформированной.
Резервы в сокращении расходов эксперты видят в сфере общественной безопасности, где на непрофильные траты расходуется около 1,6 млрд грн. Скажем, в стране в 2,7 раза больше прокуроров, чем в Европе (27 прокуроров на 100 тыс. жителей). При этом 61% украинцев не доверяет органам прокуратуры, а произвол силовиков — один из главных барьеров для привлечения инвестиций.
Поэтому эксперты предлагают сокращать неэффективные траты и наращивать вложения, например, в инфраструктуру.
"При текущих расходах на уровне 32% ВВП капитальные расходы, в том числе на развитие инфраструктуры, не превышают 2% ВВП. И хотя их эффективность будет низкой из-за плохого управления и коррупции, но за счет низкой базы сравнения эффект будет высокий. Кроме того, мы не осваиваем деньги международных доноров из-за отсутствия адекватных проектов", — заметил Глеб Вышлинский.
В свою очередь, Павел Кухта отмечает, что нынешние бюджетные ограничения на лишние траты очень мягкие.
"К сожалению, не удается просто прекратить ненужное финансирование. Тут же начинаются протесты, политическое давление и средства так или иначе выделяются", — сказал Павел Кухта.
Есть версия, что госрасходы стимулируют спрос и поэтому их сокращение лишь навредит экономике. Павел Кухта говорит, что это арифметически невозможно. Госрасходы оплачиваются за счет доходов, которые где-то забрали, например, в виде налогов.
Поэтому увеличение спроса там, куда государство тратит деньги, например, на повышение соцвыплат, в лучшем случае только восстанавливает баланс. Но учитывая, что при перераспределении денег чиновники воруют часть ресурса, спрос даже меньше. Поэтому госрасходы надо сокращать.
Директор экономических программ Центра Разумкова Василий Юрчишин считает, что правительство должно разъяснять как на центральном уровне, так и на местном, какие деньги собираются на местах и на что они расходуются.
"Надо признать, что нарекания местных властей на недофинансирование имеют под собой основания. Например, житель Боярки, работая в Киеве, наполняет столичный бюджет, а государственные услуги (лечение, образование детей и т.д.) получает по месту жительства", — говорит эксперт.
Он считает, что любые "оптимальные" цифры бюджетного перераспределения не так важны.
"Главное — это баланс между обязательствами, полномочиями и ресурсами. Это должен быть, если угодно, равносторонний треугольник. У нас часто так получается, что обязательств много, а ресурсов на их выполнение выделяется мало", — говорит Василий Юрчишин.
Эксперт считает, что переносить опыт развитых стран в Украину бесполезно. У нас совершенно разные системы управления и перераспределения бюджетных денег. Но учитывать этот опыт обязательно. Точно так же не стоит сравнивать какие-то данные по медобслуживанию или образованию. У нас совершенно разные системы финансирования и страхования медицины, уровень жизни и тому подобное. Все, что нужно — сделать максимальную открытость формирования расходной части бюджета, так как доходной части и так уделяется много внимания.
"Лет десять назад в Украине Кабмин уже принимал решение о расчете эффективности тех или иных госпрограмм на основе выгод и затрат. Однако та благая идея так и осталась идеей. У нас пока привыкли собирать заявки от министерств и кроить бюджет от необходимых расходов", — говорит эксперт.
Источник: ubr.ua