Если войдя в главный корпус этого учебного заведения, повернуть направо и пройти в глубь этого крыла института, то, миновав череду лестниц, дверей и коридоров, в конце концов вы попадете на нужную кафедру. Определите вы ее по красочной репродукции картины Рембрандта «Урок анатомии доктора Тульпа», висящей на стене. Здесь, среди учебных аудиторий вы и найдете искомое.
— В 1973 г. я, еще студент Полтавского мединститута, находясь в Киеве на научной конференции, побывал на экскурсии в местном анатомическом музее и загорелся идеей когда-нибудь создать такой же, — вспоминает доцент кафедры анатомии Олег Устянский. — Еще тогда, в Полтаве, я немного изготавливал препараты, но дальше этого дело не особо продвигалось. Идея нашла воплощение уже здесь. Первые занятия на тогда еще медфаке СумГУ начались в октябре 1992 г., а уже в апреле 1993 г. у нас прошла первая студенческая научная конференция, одна из студенток делала доклад «Червеобразный отросток и его клиническое значение», к которому в качестве наглядного пособия изготовила натуральный препарат слепой кишки. Этот первый экспонат долгое время хранился просто в банке, потому что для музея в строящемся тогда здании не было помещения — лишь в сентябре 1993 г. музей обосновался на своем нынешнем месте. На мебельной фабрике мы заказали шкафы и полки и потихоньку начали накапливать препараты — отбирали лучшие, которые использовались в качестве наглядных пособий в учебном процессе, и, как говорится, «для количества» помещали их в комнату музея. Переход же от количества к качеству произошел, когда лет пять назад на кафедру пришел работать настоящий энтузиаст в деле изготовления анатомических препаратов Денис Якубанец, ныне заведующий музеем.
По музею — просторной комнате площадью около 120 кв.м экскурсию проводит сам Денис.
— Сейчас в музее выставлено лучшее, что у нас есть, — говорит он. — Вот тотальный анатомический препарат — тело (скелет и мускулатура) человека с которого снята кожа. — Это наша лучшая работа — почти все мышцы в натуральную величину сохранены, их можно посмотреть и пощупать. Хотя и он пока не совершенен — нет мышц кистей, ступней и шеи.
Есть и тело со вскрытыми для экспозиции внутренними органами, есть и просто скелет человека.
Препараты отдельных органов помещены в банки и аквариумы с формалином и расставлены по полочкам, правда, не тематически по системам человеческого организма, а по мере поступления препаратов: изготовили препарат — поместили в витрину. Тем не менее суммарно представлены все системы организма.
Среди разнообразия препаратов можно увидеть как обычные органы, так и подверженные различным патологиям. Вот почки с двумя мочеточниками (у обычного человека он один), вот немного нестандартный червеобразный отросток. Если хирург не будет знать, что бывает такой вариант аппендикса, операция по его удалению может осложниться. Вот препарат шейного сплетения, камень в почке, аорта, подверженная аневризме, раскроенный для демонстрации челюстно-лицевых нервов череп, изрядно потрепанные легкие курильщика (здоровые тоже есть, и выглядят они значительно лучше). А вот одна из жемчужин коллекции — младенец с анэнцефалией — отсутствием больших полушарий головного мозга. Он родился лишь с продолговатым мозгом и мог какое-то время жить, но недолго — дни или даже часы. Это довольно древний препарат, он здесь уже лет 15. Рождение такого ребенка было возможно тогда, когда еще не знали, что можно делать УЗИ. Сейчас бы от него просто избавились до рождения.
Вообще, не скажешь, что это все выглядит жутко, но, знаете ли, от вида ребенка с пуповиной и головой без верхней части становится как то не по себе. Или вот наглядный пример внематочной беременности, вот завязанная в узел декальцинированная кость — чего только здесь нет.
Многие из этих препаратов — курсовые работы студентов. Таким образом будущие медики помогают музею, и одновременно хирургические навыки приобретают. Препарирование отдельных органов, по словам Д. Якубанца, посильно даже студенту младших курсов, ведь исторически анатомия развивалась опытным путем и шла бок о бок с хирургией, поэтому студент, подобно древнему хирургу, может изготовить препарат, даже не зная строения тела — просто нужно работать очень аккуратно. Для анатомических исследований не нужен даже микроскоп — анатомия исследует то, что можно увидеть лишь с помощью собственных глаз, используя для этого скальпель и пинцет. А уж с анатомическим атласом работа и вовсе упрощается. И хотя, понятное дело, анатомия как наука себя уже исчерпала — ничего нового в ней открыть нельзя — в этом и кроется ее сложность и важность: любой врач должен знать ее досконально.
— Основные препараты изготовлены непосредственно мною, ведь дело это трудоемкое, — продолжает свой рассказ Д. Якубанец. — Потому что нужно показать много структур, удалить их из окружающих тканей, расслоить, выделить по отдельности, потом обработать так, чтобы препарат имел красивый вид и долго хранился. Формалин обесцвечивает препараты, делая их синеватыми, поэтому нужно либо добавлять в него специальное вещество, препятствующее этому, либо вручную подкрашивать те части препарата, которые нужно выделить: артерии — в красный цвет, вены — в синий, нервные волокна — в желтый — как в школьных учебниках анатомии.
