Заложники Монблана

Проведя пять суток в снежном плену французских Альп, трое сумчан вернулись домой целыми и невредимыми

Двое из трех. Дмитрий Нечипоренко сфотографировал Николая Шимко (слева) и Владимира Рошко на второй день ледяной блокады. Ребята еще не знали, сколько им придется ждать спасателей.

— Нам очень помогла одна женщина — француженка Аньес Дюкроз, — рассказывает один из сумских альпинистов Николай Шимко. — Узнав, что мы застряли, она сказала: «Надо спасать!» — и тормошила спасателей, чтобы скорее вылетали. Как потом объяснила, она помнит случай, когда два человека попали в такую же ситуацию в 1956 году примерно на этом же месте, но спасательная операция не увенчалась успехом: вертолет разбился, и альпинисты погибли. Были еще случаи, когда люди, застряв там, наверху, получали серьезные обморожения.

Пять ночей и шесть дней Николай Шимко, Владимир Рошко и Дмитрий Нечипоренко провели на высоте 4,3 тыс. метров практически без еды и питья.

Из-за шквального ветра (до 110 км/ч.), операция по их спасению пять раз заканчивалась безрезультатно. Как сообщал французской прессе капитан горной жандармерии Бенуа Тоннани, координировавший работу спасателей, «ситуация серьезная, прогноз погоды неутешительный, а у них заканчивается продовольствие и газ».

Эвакуировать ребят, воспользовавшись «окном в непогоде», спасателям удалось лишь днем 10 января. И тут французские жандармы были немало удивлены: «Они чувствуют себя прекрасно и даже не пошли в больницу!».

Так что трое сумских альпинистов стали ньюзмейкерами не только украинских, но и мировых СМИ.

Ужасы Монблана

В ситуации, в которой оказались сумчане, по данным горной жандармерии, легко получить гипоксию (кислородное голодание), отек легких и переохлаждение. Так, в сентябре 2008 года, когда погода на Монблане куда более благоприятная, чем в январе, британский альпинист, застрявший в горах, на второй день был найден замерзшим.

4810 м — высота Монблана — самой высокой горы Альп, считающейся родиной альпинизма
— Нам очень помогла француженка Аньес Дюкроз. Она работает в офисе по туризму менеджером-консультантом по связям с Россией и Украиной. Тоже альпинистка, — вспоминает один из участников событий Николай Шимко. — Мы с ней познакомились, когда приехали в Шамони. Она дала нам информацию, отвела к людям, которые хорошо знают все маршруты, переводила нам (Аньес владеет русским), причем абсолютно бесплатно.

Альпийские каникулы

— Как вас занесло в Альпы?

— Новогодние праздники — это на работе всегда окно, и можно отпроситься на несколько дней. Еще в ноябре у нас появилась идея уехать на это время в Европу, — рассказывает Николай. — Мы знали, что в Альпах сейчас не сезон для восхождений, так как еще мало льда, но много снега. Когда скалы засыпаны снегом — это нехорошо, нужно много раскапывать, чтобы лезть. А когда лед появляется, становится устойчивым, по льду уже можно подниматься. Зимний сезон там — с февраля по март. Но мы решили съездить в разведку, посмотреть стены.

— Выехали из Сум 1 января около трех часов дня. Ехали во Францию на автомобиле — на Диминой «ауди олроад», — подключается Владимир Рошко. — На дорогу у нас ушло всего 40 часов, с остановкой на пару часов в Будапеште. И третьего в 6 утра уже были в Шамони — альпийском курортном городке, расположенном в долине Монблан. Туда мы ехали по короткому пути, всего через три страны (Венгрию, Австрию и Швейцарию), потому что спешили на встречу с нашими друзьями из Киева, Симферополя, Полтавы и Черкасс. А обратно побывали уже в шести государствах. Как потом показал спидометр, туда и обратно проехали 6 тыс. километров.

— Так там целая компания поднималась на Монблан, со всей Украины?

