«Интеллект-клуб», который вот уже 10 лет работает при городском Дворце детей и юношества (ДДЮ) и нынешней осенью как раз отмечает свой десятилетний юбилей.
Оновное место работы Галины и Олега — кафедра социально-экономических и гуманитарных дисциплин СГПУ им. А.С. Макаренко, где они преподают, а ДДЮ уже давно стал для них фактически вторым домом, где за занятиями с детьми в кружке интеллектуальных игр они проводят львиную долю свободного от преподавания времени.
- Галина Александровна, откуда к вам приходят такие любознательные дети?
- Как правило, в клуб приходят, а главное — задерживаются, дети из тех семей, где родители уделяют должное внимание развитию ребенка, где царит культ книги — устойчивая потребность читать и познавать что-то новое. Дети, как правило, приходят к нам школьными группами, здесь знакомятся с детьми из других школ и здесь уже формируются сборные городские команды – команды друзей. Считаю, что дружба – основной фактор, благодаря которому приходит и хороший результат наших команд на всеукраинских и международных соревнованиях. Хотя, подчеркну, установка в клубе все же не на результат, а на получение детьми удовольствия от игры. Если это есть – остальное появится само собой.
- Сколько детей занимается у вас в кружке?
- Кружок работает в вечернее время четыре дня в неделю. Здесь тренируется и играет около 200 детей от 10 до 17 лет. Занятия проходят в форме викторин, конкурсов, в ход идут загадки, головоломки, вопросы «Брейн-Ринга» и «Что? Где? Когда?» Дети овладевают новой полезной информацией. Кроме того, по вечерам в субботу проходят игры для молодежи и взрослых. В среднем ребенок приходит к нам раз или два в неделю. Родителям это обходится до 20 грн. в месяц. Мы работаем с детьми начиная с 5-го класса. – Я четко понимаю: работая с детьми с такого возраста, мы прививаем им любовь к познанию нового и к самой игре. И уже в старших классах именно эта детская увлеченность поможет интеллектуальным играм оставаться важной и интересной частью их жизни.
- Что дают ребенку интеллектуальные игры?
- У ребенка расширяется кругозор, повышается самооценка, растет чувство собственной значимости – он в игровой форме берет те препятствия, решает те проблемы, которые еще вчера казались ему непосильными. Потом так же, как бы играючи, такие дети сами решают, например, проблему поступления на бюджетное место в престижный вуз. Они понимают, что, если будут прилагать усилия, то будут достигать желаемого, поэтому, как правило, и становятся успешными людьми. Мои первые воспитанники (те, кому сейчас уже от 25 до 30 лет) работают в бизнесе, науке, средствах массовой информации, банковской сфере.
Как рассказала Галина Боровик, в ДДЮ образовался новый кружок, который администрация Дворца поддержала, предоставив для игр большой просторный зал. На игры сразу стало приходить много старшеклассников и студентов – «Интеллект-клуб» состоялся, а затем, в октябре 1999 г. официально оформился в горсовете как общественная организация.
- Еще учась в аспирантуре, случайно пришел на турнир по «Брейн-рингу» и после этого мы командой стали ходит в «Интеллект-клуб» — подключается к разговору Олег Негреба. — Затем команда распалась, а я остался, потому что… женился на Галине. Через некоторое время Галя стал привлекать меня в качестве помощника к проведению игр и тренировок, я стал этим достаточно много времени заниматься, да так, что даже оформился педагогом в ДДЮ. В общем, постепенно я сам стал полноценно проводить тренировки, готовить их, придумывать новые конкурсы и задания.
- Олег, а отсутствие педагогического образования не мешает работать с детьми?
- Немного, ведь я в основном работаю со старшеклассниками, а они уже знают, зачем сюда ходят. У них уже есть определенный багаж знаний и с ними общаться проще, чем с младшими школьниками. Да и вообще, как говорят дети, я преуспел в роли не просто тренера, а их своеобразного талисмана – все их победы добыты именно в тех поездках, руководителем группы был я, а не Галя. Наверное, со мной обстановка в коллективе более неформальная – я менее строг, чем она (улыбается).