В таком состоянии главный корпус школы №4 встречает свое 130-летие. Что или кто мешает довести реконструкцию до ума?
В этом году 130-летие с момента своего основания празднует Сумское реальное училище, здание которого долгое время использовалось в качестве главного корпуса школы №4. И уже ровно 20 лет тянется реконструкция этого корпуса, конца-краю которой пока что не видно.
Большое старинное здание красного кирпича на ул. Петропавловская пустует, вызывая недоумение: почему? Немногие знают, что ремонт старого корпуса школы завершен более чем на 70% к зданию подведены новые коммуникации, внутри сделана перепланировка, стены оштукатурены, устроены подвесные потолки и т.д. Но пока оно необитаемо, то разрушается под воздействием природы… и человека: не так давно неизвестные украли несколько пластиковых окон, которые были подарены школе Сумским НПО им. Фрунзе. Крыша, которая со стороны Петропавловской выглядит новой, оказывается, уже нуждается в перестилке: со двора видно, что в ней есть щели, сквозь которые внутрь здания попадает влага.
Но финансирование работ уже несколько лет прекратилось. Поэтому 5-11-е классы продолжают ютиться в более новом корпусе, построенном в 70-х гг., а младшие — в бывшем детском садике «Барвинок» (ул. Петропавловская, 102). В новом корпусе только на двух этажах по четыре настоящих класса, нет отдельных кабинетов физики и химии, а два класса сделаны с помощью фанерных стенок за счет рекреаций. Поскольку нет ни столовой, ни даже оборудованного буфета, дети не получают полноценного питания — только пирожки и сок, продающиеся с лотков.
Тем не менее школа старается держать высокий образовательный уровень. «У нас хорошие дети, много призовых мест занимают не только в городе и области, но и на республиканском уровне, — говорит директор школы Татьяна Волкова. — Мы получаем гранты. Родители называют нашу школу «домашней школой», потому что мы хорошо друг с другом знакомы. И даже переходя в другие школы, дети часто возвращаются назад».
Как рассказала «Данкору» Т. Волкова, когда после революции реальное училище было расформировано, в здании был устроен народный университет. Школа №4 (первоначально — семилетка) появилась в Сумах в 1918 г., но сначала она размещалась в здании №62 на Петропавловской и лишь в 1924 г. перекочевала в помещения реального училища. В 70-х гг., кроме нового корпуса, были достроены столовая и спортзал. Проблем с ремонтом помещений тогда не было — средства выделялись исправно.
Если раньше школа вмещала 800 учеников, то теперь — меньше половины этого количества (367 учеников). И реальных перспектив того, что в ближайшее время ремонт старого корпуса будет завершен, нет.
В справке, выданной школе Сумским областным архивом, сказано, что Сумское реальное училище было открыто в 1873 г. Тогда же и началось строительство здания на Петропавловской, завершенное в 1877 г. Стройка финансировалась в основном на средства сумского земства и пожертвований частных лиц. Почетным попечителем училища был выбран действительный статский советник И. Г. Харитоненко.
В областном архиве также сохранилось заявление директора училища 1896 г. к председателю управы с просьбой выделить средства на ремонт училища.
Сумской краевед Алексей Ленский изучил некоторые документы из Харьковского областного архива (Сумы до 1939 г. относились к Харьковской губернии). Эти документы дают больше информации о создании и деятельности Сумского реального училища.
Как сообщает краевед, в бюджет Министерства народного образования на 1873 г. особой статьей было заложено 360 тыс. руб., которые предполагалось тратить только на реальные училища. Эти заведения, согласно уставу, имели целью «доставлять учащемуся в них юношеству общее образование, приспособленное к практическим потребностям и к приобретению практических познаний». Сумская земская управа приняла решение ходатайствовать перед правительством о создании в городе реального училища, а также об ассигновании и выделении на его создание 30 тыс. руб. Меценаты пожертвовали для этой цели еще 14 тыс. руб. Ходатайство было «уважено» правительством. Поскольку собственного помещения у реального училища еще не было, вышеупомянутые 30 тыс. руб. решили направить на его строительство, а учебное заведение на ближайшие два года разместить в верхнем этаже Александровской гимназии. Но поскольку гимназия перешла в новое здание, то реальное училище поместили в здание бывшего земского училища, которое она занимала. Общая стоимость строительства здания реального училища составила 64 тыс. руб. (еще 20 тыс. руб. предоставило харьковское губернское земство). А. Ленский настаивает: хотя сахарозаводчика И. Г. Харитоненко и выбирали в течение ряда лет почетным попечителем училища, его заслуги в создании этого заведения нет.
Место для строительства реального училища отвели на так называемой Конной площади. Как сообщает А. Ленский, в середине ХVІІІ в. на этом месте, которое находилось за городской чертой, было городское кладбище, позже закрытое. Почему это место пустовало? Видимо, соблюдалось правило столетнего покоя, по которому в течение целого века на месте кладбищ ничего нельзя строить (кроме церковных сооружений). Отвод места выполнили губернский архитектор Толкунов вместе с техником управы Бондаревым, исходя из предполагаемых размеров здания, а также относящейся к нему территории. Она была гораздо больше, чем можно предположить сегодня, ориентируясь только на двор школы №4 и огороженное пространство перед ее старым корпусом. В частности, реальное училище имело большой сад, от которого осталось только несколько старых деревьев во дворе дома №74 на ул. Петропавловская, что стоит через дорогу от старого корпуса школы.
