Право на протест

Для разделения демонстраций, митингов и пикетов на санкционированные и несанкционированные в Украине нет законных оснований

Олег Демьяненко

Все митинги априори являются санкционированными, пока нет решения суда о запрете их проведения.

В свою очередь, у украинских судей, в отличие от их российских и белорусских коллег, для запрета мирных собраний, по сути, нет законных оснований, поскольку в Украине не существует законов об организации и проведении митингов и демонстраций. Поэтому запретить законным путем мирно митинговать практически невозможно.

Главный закон — Конституция

Статья 39 Конституции Украины гласит: «Граждане имеют право собираться мирно, без оружия и проводить собрания, митинги, походы и демонстрации, о проведении которых заранее уведомляются органы исполнительной власти или органы местного самоуправления.

Ограничения реализации этого права могут устанавливаться судом в соответствии с законом и только в интересах национальной безопасности и общественного порядка — с целью предотвращения беспорядков или преступлений, для охраны здоровья населения или защиты прав и свобод других людей».

Имеется еще статья 44 Конституции Украины: «Те, кто работает, имеют право на забастовку для защиты своих экономических и социальных интересов.

Порядок осуществления права на забастовку устанавливается законом с учетом необходимости обеспечения национальной безопасности, охраны здоровья, прав и свобод других людей.

Никто не может быть принужден к участию или неучастию в забастовке.

Запрещение забастовки возможно только на основании закона».

Конституционные положения — это законы прямого действия, т.е. действуют независимо от того, приняты ли законы, детализирующие эти положения, или нет. В Украине, как и в ряде других стран, второй случай — специального закона о собраниях нет.

Отсюда вытекает

1. В Украине действует не разрешительный, а уведомительный принцип организации мирных собраний. Т.е. можно подать уведомление о собрании и, если нет судебного запрета, его можно проводить.

2. Ограничить право мирных собраний может исключительно суд — только в соответствии с нормами законодательства и только в обозначенных Конституцией случаях: интересы национальной безопасности и общественного порядка — с целью предотвращения беспорядков или преступлений, для охраны здоровья населения или защиты прав и свобод других людей. (Как видим, отсутствие уведомления о собрании в этот перечень не входит.)

3. Поскольку ни Конституция, ни какой-либо другой закон Украины, ни один договор Украины не определяют ограничений для реализации свободы собраний не гражданам Украины, то ино-странцы и лица без гражданства, согласно ст.26 Конституции Украины, имеют те же права на свободу мирных собраний, что и граждане Украины.

Что касается несовершеннолетних и недееспособных, то ни одно положение Конституции или законов Украины не содержит ограничения их права на свободу собраний. В частности, ст. 15 Конвенции ООН о правах ребенка (ратифицирована ВР в 1991 г.) указывает: права детей на свободу собраний и ассоциаций не подлежат никаким ограничениям, не указанным в законодательстве.

4. Из части 1 ст. 92 Конституции вытекает, что реализация свободы собраний в Украине может определяться только ЗАКОНАМИ Украины, а не другими актами. Т.е. органы исполнительной власти или местного самоуправления (правительства, МВД, облгосадминистраций, местных советов или их исполкомов) не имеют права принимать какие-либо акты, регулирующие мирные собрания.

5. Ст. 39 Конституции прямо не устанавливает запрет или ограничение свободы собраний в случае, если уведомление о собрании не было подано. Т.е. можно действовать по принципу: гражданам разрешено все, что не запрещено. Собрание является законным, даже если уведомление о нем не было подано. Такого мнения придерживаются эксперты Венецианской комиссии: «Отсутствие сообщения не приводит к автоматическому запрету собрания».

6. Конституция не устанавливает никаких требований к форме уведомления о собрании. Значит, возможные требования органов местного самоуправления (к примеру, указать персональные данные организаторов и пр.) не являются конституционными. Уведомления о собрании, таким образом, могут быть не только письменными, а и устными, подаваться через средства связи (телеграф, телефон, Интернет и пр.)

Можно не уведомлять

На этот счет (заблаговременное уведомление о проведении собрания) есть решение Конституционного суда Украины от 19 апреля 2001 года, из которого вытекает: конкретный срок заблаговременного уведомления о собрании является предметом законодательного регулирования, т.е. должен устанавливаться ЗАКОНОМ Украины. На сегодняшний день ни один закон не устанавливает конкретный срок заблаговременного уведомления. Поэтому уведомление даже за 5 минут до начала собрания является конституционным и законным.

Международное право в области прав человека заблаговременное уведомление трактует как служащее для того, чтобы государственные органы содействовали собранию («скорая», милиция и пр.), а не как предоставление времени для его запрета.

Стихийные митинги, которые могут не иметь организаторов (к примеру, в Сумах после ДТП на ул.Харьковская, когда люди сами задержали виновника гибели двух людей), эксперты ОБСЕ рекомендуют считать законными и рассматривать как ожидаемый (а не исключительный) признак зрелой демократии. А власть, в свою очередь, всегда должна обеспечивать защиту любого стихийного собрания и содействовать его проведению при условии сохранения мирного характера.

При подаче уведомлений о двух или более собраниях в одно и то же время в одном и том же месте обязанность государственных органов — обеспечить проведение и охрану каждого из них. А судебный запрет публичного собрания только лишь на основании того, что оно проводится в одном и том же месте в одно и то же время с другим собранием, расценивается как не-пропорциональное решение.

