Чтобы народные избранники обещали и делали не то, что им хочется, а то, что нужно сумчанам, общественные активисты накануне выборов формируют для них актуальную повестку дня. А потом будут приходить и спрашивать: обещал – почему не сделал?!
Десятка главных проблем сумского малого и среднего бизнеса формировалась в рамках проекта USAID «Уверенный бизнес - богатая громада», реализуемого Центром международного частного предпринимательства (CIPE) в 10 областях Украины.
Как рассказала координатор проекта, председатель общественной организации «Союз предпринимателей, арендаторов и собственников Сумской области» Светлана Иченская, в августе 2015 г. было проведено пять фокус-групп с представителями различных направлений бизнеса Сум: рекламисты, сферы торговли, услуг, производства, энергосбережения, строительства и пассажирских перевозок, ресторанного и гостиничного бизнеса, туристического и др. Проведено анкетирование - через личные встречи (300 предпринимателей), путем рассылки через электронные средства (более 1000 респондентов), также анкеты были размещены в социальных сетях.
По итогам анкетирования составлен перечень 10 топ-требований бизнеса к власти. Затем 15 сентября в выставочном центре «Ильинский» Торгово-промышленной палаты состоялся «круглый стол», где представители бизнес-сообщества обсудили все пункты-победители рейтинга и отметили некоторые дополнительные аспекты, которые не попали в перечень Топ-10, но важны для бизнеса и требуют решения на центральном и областном уровне. Главные из них: бизнес должен платить налоги по месту ведения деятельности, а не регистрации; контроль за использованием акциза на топливо и направление его на реконструкцию автодорог. Также присутствующие сошлись в мнении, что стратегический план развития города, разработанный еще в 2007 году, не выполняется как в целом, так и в разделе развития малого и среднего бизнеса.
Итогом анкетирования сумских предпринимателей и активной дискуссии за «круглым столом» стали 10 приоритетных для бизнеса требований к будущей власти.
10-е место - усилить контроль за незаконным ведением предпринимательской деятельности (торговля, реклама, услуги).
9-е - связаться с отраслевым органом железнодорожной отрасли и решить вопросы налаживания железнодорожного сообщения с другими регионами Украины, особенно в направлении Сумы – Львов и Сумы – Одесса.
8-е - разработать концепцию (программу) туристической привлекательности города Сумы с учетом существующих предложений общественности. Обеспечить мониторинг ее выполнения.
7-е - создать открытую электронную площадку с указанием всех тендеров на товары и услуги, с указанием номенклатуры поставки, сроков, условий оплаты и условий участия в тендере.
6-е - провести детальный документальный аудит решений Сумского горсовета, касающихся субъектов хозяйствования, с целью устранения коррупционных рисков путем отмены\пересмотра решений, в которых содержатся коррупционные риски.
5-е - обеспечить финансирование ремонта отрезка дороги Сумы - Пирятин (от границы Сумской области до Пирятина) путем выделения денежных средств из бюджета и привлечения инвесторов.
4-е - внедрить открытую электронную систему отслеживания документооборота и открытый электронный реестр по выдаче разрешений и согласований.
3-е - провести детальный кадровый и административный аудит деятельности служб, управлений и отделов горсовета. Обеспечить систему информирования общественности о деятельности власти. Оптимизировать структуру горсовета и обеспечить эффективные информационные потоки.
2-е - упростить процедуру и сроки получения документов разрешительного характера с учетом существующих предложений общественности. Разработать прозрачные и простые процедуры получения разрешений и лицензий и провести их обсуждение с представителями бизнеса. Бизнес занимается - бизнесом.
1-е - утвердить соответствующее решение Сумского горсовета о выделении из местного бюджета не менее 1% доходной части бюджета на развитие малого и среднего бизнеса.
Список предложений участники «круглого стола» решили передать всем политическим партиям, кандидатам в депутаты Сумского горсовета и кандидатам на должность городского головы для включения в их предвыборные программы. Также запланирован «круглый стол» для подписания меморандума о том, что в случае победы на выборах будущий депутат или городской голова обязуется выполнить требования предпринимателей.
Общественная инициатива «Нам здесь жить», объединившая сумских экспертов в разных сферах деятельности вокруг идеи формирования актуальной для города повестки дня, обнародовала шесть самых важных направлений, на которых, по мнению участников инициативной группы, должна сосредоточить свои усилия будущая городская власть.
А именно:
1. Публичная политика местной власти.
2. Партисипативный бюджет.
3. Городской пассажирский транспорт.
4. Жилищно-коммунальное хозяйство.
5. Имущество.
6. Земля.
Инициативная группа, обработав материалы форума «Сумских актуальностей», в котором приняли участие около 100 экспертов и приглашенных гостей, предложила кандидатам в мэры и депутаты горсовета в случае их избрания по каждому из направлений предпринять конкретные действия.
