Во времена СССР посещение музея было нормой. Правда, большинство музеев представляли грандиозные собрания экспонатов, для ознакомления с которыми требовался иногда не один день. Взять, к примеру, Эрмитаж.
Экспозиция же мини-музея узкоспециализированная. Примером такой экспозиции может служить единственный в мире Каунасский музей чертей.
В Сумах первый мини-музей открылся в 1996 году при редакции газеты «Панорама Сумщины», расположенной на улице им. Фрунзе 12. Правда, принимать посетителей стал только сейчас.
Основатель музея Николай Чугай объясняет это тем, что понадобилось много времени на приведение в порядок помещения. Собственно, этот музей состоит из трех «мини»: музея «Самоцветы Украины», музейно-мемориального комплекса «Торговый дом «Харитоненко и сын» и «Арт-галереи «Харитоненко и сын». В первом представлена коллекция камней, экспозиция второго посвящена жизни известных сумских меценатов, а в галерее можно увидеть около сотни полотен сумских художников.
«Наша задача показать людям не только камни и картины, но и рассказать о наследии Харитоненко, -говорит Николай Маркович. - Работ, связанных напрямую с Харитоненко, у нас нет. Правда, мы обратились к главе правления Сумского НПО им. Фрунзе Владимиру Лукьяненко, чтоб он поспособствовал передаче нам из Третьяковской галереи работы Репина «Иван Харитоненко». Пока остановились на том, что в Третьяковке для нашего музея будет сделана копия».
У мини-музеев есть несколько преимуществ. «В крупных музеях редко меняются экспозиции, - объясняет Николай Чугай. - Кроме того, чтоб туда зайти, нужно платить деньги, а у нас бесплатно.
В большом музее, пройдя все залы, человек перегружен информацией, что нередко вызывает отчуждение. Информация прекрасна, но человек не способен воспринимать столько за один раз. А в мини-музее такого нет».
Недавно наш мини-музей посетил исполнительный директор Сумского землячества в Киеве Владимир Лысенко. Он рассказал об американской практике создания таких музеев. Если какой-нибудь бизнесмен на исходе своих дней хочет оставить о себе память, он выделяет деньги на создание маленького музея. Там это очень распространенная практика, и поэтому в Штатах мини-музеев много, как и в Европе, а в СНГ - единицы. Хотя эту практику пытается внедрить в Москве Лужков: он выступил с предложением дать льготы минимузеям.
Одна из причин отсутствия мини-музеев - жесткая ориентированность наших бизнесменов на получение прибыли и нежелание заниматься неприбыльными проектами.
«У нас бизнесмены часто не понимают, что, если, например, мини-музей будет рядом с казино или рестораном, он будет работать на коммерческий успех этих предприятий, - считает Николай Чугай. - Коммерция обогащает искусство, искусство - коммерцию. Если такого союза не будет, то у нас и коммерция далеко не уйдет. Без духовного начала и коммерсанты не выживут.
Банкиры и предприниматели постоянно находятся в стрессовом поле, а придут в такой музей - перед ними открывается совершенно другой мир. Какая-то спасительная функция в этом есть. Я уверен, что если бы инициатива создания таких музеев пришла «сверху», то нашлись бы меценаты, которые смогли бы многое сделать для развития мини-музеев и в Сумах. Это им зачлось бы больше, чем раздачи перед выборами».