Новый главреж: Кому сегодня нужен театр как таковой и Театр им. Щепкина в частности?

Сумской областной академический театр драмы и музкомедии заключил контракт на два года с 33-летним харьковским режиссером Антоном Межениным.

Как рассказал главный режиссер на пресс-конференции 20 августа, на эту должность его назначили пять дней назад. До этого он работал в нескольких сферах деятельности. С 2003 г. по 2005 год был актером в Харькове, затем работал в сфере шоу-бизнеса – в компаниях «Мастер шоу», «Квартал концерт» (Киев), «Новый формат» (Харьков). В его активе постановки спектаклей в разных городах страны - «Верная жена» (Николаев), «Наташина мечта» (Макеевка), «Женитьба» (Луганск). В Харькове Антон Меженин ставил спектакли частным театрам – «Лолита» и «Сублимация любви» (были на гастролях в Сумах), «Девять жизней Эдит Пиаф», «Оскар и Розовая дама» по Эрику Эммануэлю Шитту и др.

Театр для всех от Меженина 

В Театре Щепкина первой премьерой к открытию сезона будет спектакль «Кто виноват» по произведению Карпенко-Карого «Бесталанна».

- Украинская классика нужна, но я могу сделать только такой спектакль, какой я сам. А мне 33 года, я молодой человек и поэтому я надеюсь, что это будет современный спектакль о современных людях. Ведь нам интересно смотреть не о современниках Карпенко-Карого, а интересно смотреть о самих себе, - отметил А.Меженин.

В дальнейших планах нового главного режиссера – постановка разноплановых спектаклей, с учетом широкого спектра зрительских интересов и привлечение в Сумы режиссеров и художников из других городов. Ориентиром для сумчан, по мнению Антона Меженина, должен стать Ивано-Франковск, где театр стал центром культурной жизни города и удачным примером привлечения инвестиций. Самый веский и амбициозный аргумент: если у Станиславского во МХАТе когда-то все получилось, то это не является невозможным для Театра Щепкина.

Новый главный режиссер приехал в Сумы со 100-процентной уверенностью: сумчанам нужен театр и, если они туда не ходят, дело в качестве театра.

Когда в театре будут спектакли на любой вкус, тогда туда будет ходить много людей. Не бывает такого, чтобы людям не хотелось идти в театр. Они говорят, что им интересней что-то другое, потому что такой театр. И по-другому просто быть не может. Примеров масса - из прошлого и настоящего… Об этом говорил новый главреж на пресс-конференции 20 августа. Скептикам, утверждающим, что в стране, в которой идет война, не до театра, он напомнил: в свое время Уинстон Черчилль, когда его попросили снять деньги с культуры и направить на оборону, сказал: «А что мы тогда будем защищать?»

«Какой жизнью будут жить театры, таким будет и общество»

- В нашей стране отношение к культуре несколько неправильное. Нельзя сказать, что это осталось с каких-то старых времен. В Советском Союзе еще 30 лет назад гораздо больше внимания уделялось искусству и культуре, потому что тогда все было государственное и все понимали, что от этого зависит мышление людей. Какой жизнью будут жить театры, таким будет и общество. Советская власть понимала это и пыталась вести определенную линию. Сейчас же глобально, стратегически, на уровне правительства почти никакой линии не ведется.

В отдельных городах отдельные театры пытаются быть заметными, но подавляющее большинство театров в нашей стране идет по пути наименьшего сопротивления. Все учреждения культуры вынуждены выживать. Что такое, выживая пойти по пути наименьшего сопротивления? Учреждения, созданные для того, чтобы вести культурную политику страны, превращаются в полугосударственные, полукоммерческие заведения, которые просто занимаются развлечением. Они вынуждены развлекать, но у них это не получается. Театры все равно остаются нищими, ситуативно, лишь на короткое время привлекая к себе зрителя.

Чем же должен заниматься театр? Нужен ли театр людям и в частности сумчанам? Это не пафосные, не пустые слова - это конкретная насущная проблема. Кому сегодня нужен Театр как таковой и в частности Театр им. Щепкина? Я говорил об этом на собрании труппы, говорю и буду говорить всегда: я убежден - жизнь каждого человека зависит от него самого и все начинается с себя. Каждый человек должен себе сказать, что ему от жизни нужно. Кому-то от жизни нужно ситуативно побыстрей что-то украсть, кому-то - что-то другое, к примеру колбаса и еще что-нибудь - иногда музыку послушать или книжку почитать. Так вот, чем больше это людям нужно, такие у нас и театры.

Для чего нужен Театр в общем и Щепкина в частности? Я убежден (это может звучать наивно, это не какие-то мои индивидуальные, эксклюзивные мысли. К счастью, многие творческие люди мыслят подобным образом): сильный театр, интересное искусство действительно призвано менять сознание, развивать мышление, душу человека и работать с обществом вглубь. А если сознание меняется, это отражается на всей жизни общества во всех его направлениях.