Презентация плана действий, предлагаемого Общественной инициативой «Нам здесь жить» состоялась в Сумском областном пресс-клубе 17 сентября.
Для решения проблемы №1 - непубличности власти - общественные эксперты предлагают осуществить следующие конкретные шаги:
- внести изменения в регламент исполкома Сумского горсовета, сделав невозможным принятие кулуарных решений;
- включить в состав исполкома представителей общественности;
- создать основы для конкурентного голосования;
- внести изменения в Положение об общественном совете при исполкоме горсовета и Положение об Общественных экспертных комиссиях для обеспечения эффективного участия общественных экспертов в подготовке и принятии решений;
- разработать и утвердить новую редакцию Положения об общественных слушаниях, предусмотрев упрощенную процедуру их созыва и проведения для обсуждения общественно важных вопросов;
- разработать и утвердить Положение об электронных петициях, адресованных Сумскому горсовету и исполкому, согласно новому законодательству об обращениях граждан;
-принять Положение о социальном заказе, чтобы делегировать предоставление части социальных услуг представителям общественного сектора;
- разработать и утвердить Положение о конкурсе проектов по общественному мониторингу бюджетных закупок, анализу бюджетных расходов и эффективности деятельности горсовета, его исполкома и подчиненных структур;
- создать и ввести постоянно действующую систему освещения аспектов деятельности, вызывающих общественный интерес, через официальный сайт Сумского горсовета.
Для формирования партисипативного (т.е. с участием общественности) бюджета и во избежание неоправданных трат, по мнению активистов, следует:
- разместить полную информацию о бюджете города в доступной форме на сайте горсовета;
- разработать интерактивную карту бюджета города с полной информацией о поступлениях и расходах средств по районам, микрорайонам, отдельным структурам и пр.;
- провести просветительские мероприятия для распространения среди горожан финансовой грамотности в вопросах партисипативного бюджета;
- принять бюджетный регламент Сум в виде отдельного документа;
- предусмотреть в бюджетном регламенте порядок участия громады города (процедуру обсуждения проекта бюджета, проведение конкурса общественных проектов, возможность совместного финансирования отдельных проектов);
- разработать и закрепить решением горсовета требования к публикации на сайте горсовета информации о деятельности коммунальных предприятий, включая выводы проверяющих органов и декларации руководителей КП и их трудовые контракты;
- разработать и закрепить решением горсовета требование об отчетности руководителей КП, обязав их отчитываться о результатах деятельности раз в полгода;
- разработать и закрепить решением горсовета процедуру проведения открытого конкурса на должность руководителя КП;
- предусмотреть в контрактах с руководителем КП процедуру расторжения в случае невыполнения плана развития предприятия;
- разработать и закрепить решением горсовета требование о невозможности совмещения исполнения обязанностей директора КП с полномочиями депутата местного совета, являющегося членом профильной депутатской комиссии;
- создать наблюдательные советы при КП из представителей общественной экспертной среды;
- разработать и закрепить решением горсовета требования об обязательном периодическом информировании о деятельности предприятий, арендующих у громады целостный имущественный комплекс.
Решение транспортной проблемы лежит в создании конкурентных условий на рынке пассажирских перевозок и введении действенной системы контроля с участием общественности. Этому, по мнению общественных экспертов, должен способствовать следующий план действий:
- разработать и утвердить Программу развития пассажирского транспорта на ближайшую перспективу, предусмотрев в ней закупку в течение трех лет 40 новых троллейбусов, отвечающих современным стандартам качества и безопасности перевозки пассажиров;
- разработать и утвердить процедуру регулярных (ежегодных) замеров пассажиропотока на маршрутах коммунального транспорта и частных перевозчиков таким способом, который удовлетворяет как горожан, так и перевозчиков;
- разработать и ввести единую систему электронного билета для оплаты проезда в общественном транспорте;
- обеспечить открытость конкурсов на маршруты с формированием четких и понятных требований к качеству и цене;
- обнародовать на сайте горсовета договоры с перевозчиками;
- предусмотреть штрафные санкции и обеспечить расторжение договоров с частными перевозчиками при нарушении их условий;
- создать наблюдательный совет из представителей экспертной среды общественности при КП «Электроавтотранс»;
- назначение руководителя КП «Электроавтотранс» проводить на основании публичного конкурса;
- закрепить решением горсовета требование об обязательных публичных отчетах руководителя КП «Электроавтотранс» раз в полгода.
