Какой же Садко без гуслей? А русалки играют на морских раковинах.
Среди увековеченных на улицах Сум музыкальных инструментов на самом почетном и видном месте, несомненно, находятся гусли в руках былинного персонажа Садко. Фонтан с фигурой гусляра, окруженного русалками, можно считать одним из символов нашего города.
Теперь сложно представить себе фонтан и скульптурную композицию отдельно друг от друга, хотя их воссоединение имело случайный характер. Дело в том, что сам фонтан обязан своим появлением желанию первого секретаря горкома партии Михаила Лушпы преобразить холм, вид на который открывается при въезде с улицы Харьковской. Но, несмотря на весь масштаб и сложность композиции фонтана, чего-то в нем недоставало. Что на складе было, то и стало этим «чего-то». А была там и уже несколько лет ожидала своего часа скульптура киевского мастера Евгения Куликова, которая гармонично дополнила фонтан и стала неотъемлемой его частью, дав ему название. Она была создана как первая из ряда скульптур сказочных героев для украшения Покровской, но стала и последней из них, так как этот проект не был воплощен в жизнь.
Менее одиноким в этом плане является гусляр Садко в детском парке «Сказка», так как имеет «семью» из сказочных героев работы Богдана Люкляна. Инструмент в руках гусляра из «Сказки» гораздо проще рассмотреть, чем гусли его «старшего брата» из фонтана, и сохранилась скульптура хорошо, так как находится в глубине парка и до нее руки вандалов доходят гораздо реже, чем до принявших всю силу удара «любви к городу» фигур у входа.
Контактные скульптуры с музыкальными инструментами вообще не новость для Сум. Причем инструменты можно увидеть самые разные. В Парке имени Кожедуба яркая тому иллюстрация — квартет из басни Крылова. В руках у бетонных зверушек есть и духовые, и струнные, вот только состояние их незавидное: некоторые инструменты вообще частично разрушены, да и через рога одного из «музыкантов» проглядывает арматура.
Но и более «молодые» скульптуры на сумских улицах могут похвастаться наличием инструментов. Например, баян у ног «Веселого сумчанина» в сквере возле Альтанки. У этого инструмента, наверное, гораздо больше шансов на длительную жизнь, чем у бетонных скрипок, так как он все-таки из бронзы.
Правда, стоит отметить, что в изначальный проект скульптуры, установленной на средства горожан, музыкальный инструмент не входил, а на его месте планировался открытый зонт. Но проект был изменен. Это, наверное, даже к лучшему, так как этот аксессуар все же был увековечен в бронзе на улицах нашего города. Его мы можем видеть на улице Соборной в руках бронзовой дамы — «сестрицы» «Сумчанина» авторства харьковского скульптора Эльданиза Гурбанова. Причем после появления «Дамы...» у муниципальной галереи писали, что она вскоре сменит место пребывания и станет частью фонтана, вода в который будет литься из этого самого зонтика. Но дамочка осталась на своем месте, возможно из-за того, что струи воды заметно помешали бы процедуре потирания округлившегося животика, что, как гласит быстро появившееся поверье, способствует желающим забеременеть. О том, что поверье пошло в массы, свидетельствует уже хорошенько отполированный животик.
Отдельно стоит отметить и инструменты изваяний немного другого рода: оставшиеся в летних детских лагерях скульптуры пионеров с горнами и барабанами. Бетонные фигуры, изображавшие некие собирательные образы (рабочие, девушка с веслом…), были весьма распространены во всех советских республиках. А фигуры пионеров были долгое время неотъемлемым атрибутом пионерских лагерей и образовательных заведений. Точно так же, как и оригиналы инструментов, часто изображавшихся в руках бетонных юношей, — горна и барабана, которые можно было слышать на линейках.
Из всех скульптур, ставших отчасти символами той эпохи, наи-более уцелели именно на территориях оздоровительных лагерей, так как они менее интересны для набегов вандалов, чем центральные улицы и парки города, да и территории их охраняются.
