Мы уже писали об уникальных достижениях Сумской области – в чем она является первой, лучшей или единственной.
Особенно в этом отличилась Глуховщина – там и пушки-гиганты отлили, и первые музыкальные школы открыли, и многое другое в свое время сделали. А теперь нам хотелось бы рассказать о «государстве в государстве», созданном на хуторе Воздвиженске Глуховского уезда местным помещиком Николаем Неплюевым – Кресто-Воздвиженском трудовом братстве.
На фоне довольно дикого капитализма Российской империи на клочке земли выросла, если так можно выразиться, православная коммуна. Это была утопия, успешно реализованная просвещенным русским помещиком на практике.
Сегодня хутор Воздвиженск ничем не отличается от других подобных маленьких населенных пунктов Сумщины. Обращают на себя внимание только развалины каких-то старых построек. Это последние следы «мини- государства» – школы, жилых домов, производственных помещений. В доме самого основателя и блюстителя братства, Николая Николаевича Неплюева, сейчас находится местная церквушка – прежнюю, деревянную, в 20-30 гг.
лишили куполов и использовали как склад, а потом и вовсе разобрали.
Известно, что после революции Братство преобразовали в коммуну, потом – в колхоз, а его руководителей репрессировали одного за другим. В общем, сделали из Воздвиженска рядовой сельский населенный пункт. О делах Николая Неплюева вспомнили уже в 90-е гг. и даже сняли на «Леннаучфильме» несколько фильмов о нем. Тогда еще был жив кое-кто из детей, чьи первые годы жизни прошли в Братстве.
Обширные сельскохозяйственные угодья, лесозаготовки, новейшая техника, своя электростанция, телефонная связь – все это было в Братстве еще в начале XX в. Вполне возможно, что трудовая «коммуна» с населением 500 человек была самым передовым хозяйством тогдашней Российской империи!
Николай Николаевич Неплюев был один из крупнейших российских помещиков. Начало его карьеры было типичным для дворянской молодежи того времени: окончив престижный юридический факультет Санкт-Петебургского университета, он начал службу в дипломатическом представительстве России в Мюнхене. И вот неожиданно для всех Николай бросает службу, возвращается в Россию, становится вольнослушателем Петровской (ныне Тимирязевской) академии, а затем, в 1880 г., уезжает в имение отца — на хутор Воздвиженск, где устраивает школу для крестьянских сирот и чрезвычайно ревностно ею занимается.
Трудно представить нечто подобное сегодня! А тогда университетские дипломы, видимо, не покупались и молодежь из богатых (прежде всего дворянских) семей была культурной и образованной. Конечно, Неплюев был знаком с идеями европейских утопистов, мечтавших создать идеальное общество. И он решил построить такое общество в России. По его мнению, для этого нужна была некая духовная основа. Протестантская трудовая мораль Запада русскому человеку не подходила, другое дело – православие! Николай Николаевич берется претворять православную идею в жизнь – и у него получается! Религия (есть мнение, что даже чрезмерно) будет присутствовать в жизни Братства повсеместно, с первых и до последних дней его существования.
Николай Николаевич собрал десять мальчиков из крестьянских семей, оставшихся без кормильцев, и заключил с их матерями контракт, по которому они не могли забирать детей из школы до достижения теми совершеннолетия. Хилых, грязных и голодных ребят привели в порядок, усадили за парты, и к концу первого года обучения они уже неплохо читали и считали. Воспитывались школяры в духе православной морали – и это было, наверное, главным для Неплюева.
В 1885 г. Неплюеву удается организовать среднюю с/х школу-интернат для мальчиков, где, помимо основательного изучения аграрных дисциплин, преподавались Закон божий, Новый завет и элементы литургики. Позже аналогичная школа была создана и для девочек.
Как же была устроена жизнь Кресто-Воздвиженского трудового братства? Братчики были организованы в несколько Семей (с большой буквы), т.е.
артелей или групп, по профессиональному признаку. В каждую такую Семью входило несколько обычных семей, а также холостых братчиков. Вся Семья живет в одном общежитии, имеет общую трапезную, воспитывает детей в собственном детском саду. Все важные решения принимает Дума Братства (10-20 человек), работающая под председательством Блюстителя, которым пожизненно был избран Неплюев. Вся прибыль Братства (после отчислений в фонд развития) распределяется строго поровну между всеми братчиками, независимо от профессии и занимаемой должности. Но на руки деньги можно было получить, только покинув Братство – а так деньги хранились на личном счету каждого братчика (в виде исключения — около 150 рублей в год выдавалось на приобретение одежды и других необходимых вещей).
Все грамотны, читают книги, некоторые пишут стихи. Разводят лучшие породы скота, сорта растительных культур, пилят лес и делают столярные изделия. Школ уже пять, построены больница и гостиница. Есть газ и электричество.
Конечно, возникло Братство не на пустом месте. Экономическую основу для него Неплюев создал, отдав Братству большую часть своего состояния.
Общая стоимость переданного имущества составила 1,7 млн. руб. Таким образом, Братство приобрело значительный капитал, позволявший ему развивать хозяйство и получать от него прибыль, причем по нарастающей. Наиболее доходным оказались лесоразработки – выработка строевого и дровяного леса (вырубка восстанавливалась саженцами). В дальнейшем на полученную прибыль Братство построило лесопильный завод. На втором по доходности месте оказалось полеводческое и скотоводческое хозяйство Братства.
Значительный доход приносил винодельческий завод, дающий спирт и солод из выращиваемых Братством продуктов.
Численность Братства по-прежнему росла: в 1901 г. – 79 чел., 1905 г. – 195 чел., в 1907 г. — 291 чел., а если учесть еще учащихся с/х школ, то около 500 чел.
Известно, что Неплюев мечтал, чтобы такие Братства были созданы по всей России. Его идеи были в чем-то сродни идеям коммунизма – хотя, в отличие от них, он был уверен: в основе равенства и братства должна быть православная идея, а не «голая экономика», и был противником социальной революции, считая, что богатые должны добровольно поделиться своим имуществом.
Кто знает, возможно, и появились бы у Неплюева последователи, если бы все не изменила Октябрьская революция 1917 г. Сам Николай Николаевич умер в 1908 г. (Блюстителем Братства стала его сестра), когда Братство переживало свой расцвет – наверное, счастливым и убежденным в том, что жизнь прожил не зря. Похоронен Неплюев в Воздвиженске, прежний крест на его могиле был разрушен, а новый поставили в 90-е. Сегодня на хуторе есть музей Кресто-Воздвиженского трудового братства.
Конечно, у Неплюева и его идеи не могли не появиться критики.
Иван Абрамов, бывший ученик Воздвиженской школы, писал: «В этих (неплюевских. – В.С.) школах закладывается фундамент той лицемерной иезуитской дрессировки, которая завершается уже в братстве. Всякой, кто не сумеет заглушить в себе личности и отлиться в общую форму, немедленно исключается из школы.
Так, в братство попадают уже вполне обесцвеченные фигуры, готовые по данному сигналу обнаруживать разные христианские чувства: плакать слезами умиления, сокрушенно рыдать о своих прегрешениях по поводу малейших отступлений от братских правил, говорить возвышенные речи в сентиментально-библейском стиле; долгие молитвенные собрания, поголовные лобызания, слова любви, сочувствия, признательности, которые щедро сыплются в братских беседах, не мешают, однако, братчикам усердно «разыскивать сучки в глазу у братьев своих» и доносить патрону».