Мы взяли курс на Европу. Посмотрите: в странах материально более богатых, к которым многим хочется стремиться, в небольших городах (таких, как Сумы) по 20 театров. Вся страна Нидерланды чуть больше по площади Харьковской области,  тем не менее там примерно 350 театров - по 30-40 в каждом городе. Зависимость – как в сообщающихся сосудах. Это не потому, что они такие богатые и им некуда девать деньги. Это потому, что люди, у которых есть средства, понимают: если они не будут их вкладывать в театры, галереи, музыку, им придется делать то, что делает сейчас наше правительство - вкладывать в армию и защищаться от упрощенного сознания. Вот что происходит в нашей стране. В странах, где живут туземцы, где экономика еще слабее нашей, там вообще не может быть речи о театре.

Спектакли на любой вкус

- Что для города означает приход нового художественного руководителя? Это изменение концепции существования театра как такового. Это будет практически выражаться (с первых дней моей работы) в составлении репертуарного плана. Он обязательно должен учитывать взгляды, вкусы, интересы, тенденции всех слоев общества. Не только детский и взрослый. Но детский до 14 лет - это одно, детский в 18 лет - это другое, взрослые 25 лет - это третье, взрослые 60 лет - это четвертое. Если нужны четыре, пять, шесть разных спектаклей, для разных зрителей, то они должны создаваться. Когда в театре будут спектакли на любой вкус, тогда туда будет ходить много людей. Не бывает такого, чтобы людям не хотелось идти в театр. Они говорят, что им интересней что-то другое, потому что такой театр. И по-другому просто быть не может. Примеров масса - из прошлого и настоящего.

Когда в Харьков приехал режиссер Андрей Валерьевич Жолдак-Тобилевич - потомок Карпенко-Карого - он взял курс на европейский театр, ультрасовременный, практически без слов. Переаншлаги на протяжении года, второго, третьего… Переаншлаги на все его спектакли. Но только молодежь. Старшая публика перестала ходить в театр, и в обществе пошел резонанс. А где же «Шельменко-денщик?.. «Мы не понимаем». «Мы не привыкли»… Этого нельзя не учитывать. Андрей Валерьевич был снят губернатором. Проработав четыре года. Но в большом городе он смог четыре года держать переаншлаг на одних только своих спектаклях! Но там был перегиб в одну сторону.

Сегодня меня вдохновляет пример Ивано-Франковска и его областного академического театра, где художественным руководителем является Ростислав Держипильский. Ивано-Франковск не слишком отличается от Сум. Ведь мы не можем брать себе за основу пример киевских театров. Ивано-Франковский театр стал действительно центром культурной жизни города. Он сейчас собирает все премии на театральных фестивалях Украины, Европы и мира. Он может привлечь к себе инвесторов - местных, частных, зарубежных. Как бы наивно и парадоксально это ни было – казалось, никому не нужна культура, в стране страшная ситуация - идет война, нет денег… Но кто-то же может это сделать! Это доказывает, что это не невозможно.

Сегодня харьковский ТЮЗ делает новую постановку Сергея Жадана. Это украинский поэт и прозаик, который издается многочисленными тиражами в Германии, Австрии. И немцы более заинтересованы, они приезжают в Харьков, дают деньги и привозят немецкого художника, немецкого режиссера, чтобы сделать культурный обмен. Сегодня в Украине в наше сложное время существует масса иностранных грантов, культурно-социальных программ со стороны иностранных сообществ - людей, которые заинтересованы вкладывать в культуру.

По Станиславскому

- Что же зависит от нас в Театре им.Щепкина? Мы должны создать такие условия, чтобы в наш театр захотели прийти иностранцы, предприниматели Сумщины, чтобы им было приятно и почетно, чтобы они чувствовали гордость за то, что занимаются культурно-просветительской работой. Ведь знаменитый, лучший театр мира – МХАТ, созданный Станиславским и Немировичем-Данченко, был бы невозможен без поддержки Саввы Морозова и других меценатов того времени. Что же сделал Станиславский? Давайте анализировать и переводить все на сегодняшний день, на Театр им. Щепкина. И я не вижу причин, почему мы не может сделать то же самое в городе Сумы.

Людям нужно предложить палитру, чтобы всем было интересно. Одному понравится спектакль Антона Меженина, другому – другого режиссера, третьему – третьего… Нужно предлагать разное художественное видение, должны быть разные художники. Это уже стоит в нашей программе, в нашей концепции на ближайший сезон. В этом сезоне здесь будут работать художники из Харькова, режиссеры из разных городов.

Называть сейчас репертуарный план я не стану, потому что это слишком ответственно. Я работаю только пять дней и сейчас нахожусь на стадии переговоров. У нас в стране много интересных режиссеров и художников, с которыми мы договоримся, и они приедут в Сумы. В плане администрации театра стоят спектакли разных направлений.

