Технологию Тиффани в Сумы десять лет назад привезли супруги Алена и Олег Пивоваровы из Германии, бравшие уроки у дрезденского мастера, который, в свою очередь, учился у мастеров, видевших самого Тиффани.
Олег Пивоваров, директор сумской студии стеклодизайна «Пи&Ко» считает, что сейчас только начало витражной моды.
— То ли это классика, то ли модерн, готика или хай-тек — принципиального значения не имеет, поскольку технология Тиффани настолько гибкая, что изделия вписываются в любой интерьер, — говорит О.Пивоваров. — Можно воплотить в жизнь самые сумасшедшие дизайнерские идеи. Например, недавно для оформления магазина очков в киевском «Мандарин-Плаза» делали подвесные шарообразные светильники, витражи, витринные стойки — все из линз и зеркал.
С помощью витражного декора можно гармонизировать довольно эклектичное пространство. Например, на абажурах прикроватных ламп можно повторить орнамент старинного ковра, висящего над кроватью. Можно органически вписать в современный домашний интерьер кованый столик или старинный комод. Витражи традиционно сочетаются с мозаикой на полу, росписью на стенах, кованой и старинной мебелью.
Сейчас очень актуальны объемные изделия — абажуры (их можно установить как куполом вниз, так и вверх), бра, настольные лампы, торшеры, часы, вазы и другие декоративные украшения. Они расставляют новые акценты и формируют настроение помещения.
Витражи используются для создания модных сейчас подвесных потолков, ширм, перегородок, для декорирования мебели. Они зрительно раздвигают пространство, создают иллюзию легкости и свободы. Кроме того, делают интерьер неповторимым. А значит, вполне могут стать эффективным приемом для превращения типовых стандартных квартир в просторное и эксклюзивное жилье. При этом очень важно, чтобы изображение на витражных картинах было как можно реальней, с перспективой и в динамике — это главный критерий мастерства художника.
Витраж ландшафтной тематики исправит вид из окна, как бы оградив помещение от внешнего мира: городской шум и суета останутся за пределами комнаты. Такое решение будет как нельзя кстати в комнате для отдыха, ванной (бассейне) или рабочем кабинете.
Новое, очень практичное, решение — вставить витраж в стеклопакет вместо внутреннего стекла. При этом витраж защищен сам и защищает помещение от проникновения посторонних, поскольку витражная сеточка довольно-таки прочная конструкция.
Что касается цен на современные работы по технологии Тиффани, витражи в Сумах стоят от $500 евро. кв.м, в то время как в Европе — от 800 евро. Лампа обойдется не меньше $400 Это обусловлено сложностью технологии изготовления объемных вещей. Кроме того, цена зависит от тонкости работы и качества стекла (стекло, предназначенное для изготовления витражей, намного дешевле стекла для изготовления ламп: первое до $100 кв.м, второе от $150).
Олег Пивоваров, директор сумской студии стеклодизайна «Пи&Ко» поделился с «Данкором» секретами техники Тиффани:
— Работа начинается с подготовки эскизов в определенном масштабе.
Количество эскизов зависит от того, насколько точно заказчик (а это и архитекторы, и дизайнеры, и непосредственно хозяева помещений) может изложить мастеру свой замысел.
Утвержденный эскиз в натуральную величину переносится на картон и копируется на кальку. Из нее вырезают отдельные детали-шаблоны, по которым, подбирая текстуру и цвет стекла, изготавливают стеклянные элементы. Их укладывают поверх изображения на картоне, подгоняют на шлифовальной машинке. После этого приступают к скреплению деталей: их оборачивают медной фольгой и спаивают при помощи олова. Последний и немаловажный этап — покрытие швов патиной, которая придает им определенный цвет: оловянный, бронзовый, красного или желтого золота. В конце изделие покрывают специальной пастой (для лучшего сохранения) и доставляют заказчику.
Возрождение витражей связано с началом ХХ века и именем американца Луиса Комфорта Тиффани. Он изобрел витражное стекло и новый вид крепления (с помощью медной фольги), что позволило создавать объемные вещи.
Работы сумской студии представлены в известных украинских и российских журналах «Салон», «Архидом», «Наш дом» и др. Среди заказчиков — почти весь полит- и бизнес-бомонд России и Украины, а также дипломатическая элита многих стран. Витражи «Пи&Ко» сумчане могут увидеть в ресторанах «Модерн», «Гусарский клуб», кафе «Чайкофф», а также в здании «Проминвестбанка» и отреставрированных «ризницах».