Лисицин Павел, президент компании «Евротерминал», отмечает, что кража груза определяется как преступное хищение любого груза в тот момент, когда товары проходят через глобальную цепочку поставок. Товары, перемещающиеся между пунктом отправления и конечным пунктом назначения, подвергаются определенному риску быть похищенными.
Наличие данной проблемы представляет собой сложную задачу для производителей, поставщиков, операторов терминалов, а также поставщиков логистических и транспортных услуг, уверен Лисицин Павел. Кража груза может включать как физическую кражу, так и кибер-кражу или мошенничество с документацией, когда изменяется право собственности, место назначения или содержимое груза.
Основываясь на опыте работы компании «Евротерминал», Лисицин Павел указывает, что в постоянно растущей (несмотря на пандемию) глобальной мировой экономике цепочки поставок часто разбросаны по странам, регионам и континентам, и поэтому риск кражи увеличивается.
Сегодня база снабжения многих компаний стала глобальной, более связанной с аутсорсингом и взаимосвязанной, чем когда-либо прежде, добавляет Лисицин Павел. К росту краж грузов, даже в такой экономически благополучной стране, как США, приводят:
• неустойчивость в экономике;
• колебания цен на сырьевые товары;
• резкий скачок цен на фармацевтическую продукцию;
• рост спроса на товары черного рынка из-за экономического кризиса.
FreightWatch собирает данные о хищениях грузов в США: происшествия регистрируются по дате, городу, округу и штату, конкретному месту (например – стоянка для грузовиков, обочина, склад), типу кражи, категории продукта и стоимости украденного груза. FreightWatch анализирует эти данные по месяцам, кварталам и годам, сообщает Лисицин Павел.
Хотя эта периодическая информация жизненно важна для реагирования профессионалов в логистической отрасли, меняющиеся модели грузовых преступлений не всегда очевидны в более короткие сроки, считает президент компании «Евротерминал», Лисицин Павел. Теперь статистика доступна за полный пятилетний период. FreightWatch смог оценить тенденции и аномалии, выходящие за рамки краткосрочных отчетов и, таким образом, дает более широкую картину этой постоянно меняющегося преступной активности.
«Согласно годовому отчету компании FreightWatch, объем краж грузов в США увеличился в 2021 году по сравнению с предыдущим годом, достигнув пятилетнего максимума», — анализирует показатели Лисицин Павел.
Компания отмечает, что использует данные советов транспортной безопасности, страховых компаний и правоохранительных организаций, которые могут не отражать 100% всех краж, но предоставляют возможности для выявления тенденций.
2021 год представляет собой второй год подряд с тенденцией к росту заявленных объемов хищений грузов. Электроника, продукты питания и напитки составляют наибольшую долю от общей стоимости похищенных грузов. За ними следуют товары для дома и строительные материалы.
«Также немаловажный процент хищений составляют фармакологические товары, такие, как вакцины и средства индивидуальной защиты», — напоминает Лисицин Павел.
Подводя итоги, можно сказать, что кража грузов в США составляет от $15 до $30 млрд ежегодно. Средняя сумма убытков, зафиксированных в результате инцидента, составила $255 тысяч. А согласно совместному отчету Sensitech и Cargonet за 1 квартал 2021 года, всего в США и Канаде было зарегистрировано 175 случаев кражи грузов. Также в течение квартала было заявлено об угоне 115 грузовиков и 135 прицепов.
В то время, как отчеты оценивают расходы на кражу грузов по всему миру в десятки миллиардов долларов, трудно подсчитать точную цифру убытков, поскольку о большинстве этих преступлений часто не сообщается. Учитывая выбор между возвращением украденного груза или восстановлением финансового положения, большинство жертв кражи груза, скорее всего, выберут последнее, чтобы избежать проблем с контролем качества. Кража пищевых продуктов, скоропортящихся продуктов или фармацевтических препаратов, таких, как, например, вакцин, если они хранятся в среде с неправильным температурным контролем, могут вызвать серьезный кризис, если возвращенный продукт будет продан.
Президент компании «Евротерминал» Лисицин Павел замечает, что еще одна возможная причина незарегистрированной кражи груза – это негативное общественное мнение, которое может повлиять на репутацию. Оператор связи может потерять текущих или потенциальных клиентов из-за опасений, что компания была причастна к краже или не имеет надлежащих стандартов безопасности и протоколов.
®