Вы когда-нибудь задумывались, как можно стать невесткой собственной жены? Для этого нужно жениться на ее брате. Ответы на такие головоломки, касающиеся названий приобретенных родственников, герои новой щепкинской работы разгадывают как дважды два. Но если бы таких умников выпустили на сцену нашего театра лет 20 назад, после спектакля вся труппа положила бы на стол партийные и комсомольские билеты. Потому что в те далекие времена слова «жопа», «гомосексуалист» и «лесбиянка» считались отклонением от языковой нормы не то что на театральной сцене, но и в очереди за хлебом.
Призма восприятия театрального искусства с тех пор изменилась, в результате мы имеем один из самых живых спектаклей сумских театров. Теоретически он должен стать самым народным и, возможно, самым посещаемым. Там все говорят на простом, обыденном языке и называют вещи своими именами. Вторая причина - этот спектакль поставлен по одноименной пьесе Леонарда Герша - классика романтической литературы (по настроению пьеса напоминает «Над пропастью во ржи» Сэленджера, где в конце даже мужчины роняют скупую слезу, а женщины вообще плачут навзрыд).
Тот, кто привык «захлебываться» театральной патетикой, наверняка разочаруется: здесь не размышляют о судьбах родины, или о роли женщины в истории человечества, или о жертве ради искусства. Здесь не поет хор, здесь играет Стинг.
Простой американский хлопец убегает от опеки матери в большой город.
Проблем у него достаточно. Во-первых - он слепой, во вторых девушка, заставившая его поверить в свои силы, вышла замуж, в третьих, порнографических журналов для слепых, в отличие от художественной литературы не выпускают. Под музыку из тарантиновского «Палп Фикшн» к этим проблемам добавилась еще одна. Днем у него случилась любовь с соседкой, которая вечером должна пробоваться на главную роль в спектакле о гомосексуалистах под названием «Все равно с кем». Вечером выясняется, что главную роль она не получила. Вместо этого ей предложили сыграть голую секретаршу, умирающую от передозировки героина. На радостях она решила уйти от слепого, но хорошего соседа к зрячему, но плохому режиссеру спектакля о гомиках.
Играет «Ролинг Стоунз», над сценой парят бабочки, символизирующие свободу, в том числе и сексуальную (недаром американские геи избрали их своей эмблемой). И тут соседка понимает, что свобода, о которой писал Ницше, и свобода, о которой писали Сартр и Камю, - вещи очень разные и что в отличие от квазисвободных бабочек она действительно свободна. По крайней мере, может осуществлять свободный выбор.
Нам тоже перепало свободы от щепкинских щедрот. Теперь нам есть из чего выбирать. Теперь для всех, кто не чувствует в себе сил одолеть украинскую классику, есть классика альтернативная.