— Нет, мы просто договорились встретиться вместе в Шамони, отдохнуть в Альпах, но у каждого были свои планы. Кто на сноуборде катался, кто на лыжах... Мы же решили пойти на Монблан.

— Вначале мы размялись на скалах, на следующий день утром на канатке поднялись на Эг-дю-Миди и совершили восхождение на замерзший водопад. Спустились, переночевали и пятого утром пошли на гору, — рассказывает Дмитрий Нечипоренко.

— Здесь нужно понимать, что зимнее восхождение кардинально отличается от летнего. Летом спокойно ходишь по тем же марш-рутам, все супер. А зимой намного сложнее, мороз -20, сильные ветры, много снега. Если бы мы летом сюда попали, все сложилось бы по-другому. Особенность этого района в том, что там очень много снега и, чтобы подойти к горному маршруту, нужно использовать специальные лыжи — скитуры. Подходишь непосредственно к горе, оставляешь лыжи и дальше начинаешь восхождение пешим ходом. Наверное, потому, что мы шли на скитурах, в СМИ нас поначалу называли горнолыжниками, — добавил Владимир.

«Занесло меня»

— Гора Монблан длинная. Именно этот маршрут, который мы выбрали, очень протяженный. Там есть еще традиционный, но он менее сложный. Вообще, это восхождение на Монблан нами воспринималось как акклиматизационное, так как ребята (Вова и Коля) хотели залезть на более сложную гору — Гранд Жорас...Нам нужно было восходить на Монблан через три вершины: Монблан-дю-Такюль, Мон-Моди и собственно Монблан. Летом подъем делается за день, а зимой это нереально. Поэтому мы и взяли палатку, спальники. Преодолев две вершины (Монблан-дю-Такюль и Мон-Моди), вечером, уставшие, поставили палатку и легли спать.          Главный Монблан был уже перед нами, 3 часа осталось до него. Погода была нормальная.А ночью она испортилась, и весь следующий день был ураганный ветер, мело так, что видимости не было совсем. И дальше становилось только хуже и хуже.

Вообще, непогода для альпинистов — это стандартная ситуация: остановиться и ждать. Но, когда непогода была уже два дня, мы связались по рации со своими друзьями, которые оставались внизу. Попросили их, чтобы они узнали у спасателей возможность движения (они ведь знают район). Мы видели, что выпало много снега. Даже тот маршрут, который мы уже прошли, стал лавиноопасным. Т.е., когда мы туда шли — снега не было, был фирн (это плотный снег, уже слежавшийся). А когда выпал свежий снег, мы понимали, что он достаточно лавиноопасный, и не знали, стоит ли нам возвращаться назад по нашему маршруту. Ребята пошли к спасателям,и те сказали, что не рекомендуют нам идти, а потом предложили: они прилетят и заберут нас вертолетом. А дальше, как вы уже знаете, вертолет не смог нас забрать — как они объясняли, из-за турбулентности: то есть он вылетал, приближался, спасатели нас видели, мы их видели, но они не могли близко к нам подлететь ни чтобы нас забрать, ни даже скинуть продукты и газ. Собственно, продукты нас мало интересовали — без еды прожить можно, а вот без воды тяжело. А воды в чистом виде в горах нет, температура воздуха -15-20 постоянно, поэтому нужно топить снег на газе. Газ у нас закончился после третьей ночевки в горах.

Обед в горном плену

— А какая еда была у вас с собой?

— Так как мы рассчитывали пересидеть в палатке одну ночь, то продуктов взяли как можно меньше: маленький кусочек колбасы, маленький кусочек сала, маленький кусочек сыра, по десять конфет шоколадных, печенье, чай и сахар. Такого набора достаточно, чтобы пересидеть ночь и спуститься в лагерь, где уже всякие вкусности есть.

— Но вместо одной ночи вы просидели наверху пять…

— Да, и на следующий день уже началось: а давайте сейчас съедим конфетку — нет, давайте в обед.

