Политическая сатира в разных видах всегда была популярной, хотя зачастую и опасной для авторов и слушателей.
В дореволюционной России крестьяне и мещане ходили веселиться в ярмарочные балаганы, смеялись над Фомой и Еремой с лубочных картинок, а образованная часть общества развлекалась, читая сатирические журналы (в 1905–1906 годах в России их выходило более 400), где шутили Аверченко, Тэффи и Саша Черный.
После революции появилась целая плеяда сатирических журналов, включая знаменитый "Крокодил".
Нужно сказать, что сатирики, работавшие на официальную пропаганду, занимали в иерархии деятелей искусств исключительно высокое положение. Например, в 60-х годах в Союзе художников среди 40 членов секции сатиры было четыре Героя Социалистического Труда, в то время как из примерно 5000 книжных иллюстраторов этого звания был удостоен только один.
Что же касается политических анекдотов, то наибольшим успехом пользовались те из них, в которых обыгрывались советские аббревиатуры. Например, ВКП(б) значило "Второе крепостное право (большевиков)", аббревиатура ВСНХ (Высший совет народного хозяйства) расшифровывалась так: "Всем скверно, нам — хорошо" (для коммунистов), "Воруй смело, нет хозяина" (для нэпманов), "Холера на советскую власть" (для евреев — читая ВСНХ справа налево). Но по мере ужесточения режима количество анекдотов постепенно уменьшалось — никому не хотелось, повеселив приятелей, оказаться за решеткой.
Вскоре после смерти Сталина жить в стране стало намного веселее. Огромной популярностью тогда пользовались стенгазеты, издаваемые в том числе в научных учреждениях. И этой популярности совсем не мешал тот факт, что тираж их не превышал одного экземпляра, а выходили они под присмотром парткомов, профкомов и комсомольских организаций. В течение десятилетия идея капустников и КВН овладела массами.
Деятельность некоторых писателей и карикатуристов 60-х узаконила шестнадцатая страница "Литературной газеты". Однако в основном смеховая культура 60-х существовала в виде городского фольклора, песен под гитару, распространению которых способствовали появившиеся тогда магнитофоны, и, конечно же, анекдотов. Их рассказывали практически все, и занятие это было вполне безопасным. Причем выяснилось, что основным источником сведений о мире для советского человека является телевизор. Именно поэтому в анекдотах советской поры первые лица государства сосуществуют с персонажами популярных фильмов.
Если до 24 сентября 2004 г. украинский политический юмор пестрил в основном анекдотами о Леониде Кучме и Леониде Кравчуке, то после этого дня пальму первенства перехватил Виктор Янукович, отметившийся падением от яйца в Ивано-Франковске и написанием слова "профессор". Помимо анекдотов, была создана серия серия политических мультфильмов «Веселi яйця» и одноименных развлекательных программ на радио. После того как Виктор Ющенко стал Президентом, Янукович отошел на задний план, а вперед вырвался сам Президент. Всем известно выражение Ющенко, ставшее крылатым: «Цi руки нiколи не крали». На эту тему есть немало анекдотов, один из последних звучит приблизительно так: — Теперь все украинские сказки начинаются не с привычного: «Жили-были дед и баба», а со слов: «Цi руки нiколи не крали».
Также предметом анекдотов стала страсть Президента к пчеловодству и коса Юлии Тимошенко.
Политические анекдоты — анекдоты, так или иначе касающиеся запретных политических тем.
Были распространены в Советском Союзе в условиях цензуры. В политических анекдотах высмеивались руководители советского государства, коммунистические установки либо бытовые условия — то есть вещи, говорить о которых полагалось исключительно в положительном тоне. Существует целый ряд исследований политических анекдотов как особой субкультуры советского периода.
Памфлет (от англ. pamphlet) — разновидность литературного или публицистического произведения, обычно направленного против политического строя в целом или его отдельных сторон, против той или иной общественной группы, партии, правительства и т. п., зачастую через разоблачение отдельных их представителей. Задача памфлета состоит в том, чтобы осмеять, предать позору данное явление, данное лицо. Памфлет, создавая образ разоблачаемого деятеля, стремится представить его как определенную индивидуальность — бичует его в его политической жизни, быту, индивидуальных особенностях, для того чтобы сделать еще сильнее удар по политической линии, им представляемой.
Политическая карикатура — рисунок, изображающий кого-либо в намеренно преувеличенном, смешном, искаженном виде. В политическом взаимодействии она употребляется чуть ли не с XIII века до новашей эры. Именно в это время появился сатирический рисунок, изображающий Рамзеса III. Фараон сидит напротив антилопы за шашечным столом и, явно выигрывая, всем своим видом выражает торжество, самоуверенность и азарт.
О смешном в политике нам рассказали и те, кто профессионально смешит публику, – юморист Григорий Елишевич и шаржист Анатолий Бабич. Оба видят в политике и политиках смешные черты, и их произведения находят отклик у публики. Зачастую потому, что уже не воспринимают политиков всерьез.
Григорий Елишевич, юморист, пресс-секретарь Сумской областной организации НСНУ:
— Я хочу сказать, что мне, как профессиональному юмористу, очень часто приходилось находить сюжеты именно в политике, в том, что у нас происходит в государстве уже много лет.
Я приведу только один пример. Мне выпало счастье (или несчастье) баллотироваться по одному округу в народные депутаты Украины. И я никогда не забуду одну женщину. Она мне заявила, что все равно все сволочи, всех бы перестреляла и что она все равно не пойдет голосовать. И меня это так впечатлило, что я написал юмореску, которую часто исполняю со сцены. Люди ее понимают, смеются — но она про самих же людей.
А вот второй случай, который мне тоже запомнился. Когда-то я был в Конотопе, откуда баллотировалась Наталья Витренко. Я запомнил слова одной женщины, сказавшей, что Витренко ничего не сделает и никто ничего не сделает. Но она хоть им, гадам, покоя не дает. То есть наши люди часто голосуют не за тех, кто будет лучше работать, а за того, кто сделает кому-то хуже, больше нагадит. При таком подходе мы и имеем весь этот дурдом в парламенте.
А сами политики... Думают одно, говорят другое, делают третье. Часто один с другим перед камерами чуть ли не дерутся, а потом идут вместе выпить по рюмке. Политика — это большая игра.
Анатолий Бабич, шаржист:
— Я всегда рисую коллекцию шаржей для того места, где ежегодно провожу четыре месяца, – Крыма. И я заметил, что там люди среди твоих рисунков ищут политиков — такого-то и такого- то. Особенно после выборов. Например, меня просили рисовать шаржи на Юлию Тимошенко.
Чувствуется, что народу не хватает этого, спрашивают: «А где ж ваша Юля?»
В принципе, политики – это люди уже взрослые, у них сформировавшиеся черты лица, рисовать их очень интересно. Если взять молодежную звезду вроде Андрея Губина — это обычное лицо молодого человека. А политики – все очень интересные типажи, без исключения.
Я хотел бы рисовать, Юлю, Януковича. Думаю, что в этот раз, готовясь к поездке, я целую коллекцию портретов выпущу.
Еще читайте в разделе "Политика" по теме: "Политический цирк"