В общем, препарат можно изготавливать несколько дней или даже полгода. Основная сложность при этом заключается в том, чтобы сохранить пропорции, а это сложно из-за обезвоживания. Без воды препарированное тело усохнет и станет мумией. И если отдельный орган можно поместить в сосуд с формалином, то тотальный препарат, который нужно потом тщательно рассматривать и к которому нужно прикасаться, ни в какой аквариум не запихнешь. Казалось бы, ситуация безвыходная, но выход, как всегда, есть: если воду нельзя сохранить, значит, ее нужно заменить! Для этого есть специальные препараты, но они дороги. Что же делать? Вот здесь на выручку и приходит смекалка: в магазинах стройматериалов и бытовой химии покупаем жидкое стекло, которое и заменяет воду. Еще берем скрепляющий материал — канцелярский клей, и обезжириватели — бытовые моющие средства (ведь ацетон и соляную кислоту сейчас и не купишь — государство борется с изготовлением наркотиков!)
Наверное, самый интересный вопрос: откуда же берутся препараты? Ответ на него несложен: на кафедру периодически подвозят трупы, на которых студенты изучают анатомию и хирургию.
Когда учебный труп приходит в негодность, механически изнашивается (а студенты ведь их вскрывают, режут, зашивают), какие-то его фрагменты препарируют и отправляют в музей.
Понятное дело, для изготовления тотального препарата нужен цельный труп. Такие тоже есть — они отбираются сразу и, погруженные в формалин, ждут своего часа. В мединститут эти трупы привозят из различных медицинских учреждений, в которых периодически умирают пациенты или куда их привозят уже мертвыми (замерзших бездомных, например) — больницы, психиатрические лечебницы. Если тело умершего никто не забирает, главврач медицинского учреждения имеет право отдать его сюда. Сейчас кафедра работает в основном с психиатрическими больницами, потому что там порой долгие годы находятся пациенты, от которых родственники отказались и которых даже некому хоронить.
— Такой приоритет в выборе рабочего материала образовался после одного памятного случая, — повествует лаборант кафедры Татьяна Бизюк. — Однажды из больницы нам привезли труп бездомного, мы обработали его в хранилище для пропитки формалином, но через несколько месяцев пришли люди, которые долго разыскивали своего пропавшего родственника. В одной из больниц они по документам выяснили, что наш труп — это их родственник, на опознании так и оказалось. В общем, пришлось выдать им труп, хотя он уже был принят к работе и изрядно пропитался формалином. Тем не менее тело было предано земле. Лично для меня от этой истории остался свой памятный след: родственники покойника оказались моими соседями.
Вот такой он, этот необычный музей на Санаторной, 31.
Посещение музея бесплатное. Он открыт с 09:00 до 15:00. Согласовать экскурсию можно по телефону 65-40-64.
Это кабинет редкостей, диковинок. Его название происходит от немецких слов «kunst» — редкость и «kammer» — комната. Многим этот первый музей Российской империи известен по коллекции уродцев — анатомических редкостей и аномалий, купленных Петром I в Голландии у анатома Альберта Себа за 15 тыс. гульденов. Тем не менее в Кунсткамере были и научные отделы — зоологический, этнографический, ботанический, минералогический со множеством очень интересных с точки зрения науки экспонатов. Здание Кунсткамеры на Васильевском острове в Санкт-Петербурге было построено уже после смерти Петра, а до этого коллекция хранилась в особняке боярина Кикина (отсюда еще одно название Кунсткамеры — «Кикины палаты»).
Анатомия человека (от греческих слов «ana» — вверх и «tome» — режу) — раздел биологии, изучающий морфологию человеческого организма, его систем и органов. Предметом изучения анатомии человека являются форма, строение, происхождение и развитие человеческого организма.
Олег Устянский, доцент кафедры анатомии, к.м.н., основатель анатомического музея мединститута СумГУ:
— К кунсткамерам отношусь нормально — их нужно показывать, потому что и сейчас встречаются различные уродства. У нас в коллекции тоже есть препараты патанатомии — будущим медикам об этом нужно знать. Да и простым посетителям — будущим родителям — полезно видеть, к чему может привести употребление алкоголя и курение.
Денис Якубанец, заведующий анатомическим музеем мединститута СумГУ:
— На восковые копии препаратов из кунсткамер ходить не смотрел — мне это неинтересно.
Можно ли вообще сравнивать несравнимое? Кунсткамера была специально создана для вызывания эмоций, получения впечатлений. У нас же совершенно другое — мы готовим будущих медиков, специалистов, которым просто необходимо досконально знать человеческое тело, для чего нам и приходится демонстрировать его в препарированном виде. Конечно, первой нормальной реакцией человека должно быть неприятие и даже отвращение, но такова специфика профессии, что приходится себя перебарывать и учиться работать с настоящим человеческим телом, пускай даже и мертвым.