— Да, на обед у нас было по одному печенью и одной конфете.

— Я помню, на третий день утром мы вообще не ели, а на обед съели по одной конфете и по два печенья. Это за весь день.

— И очень были довольны и счастливы.

— Мы понимали: нужно экономить, так как неизвестно, на сколько все это затянется. И когда нас спустили, выяснилось, что у каждого осталось по 3 конфеты — одна для себя и две для друзей. Я последнюю съел уже в Сумах.

— А что пили, когда газ закончился?

— Когда газ закончился, стало тоскливо… Ну, можно было лед посасывать, снег.

Читатель может подумать: разве отсутствие воды — проблема, если есть снег?! Но на самом деле, посасывая лед и снег, в горах можно запросто заболеть ангиной, а ангина в горах — это три дня... и ты труп.

Досуг в пургу

— Чем занимались все это время?

— Когда нам сказали, что за нами прилетит вертолет, мы спустились ниже, на плато. Но вертолет добраться не смог, и палатку пришлось ставить на плато. Следующий день занимались тем, что делали новый лагерь. Окопались и просто ждали.

— И что, все шесть дней была такая непогода, что вас не могли забрать?

— Погода менялась, бывали просветы на час-два, вертолет в это время как раз и прилетал к горе. Как вам объяснить? Наверху погода очень переменчива. Мы даже сделали фотографии с этого плато. С него очень хорошо виден город Шамони. Там цивилизация, нормальная жизнь, вечером огни, температура около нуля градусов. А у нас тут все крутит, все меняется. Как только наступала ночь — сразу ураган.

— Ночью спали все время?

— Да, когда не откапывали палатку. А копать приходилось каждые два часа. За это время палатку полностью засыпало снегом, было тяжело дышать. Лавинная лопата у нас была одна, поэтому копали по очереди, но так как места в палатке мало, то один проснулся — и все встали. Готовили копальщику дежурный набор вещей: перчатки, которые никогда не высыхали, были обледенелыми и замерзали под форму руки, и лопату.

— У вас были с собой осветительные приборы или ночью сидели в кромешной тьме?

— У каждого по два налобных фонарика, специальных. Батарейки в них рассчитаны на 250 часов работы. Мы очень осторожно с ними обращались, чтобы не разрядить: посветили, сняли, положили куда-то в тепло.

— Скажите, таким составом вам уже доводилось бывать в горах?

— Вообще, вместе мы никогда не ходили в горы. Я ходил с Димой много раз и с Вовой тоже, но по отдельности, — говорит Николай.

— Наша палатка была небольших размеров, на улицу не выйдешь — потому что холодно, снег метет... И вот пять дней лежать вместе в замкнутом пространстве, когда все мокрые, замерзшие, очень тяжело. И если люди психологически несовместимы, могут быть конфликты. У нас как-то, несмотря на то что мы первый раз такой компанией пошли в горы, все прошло спокойно. Даже понравилось. Думаем: может, еще возьмем палатку и пойдем в поход просто пожить втроем (смеются).

— В подобную передрягу вы попали впервые?

— Сложно сказать. Потому что восхождений сделано уже много, маршрутов сложных и трудностей было достаточно. И каждый раз, когда возникают проблемы, кажется: все! Это самая критическая ситуация. Но проходит время, эмоции сглаживаются, и ты уже по-другому к этому относишься. В следующий раз попадаешь в передрягу и думаешь: ну вот это уже все, здесь уже просто нереально выжить... И потом опять все хорошо заканчивается.

— Как надолго вы до этого застревали в горах?

— В смысле пережидали непогоду? Дня два-три.

— То есть это «пережидание» было самым долгим?

— Да. Но были другие ситуации. Вот летом прошли траверс, который до нас проходили последний раз в 1971 году за 18 дней, а мы прошли за неделю. Там тоже было сложно: ложились в одиннадцать, просыпались в три ночи. И так семь дней работали.

