Празднование Старого Нового года может исчезнуть из памяти людей, если народные обычаи и церковные обряды полностью переведут на григорианский календарь, совпадающий со светским.
Напомним, что Старый Новый год возник при переходе с юлианского на григорианский календарь. Традиция праздновать Старый Новый год закрепилась как символ мировоззренческой независимости православной церкви, которая до сих пор живет по юлианскому календарю.
И так как память об этом празднике – это, скорее, вопрос церковный, и во многом зависит от позиции церквей, мы решили выяснить у представителей сумских епархий их отношение к этой дате и к различиям календарей.
Украинскую православную церковь (теперь официально ее не принято назвать МП – ред.) представлял протоиерей Николай Смакоуз, благочинный храмов г. Сумы. От Украинской православной церкви (КП) – протоирей Иван Чекалюк. От Украинской Греко-Католической церкви – отец Аристарх Дядя, настоятель парафии Введение в храм Пресвятой Богородицы. И от Римо-католической церкви – отец Войцех Стасевич, настоятель парафии Благовещения Пресвятой Девы Марии.
о. Аристарх: В церковном календаре восточного обряда начало года привязано к началу сентября. К 1 января привязан праздник Обрезания Господнего и память святого Василия Великого. Новый год зимой начали праздновать на территории Российской империи при Петре I. А когда-то и у нас, и в Европе Новый год праздновали 1 марта. Старый Новый год - это обычный день.
о. Николай: Есть несколько «Новых годов»: есть гражданский и есть церковный. Церковный Новый год мы празднуем по строму стилю - 14 сентября, а гражданский Новый год мы празднуем по старому стилю 14 января. В этот день вспоминается библейское событие Обрезание Иисуса Христа и наречение ему имени Иисус. Также в этот день празднуется память Василия Великого. Всех поздравляю с уже наступившим Новым годом!
о. Войцех: 1 января мы «отдаем» Новый год Богу в молитвах к Богородице. Мы молимся за мир. Мы принимаем реалии этого мира. И мы стараемся вносить дух Христианства в этот мир, а не отгораживаться. Старый Новый год мы не отмечаем.
о. Войцех: Если взять, например, Польшу - там вообще нет вопроса двух календарей. Есть просто один общегосударственный календарь, в котором есть и важные церковные праздники. Я лично над этим вопросом не задумываюсь. Я праздную так, как празднуют во всем мире, в Европе. И также понимают этот вопрос и мои прихожане.
о. Аристарх: Наша церковь живет по юлианскому календарю. Все приходы, находящиеся в Украине, живут по юлианскому календарю. Большинство приходов греко-католической церкви, которые находятся за пределами Украины, живут по григорианскому календарю, в том числе белорусская.
о. Николай: Церковь совершает свои богослужения по старому стилю. И это подтверждается чудесами. Как пример 19 августа в праздник Преображения Господня по старому стилю гору Фавор покрывает облако, и идет с этого облака как бы манна. А когда служат по новому стилю – такого чуда не происходит. Также и в другие праздники, отмечаемые по старому стилю, отмечаются Вселенскими чудесами. Именно поэтому церковь придерживается старого стиля. Поэтому и гражданский Новый год празднуем 14 января.
о. Аристарх: Поднимается вопрос календаря. И патриарх УГКЦ Святослав сказал, что это очень хорошо, и когда-нибудь переход на григорианский календарь произойдет. Но теперь это не актуально. Почему? Потому что мы связаны с церквями киевской традиции. Мы хотим перейти. Мы стремимся, чтобы все христиане были едины в этом вопросе. Но если сейчас УГКЦ перейдет на григорианский календарь, православные церкви скажут о нас: «смотрите - они хотят сделать всех латинянами». Если же все православные церкви киевской традиции перейдут на новый стиль, а прецедент движения в эту сторону уже есть - в прошлом году, в рамках эксперимента, в Киеве в ночь с 24 на 25 декабря впервые была отслужена ночная Божественная литургия, которую служили священники Украинской Православной Церкви. Киевский патриархат, насколько мне известно, не против перехода на новый стиль. Если все церкви киевской традиции договорятся по этому вопросу - мы присоединимся к этому движению.
Инициатива по смене исходит от простых мирян. А священники реагируют на запрос мирян.
Много православных церквей уже давно перешли на новый календарный стиль: Вселенский патриархат, Болгарская, Румынская, Чехо-словацкая церкви и прочие. Но у них он называется не григорианский календарь, а новоюлианский. По этому календарю только Пасхалия рассчитывается по старому стилю. Мне кажется в нашей стране вопрос календаря чрезмерно сакрализируется.
о. Николай: Не всегда мы должны «смотреть» на соседа, потому как не всегда сосед может делать что-то доброе. Он тоже может ошибаться. Мое личное мнение, вот если бы Европа в этом году решила праздновать Рождество со славянами – это был бы конечно подвиг для Европы. Наш славянский обычай – праздновать Рождество 6 января и, я считаю, мы должны сохранить эту традицию.
о. Войцех: Сейчас стоит вопрос к церкви восточной - хочет ли она сейчас открыть себя и соединиться с другими с одним календарем. Даже не поднимая вопрос: кто был прав и какой календарь правильный. Но календарный вопрос поднимается, и возможно в этом году больше, чем раньше. Но насколько руководство церкви восточной захочет решить этот вопрос?
