— Дачу мы приобрели давно. Это был 1989 год, тогда дача считалась предметом роскоши, местом, куда можно приезжать загорать.
А потом, в середине девяностых, в Украине был страшный период, когда зарплату не платили. Сын как раз заканчивал школу, поступал в институт, а это бесконечные поборы. У нас ни копейки денег не было, мы жили только за счет этого дачного участка. Дача превратилась для нас в основу существования.
Теперь наступил третий период, когда дача уже не главный источник пропитания, она возвращается к своей настоящей сущности. Площадь под картошку сокращена до минимума, овощей чуть-чуть. Пришла пора цветников.
Раньше меня ругали за каждый метр, где я сажала цветы, а теперь могу использовать под цветники столько земли, сколько мне надо.
Я считаю, что дача является отражением жизни современного интеллигента.
Здесь и политика, и экономика, и философия.
Дача — это не просто земельный участок и никак не огород. По мнению Елены Ефимовны, дача сочетает в себе и практическую, и творческую, и эстетическую составляющие. На дачу не ездят, как «на картошку». Здесь главное, чтобы каждый нашел для себя занятие, которое доставляло бы ему удовольствие.
«Муж не сажает цветы, но он очень любит что-нибудь сооружать. Он может из ничего соорудить что-то и непрерывно этим занимается, — рассказывает Елена Ефимовна. — Сыну доставляет удовольствие возиться с мотоблоком, который мы приобрели три года назад. Это его любимая игрушка, наряду с компьютером. Еще есть собака, четвертый член семьи. Она готова перекопать весь участок. Но когда мы купили мотоблок, собака осталась не у дел, и теперь постоянно воюет с этой техникой! В общем, каждый что-то свое находит в дачном отдыхе».
Елена Ефимовна говорит, что на дачное творчество ее в немалой степени вдохновляют журналы на соответствующую тематику. «Там приводятся всяческие дачные пейзажи, все удивительно красиво. Понятно, что на самом деле это реклама разных видов растений, строительных материалов и т.д. Но тем не менее это заражает. Это особый вид искусства — создание ландшафтов, состоящих из микроучастков, каждый из которых представляет отдельное произведение».
Правда, чтобы повторить журнальную картинку, требуется не один год.
«Часто растения приходится несколько раз перемещать с места на место и т.д. У кого-то сад был плодово-ягодный, теперь он должен сочетаться с цветниками. На все это уходит год, два, три, пять. Получить цветники европейского образца я могу в перспективе через пять или десять лет.
Сейчас у меня нечто даже отдаленно на них не похожее. Но мечта такая есть», — признается Елена Ефимовна.