Этот дом, построенный в 1929 г. для работников Завода им. Фрунзе, отделил сад от бывшего училища, а теперь школы. Земля была отдана училищу в 1877 г. Известно, что в саду находился летний театр, который сдавали в аренду заезжим театральным труппам, а также буфет. Представления учащимся можно было смотреть только вместе с родителями, но никак не одним — театральные представления в те времена не считались высоким искусством, к тому же некоторые представители церкви усматривали в них нечто аморальное (видимо, уровень постановок гастролеров не всегда был высоким). В то же время училище имело собственный любительский театр, а также струнный и духовой оркестры. Участок с тыльной стороны училища приобрел его директор Михаил Папков.
В архитектурной справке советских времен значится, что «в архитектуре сохранилась металлическая ажурная кованая лестница и чугунные колонки в вестибюле». (Увы, теперь всего этого нет, а куда оно делось во время «дерибана» школы в начале 90-х гг. — неизвестно.) Первоначально школа отапливалась горячим воздухом, подаваемым из печей, находившихся в цокольном этаже. Написано, что раньше в здании было 16 голландских, 3 калориферных и несколько варистых печей». Позже школу подключили к центральному отоплению.
Владимир Сурков, Оксана Карчева
Развал школы №4 чем-то по своему сценарию напоминает развал СССР, произошедший всего двумя годами раньше.
Как рассказала нынешний директор школы Татьяна Волкова, все началось с того, что стала течь крыша. Но вместо ее ремонта принимается решение о полной реконструкции здания. В решении исполкома Сумского совета народных депутатов от 15.07.1993 г. сказано: в связи с проведением реставрации главного корпуса общеобразовательной школы №4, его необходимо закрыть, а занятия проводить в корпусах №№ 2,3 и филиале школы (бывшем садике №11 «Барвинок»).
Виновато ли тогдашнее руководство школы (в частности, ее тогдашний директор) в том, что проблемы школы не были решены более щадящими и адекватными возможностям бюджета мерами? Сейчас трудно сказать однозначно.
Автор этой публикации, закончивший школу №4 в 1994 г., прекрасно помнит начало «реконструкции» старого корпуса. Наш 11-й класс, как и некоторые другие, переселили в кое-как приспособленное для этих целей полуподвальное помещение нового корпуса. При этом мальчиков активно привлекали к транспортировке школьного имущества, которое списывалось, в частные владения. Помню, как по заданию классного руководителя тащили школьное пианино через дорогу, в дом №3 на ул. Огарева. Телевизоры, компьютеры, видеомагнитофоны, магнитофоны и другая техника также выносились и увозились. И даже паркет разбирался и отправлялся домой к работникам школы… Вскоре главный корпус стал похож на старинный замок из фильма ужасов.
В последующие годы на выгодно расположенное здание претендовали разные организации. Например, Киевский национальный университет культуры и искусств.
Многие выпускники четвертой школы имеют успехи в медицине, педагогике, науке и других сферах деятельности. Школа собирает о них информацию, которую размещает в сборнике материалов «Историю школы пишут ее выпускники». Вот только несколько имен, которые на слуху у сумчан.
К внешнему облику Сум приложил руку и знания Марк Берфман, который прошел путь от мастера и прораба до начальника отделения треста «Сумыхимстрой» и начальника отделения капитального строительства Сумской облгосадминистрации. А с 1999 г. он был главой Сумского облсовета, побывав заместителем главы облсовета и главой Сумской облгосадминистрации. Его трудовой путь был отмечен орденом «За заслуги» III степени, медалью «Ветеран труда», почетными грамотами.
Владимир Лукьяненко — полный кавалер ордена «За заслуги», Герой Социалистического Труда, доктор технических наук, профессор — начинал свой трудовой путь помощником мастера и дошел до должности генерального директора СМПО им. Фрунзе. С 1985-го был министром химического и нефтяного машиностроения СССР. Имеет множество наград, среди которых Госпремия СССР, два ордена Ленина, ордена Октябрьской революции, Трудового Красного Знамени, Св. князя Владимира, «Золотой Меркурий», болгарский орден «100-летие освобождения от османского ига».
Рубен Сумбатов — долгие годы глава, а теперь председатель наблюдательного совета ОАО «Сумстрой», заслуженный строитель УССР, кавалер орденов Трудового Красного Знамени, «За заслуги» III и II степени, дважды лауреат премии Совмина СССР. Немало зданий в Сумах построено именно «Сумстроем».
Стезю врача-инфекциониста выбрал Зиновий Красовицкий — заслуженный врач УССР, доктор медицинских наук, профессор, благодаря которому была организована областная инфекционная больница, создан центр инфектологии и медико-биологических проблем в экологии («Экобинф»). Он автор более ста научных трудов, множества патентов на изобретения. Награжден 2 орденами Красной Звезды, орденами Октябрьской революции, Трудового Красного Знамени, «За заслуги» III степени, Богдана Хмельницкого III степени, медалями.
Тому, чтобы мир стал ярче и красивее, способствуют работы художницы Елены Гладких. Ее картины можно увидеть в разных уголках мира на выставках, в галереях и корпоративных коллекциях...
Реальное училище (от нем. Realschule) — прообраз советских профессионально-технических училищ (ПТУ). Существовали в Германии, дореволюционной России и ряде других стран и представляли собой среднее или неполное среднее учебное заведение, в котором существенная роль отводилась предметам естественного и математического направления. После Октябрьской революции 1917 г. вместо реальных училищ возникли близкие по задачам Школы фабрично-заводского ученичества (ФЗУ), а в 1959-63 гг. — ПТУ.