С тех пор как в нашу жизнь ворвалась цветная фотография, традиции черно-белой фотографии стали забываться. Сейчас фотографировать стало намного проще и дешевле: отснял пленку, проявил и отдал в мини-лаб, чтобы сделали фотографии. Фотохудожник Владимир Стародуб помнит еще те времена, когда фотографией увлекался каждый второй школьник.
— Сегодня, когда процесс создания черно-белой фотографии стал очень дорогим, мало кто из родителей позволит своему ребенку заниматься этим, — считает Стародуб. — Я сделал свою первую фотографию ровно 55 лет назад фотоаппаратом «Комсомолец». Именно этой дате, а также моему недавнему семидесятилетию посвящена выставка «Вiчноплиннiсть часу».
Правда, первый снимок фотохудожника не сохранился. После этого был долгий перерыв, учеба, армия. И только после рождения дочери, в 1965 году, Владимир Стародуб начал снова снимать — вначале для себя, а позже это увлечение стало потребностью.
— Я убежденный сторонник черно-белой фотографии, — рассказывает Владимир Стародуб. — Творчество для меня заключается не в том, чтобы нажать на пусковую кнопку. Для меня творчество — в лаборатории. Мне очень нравится самому управлять процессом. Чуть перетянул ослабитель — и фотография получается темно-коричневой, недотянул — светлой.
Есть на выставке фотография, сделанная автором под картину «Лунная ночь» известного современника Айвазовского, художника Куинджи. Только свой снимок Стародуб делал солнечным вечером. А потом уже, в лаборатории, перетянул ослабитель до такой степени, что солнечный вечер превратился в темную ночь.
Конечно, и к процессу съемки фотограф должен подходить творчески. Нужно правильно сделать акцент, чтобы зрителю было понятно, что хотел сказать автор этим фото. Владимир Стародуб знает об этом изначально, а потому зачастую придумывает название снимка еще до того, как тот сделан.
К примеру, с фотографии, названной автором «Мистика» и сделанной на основе двух негативов, на посетителей сквозь кору вербы смотрит красивое девичье лицо.
Как признается мастер, делая фотографии он старается представить жизнь во всем ее многообразии.
— Чтобы получить хороший снимок, нужно погоняться и за кадром, и за светом, — рассказывает автор. — Однажды, когда мы были в Вилково и бежали на катер, который должен был нас прокатить по Дунаю, я мимоходом сделал 12 кадров. Таким образом в объектив моего фотоаппарата попал и ерик (канал между домами), и уставшая старуха с кошелкой булочек, и молодая пара и т.д.