Спаси и сохрани! Пока хоть что-то осталось, надо принять меры, бьет тревогу сумской краевед Виктор Токарев.
Как известно, в 1892 году закрылось кладбище возле железнодорожного вокзала и для погребения горожан отвели место за железной дорогой. Так появилось Холодногорское кладбище.
Это место может многое рассказать об истории города и горожанах, вот только интерес к нему проявляют, к сожалению, не историки и городские власти, а бомжи и «металлисты».
У сумского краеведа Виктора Токарева были большие сомнения: предавать ли эту тему широкой
огласке. Ведь вместо помощи в сохранении исторического артефакта могут прийти очередные вандалы, которые не будут долго думать, как перенести уникальный, но очень тяжелый памятник, а тупо разобьют его и по частям сдадут на металлолом.
Речь идет об отлично сохранившемся надгробном памятнике с надписью «Здесь погребено тело рабы божией Татьяны Никифоровны Наседкиной», который был отлит еще до революции на Сумском машиностроительном заводе. Это сплошной литой крест на массивной чугунной подставке.
Вандалы сняли памятник со штырей, подняли и сбросили. В таком состоянии мы его и увидели. Вокруг — остатки многочисленных «пиршеств» и прочего мусора. Близость приюта для бездомных делает густо заросшее деревьями заброшенное кладбище отличным местом, где бомжи могут пересидеть день.
Если бы нам под силу было перевернуть памятник другой стороной, возможно, мы узнали бы точные даты и еще какие-нибудь подробности. Но, увы, весит крест не менее тонны, его высота примерно 2,5 м.
— Буквы хорошо отлиты: видно, хорошие мастера делали, с большим опытом, — отмечает краевед. — Вот бы Завод Фрунзе заинтересовался этой темой! Ведь раньше там был музей. Памятник мог бы пополнить его коллекцию — это же образец мастерства сумских машиностроителей, это же традиции. Возможно, на предприятии сохранились журналы заказов, где есть информация о заказчиках.
— О том, что есть такое кладбище, я узнал еще в середине 80-х (кто-то из клуба коллекционеров подсказал) и помчался его обследовать, — вспоминает В.Токарев. — Конечно, тогда такого разорения, как сейчас, не было. Там еще хоронили. Было несколько дореволюционных склепов. Сейчас все они раскопаны и разграблены. Что можно было найти? Кресты, старинные монеты, которые клали покойнику на глаза, евангелия. Кроме того, склепы иногда использовались в качестве семейных тайников. У Наседкиной, скорее всего, тоже что-то было, ведь семья была не бедная. Судя по состоянию грунта, раскопано лет 5-6 назад.
Осмотревшись вокруг, мы увидели довольно-таки хорошо различимые ряды холмиков. На одних могилах стоят кресты, сделанные из металлической трубы (таблички на крестах проржавели до такой степени, что никаких надписей не сохранилось). На других — обелиски (надписи на них свидетельствуют, что люди похоронены в 50-х годах). Каменных памятников единицы (по виду их условно можно отнести к 50-60-м годам прошлого века). Из дореволюционных, если не считать памятника Наседкиной, всего несколько обломков.
Есть до десятка могил, на которых стоят искусственные цветы и заметны следы ухода. Нетрудно представить, каково людям видеть, что прах дорогих им людей покоится практически на свалке.
Как рассказал Виктор Токарев, фамилия Наседкиных ему известна давно. Дело в том, что он с 1980 года коллекционирует… кирпичи, которые производились в Сумах и из которых построены здания прошлых веков. А братья Кирилл и Иван Наседкины, приехавшие в Сумы с Курщины примерно в конце XIX века, стали известны в городе как владельцы двух кирпичных заводов.
