Арка времен Харитоненко. Через такие арки можно попасть во дворики городского центра.
Вообще-то, по определению арка — это криволинейное перекрытие сквозного или глухого проема в стене или пролета между двумя опорами (колоннами, устоями моста). От свода она отличается меньшей шириной. Тем не менее арками повсеместно называют и подворотни.
Согласитесь, «Арка им. Жанны Фриске» звучит благороднее, чем одноименная подворотня. Или: «Кафе "Облако"». Вход через арку». Слово «подворотня» здесь тоже неуместно. Да и неправильного здесь ничего нет: в новейших словарях «подворотня» и «арка» указаны как синонимы.
Арки строили еще на Древнем Востоке и в Древнем Риме. А в Сумах они появились, наверное, с первыми кирпичными зданиями. По крайней мере, до нас дошли только те, которые построены из кирпича.
Вообще, арочными сперва делали даже своды кирпичных зданий — это потом перекрытия стали делать из дубовых балок.
В Сумах сохранялось два здания петровской эпохи с такими сводами. Но потом одно из них разрушили, а на его месте построили похожее — сейчас это офисно-гостиничный комплекс напротив РАГСа (пл. Независимости, 15). Второе осталось на ул. Воскресенская — это двухэтажный дом №11. Второй этаж надстроили гораздо позже, и он ничем не интересен, а вот первый имеет толстенные стены с арочными сводами и арочными окнами. Возможно, именно здесь в 1708-1709 гг. и останавливался во время своего визита в Сумы царь Петр I.
Оба входа во двор, в глубине которого стоит старинное здание, со стороны Воскресенской и пер. Терезова тоже были украшены арками. Но, увы, вторую пару лет назад снесли вместе со старым зданием, на месте которого построили торгово-офисный центр. А первая сохранилась.
Старинная арочная конструкция находится и за бывшим Институтом ракетных войск и артиллерии. Это небольшой, сложенный из кирпича мостик, сквозь арку которого с горы стекает вода. Рассказывают, что здесь, вдоль старого русла Псла, когда-то проходил чумацкий путь. Не с тех ли времен остался этот мостик?
Арки (которые подворотни) украшают или уродуют — в зависимости от их состояния — практически весь городской центр. Напомним: почти вся застройка между улицами Воскресенской и Соборной — это бывшие купеческие склады и магазины. Одно здание упирается торцом в другие, и во дворы-колодцы с улиц можно попасть только через подворотни. Правда, в некоторые дворы лучше не заходить, чтобы не расстраиваться от вида ветхих стен, многие дома там уже необитаемы. Особенно это касается здания в пер. Терезова, 1 — там фасадная стена второго этажа является чисто декоративной, а других попросту нет, поэтому дом напоминает киношную декорацию.
А вот подворотня, ведущая к кафе «Дубай», вполне симпатична: арочный свод укрепили металлическими балками, на стенах повесили фонари, а стены разрисовали граффити.
Улица Петропавловская и прилегающие переулки — настоящий музей арок.
Многим известна арка в старом доме № 50. Через нее сумчане бегают во двор по большой и малой нужде — там стоит деревянная будка-сортир.
А чуть дальше находится самая красивая в городе арка. Когда-то она украшала въезд в поместье Сухановых, затем Сумовских. Эта арка выдержана в стиле барокко, отличающемся пристрастием к архитектурной роскоши. Колонны, причудливые линии, лепнина — все это присутствует в арке. Возможно, под ней проезжали первые в Сумах автомобили: Сумовские были одними из немногих местных обладателей моторного транспорта в дореволюционный период. Эти авто владельцы усадьбы сдавали в прокат. А в 1980 гг. в бывших гаражах располагался клуб юных техников, и, заглядывая в арку, можно было видеть собранные подростками мини-автомобили, которые иногда выставлялись наружу.
Угол следующего квартала Петропавловской занимает большой дом в стиле «сталинского ампира», построенный в 1953 г. для работников завода им. Фрунзе. Послевоенное жилье отличалось некоторой помпезностью, так что без арок тут не обошлось. Во двор ведут две — с Петропавловской и с Первомайской, обе с воротами, которые обычно заперты.
Подобные же арки, друг напротив друга, имеются и в «сталинских» домах на Сотне (№№ 25 и 32). Но эти арки застроены какими-то современными конструкциями из металла и стекла. Видимо, здесь хотели сделать торговые точки, а потом что-то не сложилось. А раньше, зайдя в них, можно было видеть вмонтированные в асфальт дугообразные металлические рельсы для тяжелых ворот.
Тройной аркой в 1950-х гг. был обозначен вход в городской парк. Сквозь арки проходили и спортсмены, и болельщики на стадион «Спартак». Нынешние стилизации, предваряющие вход в городской парк и отдельно его старую часть (парк Лещинских) отличаются большей угловатостью, в них нет былой «арочности».
Не так давно, в 2011 г., Сумы прославились на весь интернет еще одной аркой-подворотней на ул. Кооперативная, 7. Эту арку один из местных предпринимателей, Алексей Гусев, посвятил любимой певице Жанне Фриске. Подворотня и так отличалась от прочих своим необычным оформлением — расписана под украинский рушник, с настоящими серпом и молотом и прочими украшениями на стенах. Но некоторым жильцам дворика весь этот кич пришелся не по нраву. И даже не столько портрет певицы в красной майке, сколько огромное количество рекламы, которой залепили фасад здания. Начались жалобы в мэрию. Наконец и портрет певицы, и ее имя со стены арки исчезли. Это произошло прошлым летом по велению городского управления архитектуры. Тем не менее и картины, и зеркало, и гранитные плиты в виде Библии, иконы и прочие религиозные атрибуты все еще здесь, так что посмотреть есть на что.
