Представим ситуацию, когда одно предприятие поставило товар другому под реализацию. Но деньги нужны сразу, чтобы включить их в оборот. Можно взять банковский кредит, а можно воспользоваться факторингом. Суть этой услуги такова: за поставленный товар с вами расплачивается не его получатель, а банк. А получатель, уже с отсрочкой, возвращает деньги банку. Естественно, банк при этом берет определенный процент комиссионных.
Факторинг появился не сегодня. «У нас он был развит в начале 90-х гг., — говорит Тарас Савченко, начальник отдела планирования и финансового анализа Сумского филиала «Индэкс-Банка». — Хотя его понимание было несколько искажено. Факторингом считалось, когда банк покупает просроченную дебеторскую задолженность и посредством каких-то своих инструментов занимается «выбиванием» долгов. Потом факторинг был забыт, т.к. зачастую носил характер бартерных отношений, а таковые запрещены Нацбанком». Однако в последнее время факторинг вновь приходит на украинский рынок, но уже в «цивилизованном» понимании.
Согласно Международной конвенции о факторинге, таковым считается финансовая операция, отвечающая как минимум двум критериям из четырех: наличие кредитования в форме предварительной оплаты долговых требований; ведение финансового учета поставщика, инкассирование продукции поставщику и страхование поставщика от кредитного риска.
В Сумах факторинг пока не получил распространения. Хотя банкиры считают, что потенциальный рынок этой услуги здесь есть. «Пока клиенты не понимают преимуществ этого продукта, — отмечает начальник сектора корпоративных клиентов СОФ АКБ «Укрсоцбанк» Татьяна Косенко. — Все привыкли к традиционному кредитованию, а факторинг нужно просто попробовать, чтобы оценить его преимущества». Одним из главных плюсов факторинга перед товарным кредитом является отсутствие необходимости предоставлять имущество в залог. При этом факторинговые расценки находятся на уровне процентов по кредитам.
По поводу того, каким предприятиям может подойти факторинг, специалисты придерживаются разных мнений. «В силу своей специфики этот вид услуг подойдет не всем, — считает Т.Савченко. — Скорее всего, он больше подойдет торговым предприятиям.
Прежде всего мы видим своих потенциальных клиентов на рынке энергоносителей — бензина, дизтоплива, газа. Этот товар ликвидный, на него всегда есть спрос». Также банкам интересны торговцы продуктовым сырьем вроде зерна. «Это может быть оптовая торговля, а также предприятия-производители, — говорит Т.Косенко. — При этом они могут продавать разный товар». Все зависит от конкретной специфики того или иного предприятия.
Возможно, осторожность потенциальных потребителей факторинговых услуг обусловлена осторожностью банкиров. Ведь условия, представленные банками, носят довольно жесткий характер. «Предприятие не должно быть на рынке новичком, иметь постоянные долговременные отношения со своими покупателями, — говорит Т.Косенко. — Дебеторов у него должно быть не менее пяти, чтобы рассредоточить риски». К тому же обуславливается жесткое соблюдение сроков возвращения денег — если дебетору банк предоставил отсрочку (например, в тридцать дней), он должен уложиться в этот срок. Иначе предприятие-кредитор, с которым заключили договор факторинга, обязано полученные средства вернуть.
В то же время если Сумы представляют собой непаханое поле для факторинга, то в крупных городах эксперты отмечают рост популярности этой услуги. Оживление финансисты объясняют несколькими причинами, главной из которых является создание необходимого правового поля для данного вида деятельности. Свою роль в этом сыграло введение в действие с 01.01.2004 г.
Гражданского и Хозяйственного кодексов, в которых четко освещены вопросы факторинга.