Кроме того, свободы собраний касается статья 315 Гражданского кодекса Украины, не содержащая ничего нового по сравнению с Конституцией, и Закон Украины о выборах. Примечательно: положения Закона Украины о выборах в местные советы 8 апреля 2014 года были доработаны парламентариями, и теперь разбивка палаток с целью предвыборной агитации не требует ни уведомления органов власти, ни получения разрешения этих органов.

В чем противоречия

В украинском законодательстве нет обозначения понятий «собрание» или «мирное собрание». Но такое обозначение есть в Уставе патрульно-постовой службы милиции Украины. Но Устав — это всего лишь ведомственный документ МВД, а не законодательный акт, поэтому не может использоваться для регулирования свободы со-браний. Тем более что положения Устава, касающиеся «массовых мероприятий», были написаны еще до принятия Конституции Украины и содержат нормы Указа Президиума Верховного Совета СССР (несуществующей страны!), которые противоречат Конституции Украины. В частности отсюда такой анахронизм, как понятие «санкционированные и несанкционированные митинги».

Местные власти иногда используют положение об установлении МАФов для запрета палаток и палаточных городков, разбитых протестующими, в то время как разбивка таких палаток (не с целью коммерческой деятельности) должна рассматриваться в соответствии с конституционными нормами о свободе мирных собраний. Т.е. палатки не являются архитектурной формой и получение разрешения на их установку законом не предусмотрено.

Суды могут ограничивать свободу собраний на основании «интересов национальной безопасности и общественного порядка — с целью предотвращения беспорядков или преступлений, для охраны здоровья населения или защиты прав и свобод других людей». Но при этом международные документы требуют, чтобы такие ограничения были наложены только на установленные законом и необходимые в демократическом обществе (Конвенция по защите прав и основополагающих свобод, ст.11; Международный пакт о гражданских и политических правах).

По материалам тренинга «Свобода мирных собраний. Украинское законодательство и практика» (Институт «Республика», Сумы, 29 августа 2014)

Справка

Мониторинги протестов, которые проводит Институт «Республика» и Центр исследований общества, свидетельствуют о ежегодном росте количества митингов и демонстраций в Украине. По данным МВД, в 2000 году состоялось 18,5 тыс. массовых мероприятий, а в 2012-м — 235,7 тыс. Год от года становится больше протестных акций с социальными требованиями.

Для украинцев свобода собраний стала эффективнейшим (возможно, единственным) механизмом защиты своих социальных и гражданских прав. Именно благодаря массовым митингам украинцы не раз изменяли свою страну: студенческая голодовка (1990), акция «Украина без Кучмы» (2000-2001) «оранжевые» события (2004), «налоговый Майдан» (2010), Майдан (2013-2014)… Ни одно из перечисленных событий не обошло Сумы плюс эксклюзивный сумской успешный опыт протеста — «студенческая революция на траве».

Уже понятно, что после «Евромайдана» рано ставить точку в протестном движении, поэтому участникам будущих митингов и демонстраций, а также представителям власти полезно знать правовую базу.

В этом может помочь пособие «Свобода собраний в Украине», презентованное в Сумах Институтом «Республика» при поддержке Агентства США по международному развитию (USAID). Сборник в 230 страниц формата А4 содержит положения национального законодательства, ссылки на международные декларации и конвенции, а также отечественные и зарубежные прецедентные решения (в частности, Европейского суда) относительно свободы мирных собраний.

view counter
view counter
view counter
Загружаем курсы валют от minfin.com.ua
Загін "Дельта Форс" (Вільям Юбенк, 2024)
Загін "Дельта Форс" (Вільям Юбенк, 2024)
Кино Кінопалац "Дружба"
17.50
Потяг у 31 грудня (Олег Борщевський, 2024)
Потяг у 31 грудня (Олег Борщевський, 2024)
Кино Планета Кіно
12.15; 16.45; 19.15
Носферату (Роберт Еґґерс, 2025)
Носферату (Роберт Еґґерс, 2025)
Кино Кінопалац "Дружба"
19.50
Каяра (Сесар Селада, 2025)
Каяра (Сесар Селада, 2025)
Кино Кінопалац "Дружба"
10.30
Еммануель (Одрі Діван, 2024)
Еммануель (Одрі Діван, 2024)
Кино Планета Кіно
19.15
Їжак Сонік 3 (Джефф Фаулер, 2024)
Їжак Сонік 3 (Джефф Фаулер, 2024)
Кино Кінопалац "Дружба"
12.00
18
У Сумах пройшов благодійний ярмарок на підтримку ЗСУ з нагоди Дня Конституції України
У Сумах пройшов благодійний ярмарок на підтримку ЗСУ з нагоди Дня Конституції України
У Сумах пройшов благодійний ярмарок на підтримку ЗСУ з нагоди Дня Конституції України
У Сумах пройшов благодійний ярмарок на підтримку ЗСУ з нагоди Дня Конституції України
У Сумах пройшов благодійний ярмарок на підтримку ЗСУ з нагоди Дня Конституції України
У Сумах пройшов благодійний ярмарок на підтримку ЗСУ з нагоди Дня Конституції України
19
Суми. Вечірні враження
Суми. Вечірні враження
Суми. Вечірні враження
Суми. Вечірні враження
Суми. Вечірні враження
Суми. Вечірні враження
30
День вишиванки - 2022
День вишиванки - 2022
День вишиванки - 2022
День вишиванки - 2022
День вишиванки - 2022
День вишиванки - 2022

Вы можете отметить интересные вам фрагменты текста, которые будут доступны по уникальной ссылке в адресной строке браузера.