Но не только в скульптурном виде можно встретить изображения инструментов и музыкантов. Только некоторые из них вскоре могут исчезнуть, если не обратить внимания на их состояние. Яркий тому пример — красочная мозаика Валерия Эйсмонта на стене летней эстрады в городском Парке имени Кожедуба. На ней мы видим изящную скрипачку с инструментом в руках. Низ панно уже значительно поврежден и утрачен. Увидим ли эту скрипку через пару десятков лет, неизвестно, но скорее нет, чем да. У самой эстрады весьма плачевный вид, и все, как обычно, упирается в отсутствие средств.
Однако на стенах можно увидеть не только мозаичные инструменты, но и барельефы. Наиболее частым их музыкальным сюжетом являются лиры. Этот инструмент, давший имя термину «лирика», нередко изображают на стенах зданий, связанных с искусством. Поэтому не мудрено, что мы можем видеть лиру на фасаде Театра юного зрителя. Барельеф сохранился с советских времен практически без изменений, если не считать серпа с молотом, имевших место на инструменте многие годы и отсутствующих теперь.
Здание не особо жаловали в свое время: два пожара (1928 г. и 1943 г.) значительно повредили здание, и после восстановления о его состоянии долго не вспоминали. Лишь в 2011г. при попытке сделать косметический ремонт была обнаружена крайняя необходимость капитального — вплоть до систем отопления, водоснабжения, электроснабжения и канализации. Так что зданию повезло и помощь в некотором роде случайную, но своевременную он получил. И инструмент, воспетый в античных мифах, теперь можно созерцать на обновленных стенах.
Не одну, а целых две лиры можно увидеть на фасаде бывшего кинотеатра им. Т. Шевченко на ул. Соборная. Один из первых и лучших в свое время, дореволюционный кинотеатр давно не выполняет изначальных функций. Сперва только в пятничный вечер и выходные, потом — ежедневно в электротеатре (так величали новинку во время ее появления) демонстрировали ленты длительностью 15-20 минут, зато несколько картин за сеанс.
Но не только фильмы в сопровождении оркестра можно было видеть в его стенах. Там публика собиралась для просмотра выступлений заезжих фокусников и прочих диковинных, с позволения сказать, шоу — «живые картины», танцы с изменением цвета костюмов под светом определенных фонарей… Изначально «Орион», потом «Театр художеств», потом, после революции, «Карла Маркса», кинотеатр получил имя Шевченко. Но постепенно здание перестало соответствовать своими габаритами масштабам роста киноиндустрии и проиграло нововозведенному конкуренту-гиганту — «Дружбе».
Теперь это всецело коммерческое здание: кафе и аттракционы не так соответствуют лирам — символам искусства — на фасаде, но радует, что они сохранились, в отличие от мозаики на шевченковскую тематику, бывшей некогда внутри.
Немного больше повезло панно на эту тематику в здании на улице Кирова (Кондратьева), 8. Изображение народного поэта и его героев, в том числе кобзарей исконно нашим инструментом в руках, было завешено рекламой и повреждено при ее креплении. Но после реакции автора Василия Ермоленко, Областного союза художников Украины и общественности реклама была снята, и мы снова имеем возможность видеть кобзы во всей красе.
Панно, созданное по заказу дирекции книжного магазина «Кобзарь» в 1988 году, имеет колоссальные размеры: 4,6 на 5,3 метра. Оно представляет собой образец монументальной керамики. Изготовлено из шамота (глины высокотемпературного обжига) на Сумском фарфоровом заводе.
И это далеко не первое покушение на наше художественное достояние и память о возможностях Сумского фарфорового: еще раньше, когда в помещении бывшего магазина «Кобзарь» открылся магазин «Буква», панно хотели снять, но работники культуры в тот раз отстояли его. Теперь, после истории с рекламой и внесения панно в перечень объектов историко-культурного наследия, будем надеяться, что каждый новый арендатор помещения этому произведению искусства перестанет наносить вред.
Оксана Карчева