Если Рождество всегда было крупнейшим религиозным праздником, то Новый год — праздником семейным. Стар и млад собирались за одним столом.
Ко Дню св. Николая Сумской краеведческий музей подготовил любопытную выставку.
Выставочный зал стилизовали под советскую квартиру времен примерно конца оттепели — начала застоя в новогоднюю ночь. Вот елка, украшенная знакомыми многим стеклянными игрушками, а под елкой — дед-мороз и снегурочка из папье-маше, ваты и ткани, а с ними — набивные медведи, пласт-массовые куклы, Буратино и Крокодил из «Мойдодыра». Вот стол, а на столе — коробки дефицитных шоколадных конфет: упаковка не слишком яркая, зато содержимое наверняка было сделано по ГОСТу. А на стенах — черно-белые фото сумчан. Улыбающаяся детвора под городской елкой и надпись: «С новым 1976 годом!». И много снега, которого в этом году — кот наплакал. Да, сумчане старшего возраста, побывав здесь, наверняка ощутят ностальгию. Ну а те, кто помоложе, увидят, как это было.
Директор музея Владислав Терентьев рассказал, что выставка, можно сказать, семейная: дело в том, что многие экспонаты прибыли сюда из домов сотрудников музея. Например, одного из дедов-морозов принес сам директор (эта игрушка появилась в его доме году в 1985-м). Другие экспонаты были подарены посетителями прошлых выставок: побывал человек в музейном зале — и вдруг понял, что и у него дома есть вещи, достойные всеобщего созерцания. Правда, иногда оказывается: пока вещи пребывали в забвении где-нибудь в сыром подвале, они успели подпортиться. Но ничего, музейные работники подновили их, вернув праздничный вид.
Особый исторический интерес представляют елочные украшения, которых в коллекции музея немало.
— Мы имеем обширное со-бра-ние, охватывающее период от конца 1940-х до конца советской эпохи, — рассказал В.Терентьев. — Эволюция елочных украшений — интересная тема, и экспонирование их сегодня является популярным направлением работы музеев в новогодние праздники. Дело в том, что эти игрушки отражают изменения, происходящие в обществе, тенденции определенного исторического периода. Например, когда началось освоение космоса, появились игрушки в виде космонавтов и спутников, когда провозгласили борьбу за урожай — в виде кукурузы, гороха и перца, а во время строительства Байкало-Амурской магистрали появились игрушки с символикой БАМа, в виде паровозов. И конечно, на многих игрушках представлена советская символика.
Вообще, выставки, посвященные новогодним традициям сумчан, краеведческий музей проводит уже не первый год и экспозиции отражают разные исторические периоды.
Чем украшали елки в прошлом веке, мы знаем. А из чего делали игрушки раньше? Оказывается, одним из популярных материалов для изготовления игрушек была соломка. Сумской художественный музей как-то показывал елку, украшенную такими игрушками в исполнении участников кружка соломоплетения Шосткинского центра эстетического воспитания под руководством члена Национального союза народных мастеров Украины Натальи Симоненко. Из соломки делали соломенные колокольчики, звездочки, шары, паучков и «божью» муху — пчелу, которую освящали, чтобы в новом году был хороший урожай меда.
Ну а чем украшали елки в Сумах до революции, можно увидеть на выставках, которые к новогодним праздникам устраивает Дом-музей А.П.Чехова. Интересно, что среди экспонатов есть игрушки, принад-лежавшие известным в Сумах людям.
Новогодняя открытка радует глаз не меньше, чем елочная игрушка, и рассказать об ушедшей эпохе может не меньше. С открытками, фотоснимками и обложками дореволюционных печатных изданий нас знакомит известный сумской коллекционер Сергей Гуцан.
Многие фотопортреты связаны с новогодними праздниками: как свидетельствуют подписи на обратной стороне снимков, фото сделаны в последних числах декабря или в первых числах января. «Из этого можно сделать вывод, что существовала традиция — фотографироваться на Новый год, — говорит Сергей Иванович. — Интересно, что люди в ателье не снимали верхнюю одежду, чтобы выглядеть в соответствии с сезоном».
Обложки новогодних выпусков газет и журналов отражали не только приближение праздничных дат, но и важнейшие события в жизни страны. Например, на обложке праздничного номера журнала «Всемирная новь» за 1902 г. отражено важнейшее событие того периода — реформа русской школы, за 1916 г. — присутствует мотив Первой мировой войны, «снарядного голода» и надежд на то, что этот голод страна сможет преодолеть в новом году. Примечательна и реклама в новогодних изданиях: «Коллекция украшений для елки», «Елка по почте» и т.п.
И наконец, открытки. «Писали кратко и просто, не было никаких витиеватостей в тексте: «С Новым годом, от такого-то такому-то», — рассказывает Сергей Гуцан. — Ведь это было открытое письмо, каждый мог прочитать».
Вот две классические сцены на открытке 1905 г.: вверху — семейство чинно сидит за столом, внизу — пьяная компания вываливается из кабачка. А на открытке 1912 г. отражена моднейшая тема того периода — авиация.