— А раньше приходилось прибегать к помощи спасателей с вертолетами?

— Мы никогда на вертолеты не рассчитывали, потому что у нас это бесполезно. На весь Кавказ — один вертолет, и это стоит 3-4 тысячи долларов.

— А во Франции с вас взяли деньги за услуги вертолетчиков?

— Нет, это было бесплатно. Я думаю, если бы нам выставили счет, мы бы отказались от помощи спасателей. Там Европа, они по-другому относятся ко всем этим вещам.

Полет над Альпами

— Это правда, что, когда вертолет спасателей не смог приземлиться, вам сбросили веревку, к которой вы пристегнулись, и так, вися на ней, пролетели через все Альпы?

— Не то что вертолет не смог приземлиться. У них такая процедура эвакуации с горы. Выкидывается трос, вертолет зависает, по тросу спускается спасатель, привязывает тебя к тросу, а этот трос закреплен в вертолете внутри на лебедках. Вначале ты просто летишь, вися на тросе, а потом лебедка тебя затягивает в салон.

— А долго летели на тросе?

— Не знаю... Наверное, какая-то минута, но кажется…. Вначале забрали меня и Колю, потом Диму и оставшегося с ним спасателя.

— Кстати, есть экскурсия в Шамани — «Полет над Монбланом». Любой человек может прийти, заплатить 1,2 тыс. евро и полетать. Мы уже подсчитали, что сэкономили 3,6 тыс. евро — пролетели над Альпами бесплатно, — смеется Коля.

«На следующий день мы снова попали в передрягу»

— Вертолет нас спустил в долину, а некоторые вещи остались наверху, в хижине альпинистов: лыжи, одежда и часть снаряжения. На следующий день мы решили их забрать. Поднялись на фуникулере, забрали вещи, а на обратном пути снова началась метель. Все так замело, что мы сбились с пути. Перепугались, что придется ночевать в горах, но уже без палатки. К счастью, мы нашли дорогу и впрыгнули в вагончик фуникулера за минуту до его отправления. Это был последний рейс в тот день…

До встречи на Монблане!

— Когда вы впервые побывали в горах?

— Я первый раз пошел в горы в 1986 году, — вспоминает Дмитрий.

— Я тогда еще не родился, — смеется Коля. — Целенаправленно альпинизмом я занялся в 2004 году.

— В 1995 году я записался в детскую секцию альпинизма (клуб «Абалаковец» под руководством Веры Паненко. — Авт.), а в большие горы — на Кавказ — впервые пошел в 2001 году, — сказал Владимир.

— Скажите, на Монблан еще собираетесь?

— Если будет возможность и окажемся в том месте — обязательно.

— А мы обязательно окажемся!

Фото
  • 500 метров не дошли сумчане до самой высокой горы Западной Европы — Монблана.
  • Каждые два часа сумчанам приходилось откапывать свою палатку из снега.
  • Снимок курортного городка Шамони, сделанный сумскими альпинистами с высоты 3,4 тыс. метров.
  • Порывы ветра до 110 км/ч и сильные снегопады пять суток не давали вертолету
спасателей подлететь к сумчанам.
Пресс-досье

Слева направо: Николай Шимко, Дмитрий Нечипоренко, Владимир Рошко

Николай Шимко родился в 1988 году в Сумах. Окончил школу №8 в 2005 году, потом СНАУ. Кандидат в мастера спорта по альпинизму и по скалолазанию. Работает инженером-строителем в проектной организации «Сумытехпроектэкспертиза». Не женат.

Дмитрий Нечипоренко родился в 1970 году в Харькове. Окончил сумскую школу №17, затем СумГУ. Перворазрядник по альпинизму. Занимается вентиляционными системами. Директор ЧП «Двина». Женат, отец троих детей.

Владимир Рошко родился в 1983 году в Сумах, окончил школу №6 в 2000 году, затем СумГУ. Мастер спорта международного класса. Официальное место работы — Министерство семьи, молодежи и спорта Украины. Член национальной сборной Украины по альпинизму. Не женат.