«Театр должен зажить по-другому»

– Театр и город - это взаимосообщающийся процесс: как только в городе появится что-то необычное и новое - это будет интересно не только постоянным зрителям, но и другим людям. Театр должен зажить по-другому и экономически. Мы не можем сейчас требовать от правительства больше средств на развитие. Как бы мы ни хотели и ни просили, как бы ни бились, показывая свое соответствие, не даст нам правительство больше средств. Мы их можем заработать себе только сами. Кто-то купит билет за 30 грн., кто-то сможет сделать больший вклад. Для этого мы должны заинтересовать каждого зрителя, каждого потенциального человека, который может принести в театр копейку. Причем принести копейку не для того, чтобы мы ее побыстрее съели и на наш бутерброд поверх сыра положили еще и икру, а для того, о чем я говорил вначале. Для того, чтобы немножко жизнь менялась, становилась немножко интересней. Я знаю, что людям это нужно.

Мы должны создавать культурную жизнь города. И слава Богу, что у театра для этого есть желание и ресурс. В театре много всего: и артисты драмы, и хор, и балет, и вокалисты, и оркестр. Это все нужно попытаться разумно использовать, и жизнь людей делать немножечко другой.

Я несколько дней назад вечером проходил у Альтанки. Сидит парень, поет под гитару - с шикарным голосом. Возле него - 100-150 примерно трезвых людей! Это же не дискотека, но они там стоят, бросив свои дела, и слушают. Значит, это кому-то нужно.

Новая концепция заключается в том, что будут работать разные режиссеры, разные художники, репертуар будет строиться максимально разнопланово. В этом сезоне мы должны наконец-то открыть малую сцену. Но не просто открыть и закрыть, а там должны идти спектакли регулярно, и они должны быть разными, для разного зрителя.

А еще мне бы очень хотелось, чтобы у нас хватило сил параллельно с театральной программой развивать и концертные программы. Чтобы люди могли прийти в театр, как когда-то приходили в светский салон. Есть бар, они приходят послушать прекрасную качественную музыку, просто отдохнуть, провести вечер не в ресторане, а в театре. Все, что в наших силах, мы будем пытаться делать.

Кроме того, существует масса праздников, но, как правило, они организовываются правительством для узкого круга людей. Мне бы хотелось, чтобы мы могли реагировать на городские праздники так, чтобы всем горожанам было интересно прийти и посмотреть.

Приезжая в Сумы с гастролями, мы всегда старались привезти что-то интересное. Теперь будем стараться в том же духе создавать местный продукт.
Со мной заключили контракт на два года. Надеюсь, что второй год будет более интересным. Потому что первый - это будет год кропотливой работы с коллективом и внутренних изменений.

По тематике

У Сумах поставили балет, оточений міфами
17.02.2022 09:21

У Сумах поставили балет, оточений міфами

Творчий колектив сумського Національного академічного театру драми та музичної комедії ім.М.Щепкіна підготував чергову прем’єру – одноактовий балет «Дафніс і Хлоя»....

В Сумах показали "Смешные деньги"
24.03.2018 14:07

В Сумах показали "Смешные деньги"

В Сумском областном театре драмы и музыкальной комедии им. Щепкина — очередная премьера. На этот раз — комедия «Смешные деньги»...

В Сумах столичный режиссер поставил «Подколесина»
10.03.2016 16:43

В Сумах столичный режиссер поставил «Подколесина»

5 и 6 марта театр им. Щепкина порадовал сумчан очередной премьерой под названием «Подколёсин». По мотивам сразу трех произведений Н....

view counter
view counter
view counter
Загружаем курсы валют от minfin.com.ua
18
У Сумах пройшов благодійний ярмарок на підтримку ЗСУ з нагоди Дня Конституції України
У Сумах пройшов благодійний ярмарок на підтримку ЗСУ з нагоди Дня Конституції України
У Сумах пройшов благодійний ярмарок на підтримку ЗСУ з нагоди Дня Конституції України
У Сумах пройшов благодійний ярмарок на підтримку ЗСУ з нагоди Дня Конституції України
У Сумах пройшов благодійний ярмарок на підтримку ЗСУ з нагоди Дня Конституції України
У Сумах пройшов благодійний ярмарок на підтримку ЗСУ з нагоди Дня Конституції України
19
Суми. Вечірні враження
Суми. Вечірні враження
Суми. Вечірні враження
Суми. Вечірні враження
Суми. Вечірні враження
Суми. Вечірні враження
30
День вишиванки - 2022
День вишиванки - 2022
День вишиванки - 2022
День вишиванки - 2022
День вишиванки - 2022
День вишиванки - 2022

Вы можете отметить интересные вам фрагменты текста, которые будут доступны по уникальной ссылке в адресной строке браузера.