о. Николай: Поменять календарь легко. Как и легко что-либо разрушить. А сохранить традицию тяжело. Можно поменять, но в этом должна быть польза для Спасения.
о. Иван: Это праздный вопрос. Вопрос календаря сегодня не должен стоять. Раз переведен мир на календарь, по которому идет летоисчисление от Рождества Христова, то мы не должны ставить вопрос календаря в основу диалога. А так как весь мир отмечает Рождество 25 декабря, то мы не можем отмечать его отдельно. Ведь пропадает Рождественский пост. И также в датах возникает путаница.
Однако сейчас нет вопроса о том, что должна быть единая дата празднования Рождества. Вопрос в том, что народ не готов к таким изменениям. Может новое поколение сможет воспринять, но не старое. Когда народ будет готов - в один день это изменится.
Это также будет зависеть от мировой ситуации. Если будет мирное цивилизованное развитие - это скорее произойдет. Если же отношения между государствами будут иметь противоречивый характер - то этот вопрос будет решаться медленно. Ранее мы считали, что Российская Федерация идет также в Евросоюз, к европейскому стилю жизни. Но сейчас войны идут, и поэтому вопрос календаря стал не актуален сейчас. Но этот процесс остановить нельзя.
Споров между церковным руководством нет. Сейчас стоит вопрос неготовности общества принять это изменение.
о. Николай: Мы всегда молимся за соединение церквей. И постоянно ведется диалог между церквями. Но мы понимаем это как именно процесс присоединение отпавших церквей.
о. Войцех: В январе есть одна неделя (18-25 января в 2016) молитвы о единстве христиан. Каждый день во время этой недели встреча происходит в другом обряде: сегодня у католиков, завтра у православных, послезавтра у протестантов и т. д. Есть нормальная дружба. В Сумах действительно очень сильное экуменическое движение. И Сумы очень толерантный город по отношению к различным обрядам и различным религиям.
о. Аристарх: Мы давно ведем диалог с другими церквями. У нас есть комиссия по экуменизму. Сейчас принята новая экуменическая концепция УГКЦ. Но экуменическая концепция и календарь - это две разные вещи. Календарь относится к обрядово-дисциплинарным вопросам. Календарь - это не богословие.
Мы открыты для общения, мы открыты к диалогу. Мы будем рады принять приглашение на какие-то праздники, и сами пригласим на проведение совместных акций. Налаженность диалога зависит от местного духовенства.
- Юлианский календарь был введен в 40-м году до нашей эры Гаем Юлием Цезарем. Было принято решение, что год имеет 365 дней и 6 часов. И чтобы вписать эти лишние 6 часов было принято решение через каждые три года добавлять одни сутки. Так возник високосный год. Но астрономический и юлианский год отличаются на 11 минут. И поэтому через каждые 128 лет набегает лишний день. Юлием Цезарем было постановлено, что весеннее равноденствие всегда приходится на 23 марта. И уже на I Вселенском соборе в 325 году весеннее равноденствие сместилось на 21 марта. А отцы Вселенского Собора думали же, что астрономический год равен юлианскому календарю. И так каждые 128 лет календарь смещался относительно астрономического на одни сутки. И получилось так, что уже в 1582 году весеннее равноденствие приходилось уже не на 21 марта, а на 10 марта. Для этого энцикликой Папы Григория XIII «Inter gravissimas» (с лат. - Среди важнейших) было постановлено, что после 4 октября сразу начнется 15 октября, для того чтобы весеннее равноденствие вновь вернуть на 21 марта. Так и возникла разница между юлианским и григорианским календарем на 10 суток. И через каждые 4 века добавляется еще 1 день разницы.
До 221 года Рождество Христово было связано с 25 марта, с Днем Благовещением Богородицы. Это еще до разделения церквей. Потом перенесли Рождество на 25 декабря. Потому что между Благовещением и Рождеством должно пройти 9 месяцев. А вообще некоторые ученые-библеисты говорят, что Христос родился где-то осенью. А почему привязали до 25 декабря? Потому 25 декабря праздновался День рожденного солнца. В восточной традиции очень часто Рождество праздновали в один день с Богоявлением - 6 января. После 5 века произошло выделение этого праздника. Так что дата празднования Рождества Христова никогда не была какой-то неизменной.
В 2 100 году разница между двумя календарями уже будет составлять 14 дней, и Рождество Христово уже будет 8 января, а Старый Новый год - 15 января. И мне интересно, как православные будут объяснять своим прихожанам это изменение в датах? - прокомментировал о. Аристарх.
Впервые в Сумах прошел «Фестиваль уникальных людей» (его англоязычное название Sumy Up Fest, где «up» может прочитываться как «вверх» и...
Впервые в своей жизни 35-летний фотограф из Италии принял участие в рождественском вертепе...
Совсем скоро, 19 декабря, наступит долгожданный праздник для всех ребятишек - День Святого Николая. Малыши будут искать подарочки под подушкой...
Как отмечали новогодние праздники наши далекие и близкие предки...
Активный брачный период в Сумах традиционно начинается после 28 августа — окончания поста в память Успения Богородицы (один из четырех... 5