Разглядывая новогодние открытки начала XX в., можно увидеть неожиданные детали: например, при ходьбе на лыжах пользовались не двумя, а одной палкой. Вообще же, поздравительных открыток с Рождеством в тот период выпускалось гораздо больше, чем с Новым годом, ведь Рождество было куда более значительным праздником.
Многие открытки конца Великой Отечественной — трофейные, «позаимствованные» советскими воинами в освобожденных странах. Правда, после 1943 г., когда в войне наметился перелом, в СССР начали активно печатать и собственные открытки с актуальными сюжетами: например, Дед Мороз дает пинка Гитлеру. А советская послевоенная открытка, образцы которой мы увидели в краеведческом музее, была не просто праздничной — она выполняла роль своеобразной социальной рекламы, подчеркивая важные для страны события. Например, Дед Мороз и Снегурочка могли изображаться в образе фигуристов — ведь советские фигуристы были гордостью страны. Всесоюзные стройки и научные достижения тоже не были обойдены вниманием в Новый год: вот, например, открытка, стилизованная под пикселизированное изображение, которое выдавали ЭВМ 80-х.
В прошлые годы главная городская елка не раз меняла место своей «дислокации». Где точно находилась первая новогодняя елка, трудно сказать. Известно, что сумчане впервые праздновали Новый год в ночь с 31 декабря на 1 января в 1709 г. Эту традицию к нам привез царь Петр I, который квартировал здесь в декабре 1708 г. Поскольку Сумская крепость охватывала только нынешний городской центр, можно предположить, что эта елка находилась где-нибудь перед нынешним Спасо-Преображенским собором.
Зато известно, где была городская елка в советский период. До войны ни Новый год, ни Рождество официально не праздновали, так что наши нынешние новогодние традиции ведут отсчет с начала 50-х.
— Насколько я помню, традиционно елку ставили возле ДК завода им. Фрунзе, — рассказывает Владислав Терентьев. — Вторая елка находилась внутри, и возле нее для детей проводились шикарные детские утренники, в кинозале демонстрировались популярные мультфильмы. И обязательно детям выдавали подарки. Городская елка была возле нынешнего здания банка «Владимирский» (раньше — кинотеатр «Комсомол»). На месте нынешнего Дома Советов был сквер, там и ставили елку. Городская елка была и в городском парке. А в последнее время место городской елки — на пл. Независимости.
Кстати, гигантские игрушки для городских елок уже два десятка лет изготавливаются специализирующейся на этом бригадой из пяти сумчан, работающих на КП «Спецкомбинат». Для этого используют картон, оберточный материал, скотч, а также пластмассовые игрушки, обклеенные елочным «дождиком». А делать новые и ремонтировать старые игрушки начинают в сентябре, ведь для украшения всех городских елок требуется около 10 тыс. игрушек!
Обычай ставить дома елку пришел к нам с Запада.
Первое упоминание о новогодней елке относится к 1600 году. Она была установлена во французской провинции Эльзас. В то время елку украшали бумажными розами. С 1737 года в германских княжествах дерево начали «одевать» в мишуру, бумажные обрезки.
В России обычай праздновать Новый год с елкой в доме ввел Петр I. Впрочем, повсеместно в Российской империи елки стали устанавливать лишь в конце XIX века, и эта традиция соблюдалась вплоть до революции. В СССР поначалу эти деревья считались буржуазным атрибутом и были под запретом до 1935 года, а с 1949 года 1 января было объявлено выходным днем.
Вообще же, елочная традиция имеет языческие корни: наши предки верили, что в деревьях обитают духи и, чтобы умилостивить их, развешивали на ветвях яблоки (символ плодородия), яйца (символ благополучия), орехи (символ непостижимости Божьего промысла). Обрядовое дерево должно было быть вечнозеленым: считалось, что оно отпугивает болезни и невзгоды, кроме того, такое дерево уже само по себе символ жизни.
Новогодние праздники начинались со Дня cв. Николая и продолжались до Крещения, охватывая почти месяц.
По случаю первой и последней праздничной даты в красном углу дома вешали две иконы — св. Николая и Водокрещения, убранные ткаными рушниками — «божниками».
Праздник святого Николая (в русской традиции Никола зимний) — христианский народный праздник в память святого Николая Чудотворца. Этот день отмечают католики (6 декабря) и православные (19 декабря — те, кто пользуется юлианским календарем, или 6 декабря — те, кто использует григорианский или новоюлианский). Святки — святые дни, или святые вечера, 12 дней от Рождества Христова до Богоявления (Крещения) с 25 декабря (7 января) по 6 (19) января, отмечаются православными в честь рождения и крещения Христа, совершавшихся, по церковному преданию, вечером или ночью.
Каждый год накануне 31 декабря мы отправляемся в сумские магазины, чтобы, исследовав цены на продукты, сообщить своим читателям во сколько...
Чтобы не клюнул жареный петух, лучше его не жарить...
Если в ноябре Сумская область стала лидером по росту цен на алкогольные напитки (на 3,3%), то в декабре сумчане пьют самое... 3
Сумские священники разных епархий и конфессий о разных календарях и летоисчислениях...
Впервые в своей жизни 35-летний фотограф из Италии принял участие в рождественском вертепе...