Арки в Сумах можно встретить не только в смысле собственно арок и подворотен, но и в оформлении окон. Многие старые здания имеют арочные окна. Наиболее выразительные — стрельчатые оконные арки, характерные для готического стиля. Неоготика, т.е. обращение к готическим мотивам в конце XIX — начале XX вв., была очень популярна в Сумах. Взять хотя бы католический костел на ул. Троицкая, 6, комплекс зданий облздрава на той же улице (№ 28), некоторые другие постройки. Более округлые очертания имеют оконные проемы зданий в стиле барокко — например Спасо-Преображенский собор. Это же касается и стиля ампир, в котором построена контора семейства Харитоненко на ул. Троицкая, 4.
Современные стилизации под эти стили воспроизводят и характерные очертания окон.
Примером подворотни «лушпинской» эпохи в Сумах может служить сквозной проезд с ул. Котовского на ул. Парижской Коммуны, устроенный в доме № 54/1, относящемся к Харьковской. А что? Логично: ведь огибать дом-громадину, занимающий целый угол квартала, занятие слишком долгое.
Арочка украшает и проезд во двор здания «Укртелекома» (ул. Ильинская, 2). Но все же архитектура «застойных» времен отличается массивностью и угловатостью, поэтому с арками здесь негусто.
По аналогии с уже упомянутой нами аркой в «сталинке» на Петропавловской, 60, устроена арка в построеннмй через дорогу новом корпусе Украинской академии банковского дела. В нее въезжают дорогие машины местного начальства.
Сегодня арки строят повсеместно — иногда со вкусом, иногда без него. Во всяком случае, полку этих конструкций в Сумах все прибывает и это вносит в облик города некоторое разнообразие.
В отличие от балки, которая испытывает нормальное механическое напряжение, арка испытывает касательное механическое напряжение, из-за чего возникает горизонтальная опорная реакция (распор). Под вертикальной нагрузкой арка работает в большей степени на сжатие и в меньшей — на изгиб. «Правильная» арка имеет такие элементы: замковый камень — поперечное сечение около вершины; клинчатый камень, поперечное сечение около опоры, пята арки; внутренний свод (интрадос).
Традиция строительства особых арок, через которые въезжали победители, проистекает из древнеримской культуры.
В Россию арки привез Петр I. Первые трое ворот (у Заиконоспасского монастыря, у Ильинских ворот и у Мясницких ворот) были устроены в Москве в 1696 году по возвращении армии из-под Азова и в 1703 году, когда Петр I чествовал Шереметева, Репнина и Брюса, своих спо-движников по завоеванию Ингерманландии, а также праздновал закладку новой столицы. Целых семь триумфальных ворот воздвигли в честь Полтавской победы.
Из триумфальных арок нового времени знаменита арка в Париже (фр. Arc de Triomphe) на площади Звезды (фр. Place de l’Étoile).
В каких городах можно увидеть настоящие триумфальные арки.
Диканьская арка — исторический символ Диканьки. Она построена в 1820 году по проекту Луиджи Руска как парадный въезд в усадьбу Кочубеев в память о приезде в Диканьку императора Александра I. Арка является частью усадьбы Кочубеев, сохранившейся по сей день. Раньше ее композиционным центром был красивый парадный дворец, построенный в конце XVIII века по проекту итальянского архитектора Джакомо Кваренги. Дворец Кочубеев в годы Гражданской войны был разрушен и разобран.
Эта триумфальная арка — единственный в Украине памятник культуры, увековечивший триумф победы в Отечественной войне 1812 года с французами.
Новгород-Северская арка. Новгород-Северский входит в шестерку городов мира, которые гордятся замечательным архитектурным сооружением — собственной триумфальной аркой. Подобные памятники имеются в Париже, Риме, Москве, Санкт-Петербурге и Берлине. Триумфальная арка в Новгород-Северском была возведена в 1786-1787 гг., в канун приезда в город императрицы Екатерины II. Строительство профинансировали местные дворяне и купечество.
Триумфальная арка представляет собой яркий образец стиля провинциального классицизма конца XVIII в. Автором проекта этого памятника архитектуры является известный зодчий Джакомо Кваренги.
Севастопольская арка. Памятная триумфальная арка по праву считается одним из символов города: она встречает гостей на въезде в город со стороны Сапун-горы. Под арочными сводами проносились кортежи генеральных секретарей, президентов, премьер-министров и венценосных особ разных государств. На арке изображены советские ордена Трудового Красного Знамени и Октябрьской революции (последний присвоен городу к его 200-летию). По внутренней дуге арки установлены кронштейны с прожекторами, их лучи освещают всю арку и ее свод (прожекторы, подсвечивающие свод арки, по задумке проектировщиков, должны создавать эффект объемности). Цифры дат основания и двухсотлетия города — 1783–1983 — обведены дюралайтом и ярко светятся.
Представители Православной Церкви хотели установить на арке еще и православный крест как напоминание о значении города для православия. Однако городской планировочный совет Севастополя отказал благочинию.