В результате в рейтингах все меньше социологии и все больше заказухи.
О том, что не все в порядке с данными популярности политических сил, говорит хотя бы тот факт, что рейтинги дают совершенно разные цифры. Если первое место Партии регионов (ПР) практически не оспаривается, то второе место в разных рейтингах отдают то Народному Союзу «Наша Украина» (НСНУ), то Блоку Юлии Тимошенко (БЮТ). Отличается и отрыв обеих этих блоков от «регионалов». По одним данным, НСНУ отстает от ПР совсем немного, по другим — имеет популярность почти вдвое меньшую. Аналогичная путаница и с партиями, не относящимися к лидерам гонки.
Большинство рейтингов вроде бы гарантируют преодоление 3%-ного барьера Компартии (КПУ) и Соцпартии (СПУ), а вот по Народному блоку Литвина (НБЛ) мнения разделяются. Одни опросы показывают, что НБЛ обязательно пройдет, другие — что он на грани непопадания.
На этой же грани фигурируют и блоки ПОРА-ПРП, Костенко-Плюща, «Не ТАК!» блок Витренко и «Виче». По результатам одних опросов эти политические силы таки достигают заветных трех процентов, а по другим не имеют даже одного.
Весь вышеперечисленный разнобой заставляет усомниться в достоверности данных значительного количества социологических опросов. Похоже, что по доброй украинской традиции многие соцопросы делаются под заказчика — кто платит, тот и имеет процент.
Вряд ли чтоб о дутой природе многих рейтингов не знали в избирательных штабах различных политических сил. Там сидят вовсе не глупые люди, которые хотят не удовлетворить свою политическую гордыню, а преследуют вполне прагматические цели. Потому что рейтинги популярности действительно достаточно эффективный инструмент предвыборной борьбы.
Причем не обязательно делать рейтинги себе, иногда выгодно делать их конкуренту. Взять то же первое место Партии регионов, которое удобно не столько сторонникам Януковича, сколько НСНУ и БЮТ. Обе партии активно мобилизуют свой электорат, упирая на возможность реванша старой власти. Вдобавок расхолаживаются сторонники ПР, часть которых вполне может не прийти на выборы, будучи вполне уверенной в безусловной победе своей партии.
Для партий помельче рейтинг и вовсе вопрос жизни и смерти. Многие избиратели, даже симпатизирующие определенной политической силе, могут не проголосовать за нее из опасения, что партия не наберет 3%, а значит, голос будет потерян. По этой схеме сторонники блоков ПОРА-ПРП и Костенко-Плюща вполне могут отдать голоса за НСНУ или БЮТ, а поддерживающие блок «Не ТАК!» и Витренко — за ПР или КПУ.
Аналогичная ситуация с местными выборами. При обилии кандидатов (в Сумах их под тридцать), человеку довольно сложно сделать выбор. Если же внушить, что один из кандидатов уверенно опережает других, то часть избирателей может отдать голоса за него.
Сделать себе рейтинг можно двумя способами: либо проплатить исследование с «нужными» результатами в существующей социологической службе, либо создать свою. Крупные политические блоки и партии останавливаются на последнем варианте. Поэтому к выборам число социологических служб и центров возрастает чуть ли не в разы. Так, только в начале февраля появилось сразу шесть совершенно новых социологических служб, имеющих названия, странным образом схожие с названиями давно существующих служб.
Новосозданные службы существуют только в интернете, неизвестно, кто их возглавляет, кто проводит исследования. Зато известны результаты. Что интересно, результаты в каждом конкретном случае весьма отличаются, так что определить заказчика легко.
Специалисты советуют доверять результатам соцопросов фондов и служб, которые существуют уже не первый год и зарекомендовали (прогнозы совпадали с результатами голосования) себя на минувших выборах. Если сверять данные 2004 года нет желания, можно использовать опыт информагентства «Украинские новости», которое использует данные только 6-и социологических служб: Киевского международного института социологии (КМИС), фонда «Деминициативы», Национального института стратегических исследований, центра Разумкова, центра «Социальный мониторинг» и фирмы «Социс».
По словам Дениса Безлюдько, главного редактора «Украинских новостей», данные используются, только если выборка достаточно значительна (обычно более 2 тыс. человек) и если опрос проводился во всех регионах Украины. На эти факторы нужно обращать внимание при оценке достоверности рейтинга.