Украинские «индейцы» торжественно раскурили трубку мира за здоровье всех присутствующих.
Село Могрица Сумского района сегодня известно многим и в Украине, и за ее пределами.
Местные живописные ландшафты манят творческих людей и просто любителей отдыха на природе. В прошлом номере мы писали о недавно проходившем здесь фестивале «Кульбаба», организованном студентками СГПУ Яной Штагер, Инной Пилипенко и Еленой Лузан. И вот в минувшие выходные в Могрице прошло другое, куда более массовое мероприятие, название которого выглядело так: «XV ленд-арт симпозиум «Простір прикордоння». Проект «Виміри»».
Как и раньше, художники (и просто все желающие) вписывали (вплетали, монтировали) в природный пейзаж свои арт-объекты, сделанные преимущественно из природных материалов. Но чего раньше не было — на берегу реки появилась сцена со звукоусиливающей аппаратурой и организована шоу-программа. Эту часть патронировала Сумская муниципальная галерея «СМуГа».
По нашему мнению, массовость в данном случае можно рассматривать и как достоинство, и как недостаток. Воссоздание обрядов купальской ночи, индейских обычаев, ирландская музыка и танцы, интуитивная музыка от Яна Бедермана и прочие заявленные в программе изюминки привлекли в Могрицу многосотенную толпу самых разных людей — от студентов до солидных дядей и тетей на недешевых авто. Ночи напролет горели костры, люди пели под гитары, пили, общались — кто за чем приехал.
Мешало ли это художникам творить? Возможно, да. Творчество — процесс интимный, и если в прошлом году у творцов была возможность уединиться на день, два, чтобы создать свой арт-объект, и уж потом к нему вели публику, то теперь шум-гам и нетрезвые шатания вряд ли способствовали созданию шедевров. Не обошлось и без вовсе досадных происшествий вроде драки, устроенной местным жителем (якобы даже милиционером), изрядно принявшим на грудь и явившимся в палаточный лагерь в поисках приключений. И все-таки Могрица как событие состоялась.
Для своих, т.е. художников, музыкантов и волонтеров, был устроен лагерь с централизованным питанием, водой и некоторыми другими благами. Все прочие могли оста-навливаться поодаль.
Отдельную площадку отвели под индейский лагерь с типи (индейская хижина), которые мы привыкли, вслед за котом Матроскиным, именовать «фигвамами». Эти высокие шатры, сделанные, правда, не из бизоньих шкур, а из брезента (как, впрочем, и у современных американских индейцев), были видны издалека. Побывав в типи, мы позавидовали индейцам: в наших палатках днем было невыносимо душно, ночью холодно, а вот в двухслойном жилище «краснокожих» микроклимат получался прекрасный!
Члены Всеукраинского клуба индейской культуры, украшенные перьями и бисером, очень выделялись на общем фоне. Они порадовали публику мастер-классами по языку жестов и технике плетения амулета «ловец снов». Ну а кульминацией «Дикого Запада» в Могрице стало торжественное раскуривание трубки мира и танцы воинов и их скво в полном убранстве и раскраске. Для тех, кто в детстве зачитывался Майн Ридом и Купером и спешил в кинотеатры на фильмы с Митичем, это был настоящий подарок!
— Мы — сборная группа индейской культуры из Киева, Харькова, Полтавы, Житомира и Сум, — рассказывает харьковчанин Сергей Подкопаев, он же Человек-Птица из племени шайенов, — изучаем культуру разных племен — сиу, шайенов, кайова, каума и кри. Когда индейские племена уничтожались, было проклятие индейского шамана, сказавшего, что среди белых будут рождаться «дети с красным сердцем». Это мы.
Казалось бы, украинские индейцы — явно парадоксальное явление. Но Человек-Птица так не считает. Напротив, он находит, что украинцев и шайенов роднит историческое прошлое, связанное с борьбой против угнетения другими народами.
Субботняя шоу-программа получилась довольно насыщенной и интересной. Сразу стало ясно: большой шоу-бизнес попросту обкрадывает нас, постоянно подсовывая одних и тех же зажравшихся «звезд» с убогим репертуаром, отвлекая наше внимание от действительно талантливых и увлеченных людей, подобных тем, которых мы увидели на могрицкой сцене. Взять хотя бы сумского энтузиаста Дениса Федченко, который провел мастер-класс по ирландским танцам, а потом в составе своего музыкального коллектива «Shamrock» здорово солировал на волынке. Или музыкантов из харьковской фольк-группы «Грайна», интересно обыгрывающих мотивы музыки разных народов.