В условиях, когда у государства нет денег на содержание жилищного фонда, жильцам многоквартирных домов ничего не остается, как брать на себя ответственность за формирование перечня необходимых коммунальных услуг, регулирование цены на них, а значит, и создание конкурентной среды на рынке ЖКХ. В таких условиях общественные эксперты предлагают провести следующие мероприятия:
- установить мораторий на выделение земли в границах придомовых территорий до окончательного выделения их в натуре совладельцам домов;
- установить мораторий на перевод жилых помещений в нежилые (до окончательного выделения придомовых территорий в натуре совладельцам домов);
- разработать Положение о конкурсе для управляющих;
- определить способ контроля потребителем качества и количества предоставленных жилищно-коммунальных услуг;
- провести верификацию паспортов и паспортизацию домов;
- провести информационную кампанию и информподдержку для владельцев многоквартирных домов об управлении домами, согласно Закону Украины «Об особенностях осуществления права собственности в многоквартирном доме» (14.05.2015 №417-VIII) и о возможностях органов самоорганизации населения;
- разработать и утвердить отдельный Порядок установления, согласования с громадой и утверждения тарифов на ЖКХ со ссылками на нормы законодательства, регулирующего этот вопрос.
В этот раздел активисты включили и план развития велоинфраструктуры города, который предусматривает:
- разработку схемы велодвижения и велостоянок (карты), которая должна стать результатом широкого общественного обсуждения и согласования с ГАИ и другими органами;
- внесение изменений в городскую программу «Два колеса» с учетом результатов общественного обсуждения;
- выделение средств на развития велоинфраструктуры;
- стимулирование частных предпринимателей к созданию велостоянок.
В сфере городского имущества главная проблема, по мнению общественных экспертов, в том, что деятельность управления комимущества остается непрозрачной и неэффективной. Поэтому менять надо как руководство управления, так и подход к менеджменту имущества громады. Для этого следует:
- провести кадровый конкурс по подбору кандидатов на должности начальника и заместителей начальника управления коммунального имущества;
- привлечь к подбору кандидатов рекрутинговые компании;
- конкурс провести с привлечением и под контролем общественности;
- провести полную инвентаризацию коммунального имущества;
- провести полную паспортизацию и оформление прав собственности на все объекты, заложив финансирование этих мероприятий в бюджет;
- определить наиболее важные объекты, которые приносят или могут принести максимальный доход в бюджет, и внести их в перечень неподлежащих приватизации;
- составить полный перечень имущества (адрес, площадь, цена аренды, целевое назначение, арендатор, сроки аренды и пр.) и обеспечить свободный доступ к нему на сайте горсовета;
- обновлять перечень имущества не реже одного раза в месяц;
- закрепить в контракте персональную ответственность начальника управления коммунальной собственности за своевременность размещения и достоверность информации;
- отдельно размещать информацию о свободных помещениях, намерениях передать их в аренду, дате проведения конкурса и пр.;
- ввести передачу свободного имущества в аренду исключительно путем проведения конкурса на право аренды;
- прозрачность конкурсов обеспечить путем обнародования полной информации в ведущих СМИ города и на сайте горсовета;
- к организации и проведению конкурсов привлекать представителей громады;
- управлению комимущества с целью привлечения большего внимания со стороны потенциальных арендаторов ввести предконкурсную подготовку объектов аренды.
В распоряжении городской землей по сути те же проблемы, что и в менеджменте коммунального имущества – непрозрачность и неэффективность. Подтверждением этому могут служить постоянные скандалы – с застройкой ул.Криничная, «Вишневым садом», участков возле пр.Казацкий и пр. План действий от общественных активистов следующий:
- провести конкурс на подбор кандидатов на руководящие должности департамента градостроительства и земельных отношений;
- привлечь к подбору кандидатов рекрутинговые компании;
- конкурс провести с привлечением общественности и под ее контролем;
- обеспечить прозрачность торгов земельными участками путем обнародования полной информации в СМИ и на сайте горсовета;
- к проведению торгов привлекать представителей общественности;
- департаменту с целью привлечения большего внимания со стороны потенциальных арендаторов или покупателей публиковать полную информацию в СМИ и на сайте горсовета;
-провести полную инвентаризацию земли громады;
- составить полный перечень земельных участков, принадлежащих громаде (адрес, площадь, цена аренды, целевое назначение, арендатор, сроки аренды и пр.) и предоставить к нему свободный доступ;
- начальник департамента по заключенному с ним контракту должен нести персональную ответственность за своевременность размещения и достоверность информации;
- ввести продажу и передачу в аренду земельных участков (независимо от их размеров) исключительно путем открытых торгов, которые проводить на постоянной основе.
Мэр Сум Александр Лысенко рассказал, как покупали Клуб юных техников и получали газ для Котельной Северного промузла...
Сумские предприниматели требуют конкурентного рынка и приемлемых цен при установке приборов дистанционного учета газа, либо отмены их обязательности...
Трудовые проверки: почему сумской бизнес против...
Бизнес-омбудсмен рекомендовал сумскому мэру прекратить издевательства над ветеранами и «детьми войны»
...
Cумские предприниматели обратились к Президенту, Кабмину и Верховной Раде из-за «груза 3200»...
VitaP
Мы все ждем перемен еще с перестройки, но ждем перемен к лучшему, а они все никак не наступают. Видимо это никому не нужно.
VitaP
http://www.gold-kompas.com.ua/