— По архивным документам, всего в Сумском уезде до революции было 98 кирпичных заводов. В моей коллекции 43 основных вида кирпича с клеймами, есть и разновидности. Самый старый — 1696 года, из фундамента Воскресенской церкви. Он же самый большой и самый тяжелый (весит почти 7 кг), — говорит коллекционер. — Клейма — это свидетели развития кирпичного производства. К примеру, кирпич с надписью «КН» произведен на кирпичном заводе Кирилла Наседкина, а «ИН» — Ивана Наседкина. Заводы Наседкиных находились за чертой города (сейчас это промзона Курского микрорайона). Там же были карьеры, где брали глину и песок. Я даже в Харьковской области встречал кирпич с клеймами Наседкиных. И в Сумах много домов было по-строено из их кирпича. К примеру, тюрьма на ул. Горького (до революции ул.Суджанская) построена из семи видов кирпича, в том числе и с клеймами Наседкиных. При строительстве Троицкой церкви, по архивным источникам, использовалось не меньше пяти-шести видов, в том числе и кирпич Наседкиных. Что интересно: при строительстве Троицкой церкви использовали еще и полый кирпич, который везли аж из Крыма. Все сумские производители кирпича писали на клеймах только инициалы, и лишь Харитоненко писал фамилию полностью: «П.Харитоненко». У меня есть такой кирпич, я его купил у коллекционера.
Производство кирпича в Сумах было делом прибыльным. Кирпич стоил 30-60 руб. за тысячу. На кирпичных заводах, как правило, работало 50-70 человек, платили им 40-60 копеек в день — это меньше, чем на сахарных заводах (80-90 копеек в день). В год хозяин кирпичного завода зарабатывал в среднем 20-30 тыс. рублей (в современом гривневом эквиваленте это миллионные прибыли).
Кем приходится братьям похороненная на заброшенном кладбище Татьяна Никифоровна Наседкина, пока неизвестно. Но известно, что дома, расположенные недалеко от кладбища (начиная от перекрестка Курского проспекта и улицы Воровского до железнодорожного переезда), принадлежали семье Наседкиных. Раньше вся территория была огорожена забором. Там были различные службы, подсобные помещения, конюшни, дома для рабочих, имелся большой сад.
— На чердачной двери одного из домов было вырезано «1894 год». На одном доме висела жестяная табличка страхового общества «Россия», — рассказывает В.Токарев. — А в доме, что на углу, была печь с изразцами. 20 лет назад я просил, умолял живущих там людей: покажите, дайте хоть сфотографировать! Мне интересно было посмотреть рисунки на плитке. Не дали. А потом лет через десять смотрю — все выброшено, обломки кирпича валяются возле дома (я их подобрал), а облицовочной плитки уже не было.
Неуважение к захоронениям в Сумах — обычное явление. Как известно, на бывших кладбищах проложена часть дороги по ул.Привокзальная (от перекрестка пр.Шевченко и ул.Леваневского до вокзальной площади), часть дороги по Харьковской (в районе остановки «Ул.Парижской Коммуны»). Даже здание епархиального управления на Соборной стоит на месте бывшего городского кладбища.
В биографическом словаре «Зодчие Курского края XVII-XXI веков», изданном в 2003 году в Курском государственном университете (автор — Елена Холодова), имеются сведения об отце Кирилла и Ивана Наседкиных:
«Лаврентий Наседкин — село Марьино Льговского уезда Курской губернии — каменных дел мастер. Крепостной князей Барятинских. Совместно с сыновьями Иваном и Кириллом изготовлял кирпич и принимал участие в строительстве дворца в имении князей Барятинских «Марьино» Льговского уезда Курской губернии. На могиле мастера был установлен памятник (разрушен в годы Второй мировой войны)».
Лиса
Да уж... А сколько домов стоит на месте захоронений! Вот и опять - строят новый дом на месте массового захоронения военного времени - за Александровской гимназией по пер. Институтскому. И продадут потом людям за сумасшедшие бабки как элитное жилье... Жуть!
Сергей Тихенко
Виктор Токарев запамятовал....Слишком много он хранит в голове сумской истории. На заседании исторического клуба я ему показывал медную табличку. На ней надпись " 35 железных оконных рам для храма сего сооружены в г.Сумах Харьковской губернии и пожертвованы женою 2-й гильдии купца Татьяной Никифоровной Наседкиной 26 февраля 1912 г." Табличка сейчас находится у одного из сумских коллекционеров.
А храм-это наша жемчужина-Троицкий храм на одноименной улице. Хоть бы прихожане и священники церкви проявили внимание и сострадание к Наседкиной.
Мимо идущий
в этом году там просеку сделали - неизвестно с какой целью. Вряд ли для улушения кладбища.