Качество украинской рабочей силы часто упоминают как одно из главных конкурентных преимуществ страны. Например, в докладе ОЭСР от июля 2012 года "Украина: Стратегия отраслевой конкурентоспособности" квалифицированная рабочая сила выделяется в качестве одного из четырех конкурентных преимуществ Украины, и при этом отмечается, что "Украину отличает всеобщая грамотность и высокий процент посещаемости общеобразовательных школ".
Тяга к знаниям
Подобным образом в недавно снятом презентационном видеоролике Ukraine. Open for You ("Украина. Открыта для вас"), показывающем потенциал страны, делается упор на качество рабочей силы в стране. Из 25 приведенных в нем аргументов в пользу Украины 7 относятся к качеству рабочей силы: "16 000 выпускников в области IT в год", "Третья страна в мире по количеству профессиональных специалистов в области информационных технологий", "Уровень грамотности 99,7%", "Четвертая самая образованная нация в мире", "130 000 выпускников инженерных факультетов", "640 000 выпускников высших учебных заведений в год", "5 000 специалистов в области авиапромышленности в год".
В самом деле, по некоторым показателям украинская рабочая сила оценивается достаточно высоко. Согласно Отчету по глобальной конкурентоспособности по версии Всемирного экономического форума, Украина занимает 31-е место (из 144 представленных стран) по охвату начальным образованием, 41 - средним образованием, 13 - высшим профессиональным образованием. Это относительно хорошие показатели, особенно по сравнению с 76-м местом Украины в общем рейтинге конкурентоспособности.
Нелегкий труд
Хотя, как свидетельствуют эти показатели, украинцы учатся много и долго, данные о производительности труда украинцев неутешительны.
Средняя заработная плата в Украине низкая, по данным Госстата, сейчас она составляет около 4000 грн в месяц, что делает Украину страной с самой низкой заработной платой в Европе.
Другие показатели производительности труда также не впечатляют: по оценкам Всемирного банка, ВВП Украины на душу населения составляет примерно $3000, а валовой национальный доход Украины - около $3500. Такой уровень ВВП на душу населения позволяет Всемирному банку классифицировать Украину как "страну с уровнем доходов ниже среднего", ставя ее в один ряд с такими странами, как Мавритания, Боливия и Монголия.
Вместо изучения показателя ВВП на душу населения некоторые исследователи предлагают брать во внимание ВВП в расчете на час отработанного времени, поскольку среднее количество рабочих часов в год и уровень занятости в разных странах отличаются. Однако такое уточнение не улучшает показатели Украины: из 63 стран, классифицированных по такому принципу, Украина занимает 56-е место, производя примерно $5 в час. $5 за час работы - это примерно столько же, сколько в Китае, но в три раза меньше стоимости, производимой в час в Польше или в России, и около 5% от стоимости, производимой за час работы в Швейцарии.
Труд вместо денег
Эти данные свидетельствуют о том, что украинцы не в состоянии трансформировать длительность обучения в заработную плату и выход продукции. Такая ситуация объясняется комбинацией нескольких факторов.
Во-первых, в Украине часть продукции не учитывается в официальной статистике. Но даже если предположить, что теневая экономика Украины имеет тот же размер, что и официальная экономика, то это будет означать, что в Украине в час производится $10 долларов, что выведет Украину всего лишь на 52-е место среди 63 стран.
Во-вторых, непонятно, сколько украинцы успевают узнать за годы обучения, поскольку качество образования не очень высокое. Украина занимает 40-е место (из 144 представленных стран) по качеству начального образования, но лишь 72-е по качеству высшего образования. Кроме того, Украина занимает крайне низкое место по показателю удержания талантов (132).
Однако, несмотря на посредственное качество образования и эмиграцию многих талантливых людей, отсутствие квалифицированного персонала редко указывается в качестве главной проблемы для ведения бизнеса в Украине: менее 5% опрошенных указали, что это является наиболее проблематичным фактором в Украине.
Вероятно, самой важной причиной того, что образование не ведет к созданию стоимости, являются плохие показатели Украины по "основным требованиям". По ним Украина занимает лишь 87-е место. Она включает качество институций (130-е место) и макроэкономическую среду (105-е). Даже высококачественная рабочая сила вряд ли будет продуктивной во враждебной среде.
Такая взаимодополняемость факторов, влияющих на экономический рост, также требует взаимодополняемости различных реформ. Это означает, что реформы в одной области экономики могут повлиять на эффективность реформ в других областях, а отсутствие реформ в одной области может сделать реформы в другой области неэффективными.
Например, совершенствование системы образования в Украине вряд ли даст значительный импульс росту производительности труда, если одновременно не будет улучшена институциональная структура. Поэтому для получения сколько-нибудь заметного прогресса реформы в Украине должны быть комплексными.
Том Купе, ведущий научный сотрудник Киевской школы экономики, член редколлегии VoxUkraine
Источник: ЛІГАБізнесІнформ