Справка

«Монблан — повелитель гор;

Они издавна вознесли его, Усадив на высеченный в скалах трон, в мантии облаков и в снежном венце», — написал в поэме «Манфред» Дж. Г. Байрон .

Гора Монблан (le Mont Blanc) — самая высокая вершина Альп в Европе. Ее делят между собой две страны: Италия и Франция. Впервые была покорена 7 августа 1786 года. Считается, что именно здесь зародился альпинизм. Натуралист и один из покорителей Монблана Орас Бенедикт де Соссюр писал: «Зачем люди поднимаются на Монблан?! Среди этой величественной тишины дух возвышается, мысль проясняется и кажется, слышен голос природы».

К сведению

Сумские альпинисты — лучшие в Украине

— Самым мощным и серьезным альпклубом долгое время считался клуб «Одесса». Там очень серьезные финансовые вложения идут в развитие альпинизма и спортивная база хорошая, там очень много людей занимается альпинизмом. В Одессе это массовый вид спорта. Харьковская и Днепропетровская федерации тоже многочисленные. Но в последнее время очень серьезно зазвучала и Сумская федерация альпинизма: все прошлогодние серьезные достижения украинских альпинистов принадлежат как раз нашим спортсменам. Весной была национальная экспедиция Украины в Гималаи, участвовала вся сборная страны — 10 человек альпинистов из Одессы, Харькова, Донецка, Горловки и Сум. Но на вершине гималайского восьмитысячника Макалу оказались только трое — все из Сум.

Сегодня Сумы — единственный в Украине город, где есть два мастера спорта по альпинизму международного класса — Владимир Рошко и Сергей Бублик и три обладателя одной из самых престижных наград в альпинизме — ордена Эдельвейса: Владимир Рошко, Сергей Бублик и Федор Митюхин. Ни в каком другом городе такого нет. Есть регионы, где один мсмк (мастер спорта международного класса) и один-два обладателя ордена Эдельвейса. Это говорит о том, что в Сумах, несмотря на то что мало людей занимается альпинизмом, качество подготовки спортсменов на самом высоком уровне.

Комментарии

Людмила Шкурат

Такая сила воли вызывает восхищение!

По тематике

На пути к экстриму
15.06.2015 15:53

На пути к экстриму

12 июня в а кафе «Underground» прошел показ украинского скейтборд видео «Цейтнот. выпуск второй»....

Город хочет построить экстрим-парк
01.12.2011 09:03

Город хочет построить экстрим-парк

Экстрим-площадку хотят разместить на «Авангарде», или возле Областной библиотеки, или на летней эстраде в парке им. Кожедуба... 8

view counter
view counter
view counter
Загружаем курсы валют от minfin.com.ua
18
У Сумах пройшов благодійний ярмарок на підтримку ЗСУ з нагоди Дня Конституції України
У Сумах пройшов благодійний ярмарок на підтримку ЗСУ з нагоди Дня Конституції України
У Сумах пройшов благодійний ярмарок на підтримку ЗСУ з нагоди Дня Конституції України
У Сумах пройшов благодійний ярмарок на підтримку ЗСУ з нагоди Дня Конституції України
У Сумах пройшов благодійний ярмарок на підтримку ЗСУ з нагоди Дня Конституції України
У Сумах пройшов благодійний ярмарок на підтримку ЗСУ з нагоди Дня Конституції України
19
Суми. Вечірні враження
Суми. Вечірні враження
Суми. Вечірні враження
Суми. Вечірні враження
Суми. Вечірні враження
Суми. Вечірні враження
30
День вишиванки - 2022
День вишиванки - 2022
День вишиванки - 2022
День вишиванки - 2022
День вишиванки - 2022
День вишиванки - 2022

Вы можете отметить интересные вам фрагменты текста, которые будут доступны по уникальной ссылке в адресной строке браузера.