Особый интерес представляло то, что делали на сцене гости из Москвы — Ян Бедерман и его коллега по оркестру интуитивной музыки. Их подход заключается в том, что музыкальные произведения создаются прямо на глазах у публики, причем для звукоизвлечения используются не только собственно музыкальные инструменты, но и разные неожиданные предметы вроде гудящих пластиковых трубок, скрежещущих пружин и крышек от металлических бочек. Как мы поняли, главное тут — уловить «фишку», начатую коллегой, и на ходу подобрать к ней остальные инструменты и манеру игры на них.
Конечно, далеко не все врубаются в такую музыку, что стало ясно по окончании выступления Бедермана: некий подвыпивший мужчина вспомнил, что Цою в эти дни стукнуло пятьдесят, и потребовал от музыкантов не то «Пачку сигарет», не то «Восьмиклассницу», не то еще что-нибудь из «вечно живого». Бедерман и коллега-интуитивист красиво вышли из ситуации, заявив, что сейчас мы услышим самого Цоя. Раскрутив над головой фантастически гудящие трубки, музыканты поднесли одну из них к уху цоемана с вопросом: «Это голос Цоя. Слышишь?».
Экзотично звучали композиции, исполненные участниками Харьковского варганного клуба. Евгений Калмыков и Юлия Франк, помимо виртуозной игры на варганах, показали класс горлового пения. Это пение, похожее на рык, звучит необычно, завораживающе и местами жутковато. Как мы поняли, так играют и поют шаманы коренных народов Сибири. Антураж выступления был соответствующий: и без того экзотичный Калмыков, с его необычными татуировками и бородкой, облачился в этническую одежду и стал похож на какого-нибудь тувинца.
Знатоки рассказали, что Калмыков по части варгана и горлового пения чуть ли не самый крутой в Украине, так что нам повезло видеть и слышать его в Могрице.
В общем, разной этники и экзотики в Могрице за два дня было предостаточно. Накануне концерта клубом исторической реконструкции «Аркона» из Винницы был воссоздан древнеславянский праздник «Купало». Девчата в вышиванках и венках, хороводы в отсветах костра, игры и песнопения — это было красиво.
Битва облаченных в тяжелые доспехи воинов из клуба исторической реконструкции «Конунг» и файер-шоу также пользовались успехом у публики. Если мы кого-то забыли назвать, просим извинить, потому что всего было много и все увидеть было трудно.
Назад возвращались в битком набитом автобусе, и народ роптал: мол, организаторы могли бы
устроить централизованный выезд из Могрицы.
Интересно, что Могрица, как летнее мероприятие, началась пятнадцать лет назад как пленер, организованный художницей и педагогом Анной Гидорой для студентов Сумского училища культуры и искусств. Студенты выросли и стали художниками, но привычка к Могрице у них осталась. Так по-степенно Могрица стала симпозиумом ленд-арта, на который теперь съезжается не только молодежь.
В этом году Могрица стала еще и этно-фестивалем.
На сегодняшний день «Могрица» — это уже не только название мероприятия, но и бренд. «Опыт предыдущих лет показал: людей, которые сюда приезжают (помимо художников), надо чем-то занимать. Поэтому мы подключились и сделали праздник», — говорит директор «СМуГи» Тамара Кубракова.
Возможно, превращение Могрицы в центр зеленого туризма Сумщины можно было бы расценивать как позитивное явление в том мире, в котором мы живем. Очевидно, люди, уставшие от урбанизированной жизни и стремящиеся отдохнуть на природе, нуждаются в таких мероприятиях. С другой стороны, когда явление становится массовым, оно всегда что-то теряет.
Но, как бы там ни было, Могрица-2012 состоялась, и немного жаль, что она уже в прошлом.
Первый секретарь Сумского горкома партии, при котором Сумы выросли вдвое и стали «городом миллиона роз», Михаил Лушпа родился в 1920 г. в с. Могрица.
Могрица — пограничное село, всего в нескольких километрах начинается территория Российской Федерации.
Могрица славится своими залежами мела, который добывает Могрицкий меловой завод.
Гость
хиппи
СФ
интиресна статтья, одобряю
Гость
Я там был. Уже в третий раз. Мне понравилось.