Теперь я, кажется, понял, почему немногим более 350 лет назад казаки основали здесь город.
Путевые заметки первопроходцев обычно читают мечтающие о путешествиях. Однако моя цель скромнее: вдруг кто-то захочет увидеть больше и лучше, чем пишет газета. Отправная точка — разбуженное любопытство. Необходимые составляющие: лето, время, байдарка, азарт следопыта.
А что было делать, когда родственникам из Киева в их прошлые визиты уже были показаны все достопримечательности обласного центра, а на улице стоял 30-градусный штиль? Решение нашлось: пройти „по Сумам” на байдарке.
Cейчас байдарку можно купить или взять напрокат у знакомых. Был избран второй вариант. Взяли карту города и по реке Псел наметили маршрут с целью показать гостям весь город — от границы на севере до границы на юге. Если точнее, путь лежал от моста между селами Великая Чернетчина и Битица до Олдыша (до турбазы „Золотые сосны”).
Заказали такси-универсал и через полчаса благополучно высадились у моста через Псел за селом Великая Чернетчина (добраться туда можно также маршруткой или рейсовым автобусом с автовокзала).
Трехместную байдарку собрали за 45 минут (кстати, при желании в нее можно посадить еще ребенка до 12 лет). Все вещи были герметично упакованы в полиэтиленовые мешки. На всякий случай. Самой страшной моим киевлянам казалась перспектива перевернуться на байдарке (потом страх быстро изчез — буквально через 10 минут хода).
Конечно, мы взяли с собой удочки, немножко пива и хорошее настроение. Под явным влиянием последнего сделали нашу байдарку советского производства «Таймень» с рекламной надписью «Санта Вита» еще приметнее — украсили флагом Украины, флагом города Сумы и собственным флагом «Авианосца «TRAVERSE» (так окрестили байдарку). Сами надели футболки с символикой Сум. При встрече на воде знакомые туристы и байдарочники легко могли узнать нас издалека. Ну и, как обычно, кто-то сказал «Поехали!..»
Сплав начали ровно в полдень. Пиво пригодилось через полчаса, когда в дачном кооперативе ”Чистые пруды” сначала встретили знакомых туристов (как чувствовали!), а через 200 метров моего соседа по даче.
Пройдя мимо базы «Зеленый Гай», мы решили сделать привал — немного перекусить да покупаться.
Кстати, иногда на базе «Зеленый Гай» собираются водники-туристы и на байдарках ходят вниз-вверх по Пслу. Так что у вас может оказаться большая компания.
Накупавшись вдоволь и перекусив, отправились дальше — вниз по Пслу. С приключениями. На участке от «Чистых прудов» до моста через Псел на Барановку наш экипаж был атакован отдыхающими на местных пляжах. Особенно удалась атака трем подвыпившим молодым мужчинам. Они прицепились за якорь нашей байдарки (в виде пластиковой бутылки с пивом) и проплыли за нами буксиром около 50 метров. В благодарность за доставленное удовольствие любезно приглашали к своему столу на суше. Но лимит времени и небольшой шок заставили нас не менее любезно отказаться.
Аккуратно пройдя под мостом, соединяющим Луку и Барановку, мы достигли полуострова на левом берегу Псла. Это чистое место в районе Голубых озер, малодоступное машинам и, следовательно, отдыхающим.
Но как раз в эти дни здесь проводился любительский туристический слет. На пляжах полуострова нас гостеприимно встретили. Отправиться дальше были вынуждены: на вечер заранее заказали баню на базе „Золотые сосны”. А до нее нам светил еще 4–5-часовой переход. Наш „авианосец ” взял курс мимо Голубых озер, мимо моста через КРЗ, в сторону ресторанного комплекса „Старий млин”.
Это ужасно. Из-за нехватки времени нам не удалось (хотя планировали) посетить Музей Чехова (на Луке).
Следующую остановку наш экипаж сделал возле пешеходного моста, соединяющего Дзержинку с 9-м микрорайоном. Оставив байдарку под присмотром кстати обнаруженных на здешнем пляже знакомых, мы с фотоаппаратом отправились на пешую экскурсию. Посетили Троицкий собор, прошлись по ул.Дзержинского, потом по Соборной, свернули на Воскресенскую... Потом вернулись к ресторану „Старий млин” и выпили по чашечке кофе. Смеркалось... Нас ждал «авианосец»... Ручаюсь, так вы еще никогда не гуляли по городу.
Следующий участок пути получился немножко экстремальным. Когда мы сели на весла, начало темнеть.
Вспомнив, что до базы „Олдыш” еще несколько часов, стали „табачить” (то есть усиленно налегать на весла) и даже совсем проигнорировали Студенческий пляж.
Солнце уже зашло, когда мы миновали мост по Прокофьева. Когда зашла луна, мы проплывали район Басов. Стоки из очистных сооружений напротив дачных кооперативов в районе Олдыша резко ухудшили впечатление о чистоте воздуха и воды. «Карта г.Сумы» здесь заканчивалась, и мы по мобильной связи просигналили SOS мудрому другу. Ночное ориентирование с мобильным телефоном по пересеченной местности в районе турбазы «Золотые сосны» — это что-то. Практически нащупали старое русло Псла в районе оз.Олдыш и высадились на базу. Нервное напряжение снял отличный пар и пиво в бане.
Не разбирая байдарку, отвезли ее хозяину, привязав на крышу автомобиля «таврия» (ночью разбирать трехместную байдарку оказалось непростой задачей). Домой попали в 3 часа ночи. Немного поспав, мои гости в 6 часов были уже в поезде Сумы–Киев. Уверен, они у нас не скучали.
Вдоль Псла — самые зеленые луга, самые тенистые деревья, самые замечательные люди… И много-много диких, но ужасно симпатичных приключений.
Землякам, отправляющимся в дальнее плавание на байдарке, полезные наблюдения: Псел от моста возле с.В.Чернетчина и до чистых пляжей возле садового кооператива „Чистые пруды” имеет множество поворотов, скорость течения здесь около 5 км/час. Течение быстрее — до пляжа на Тополе, после скорость его уменьшается.