Пишите и издавайтесь

Ко Всемирному дню писателя, который празднуется 3 марта, «Данкор» поговорил с сумскими пишущими людьми, чтобы разузнать, кого и на каком основании можно считать писателем и что побуждает людей писать.

Конечно, не все, с кем мы общались на эту тему, имеют официальный статус писателя. Но все они пишут. Или печатают написанное. Или продают напечатанное. Итак, мы предлагаем вашему вниманию интервью с людьми, которые помогли нам с разных сторон посмотреть на писательскую деятельность.

«Испечь» писателя

Евгений Положий не считает себя профессиональным писателем, т.к. не зарабатывает литературой на жизнь. Поэтому он назвал себя «просто писателем» — ведь на его счету уже несколько изданных и проданных книг, а сейчас на подходе еще одна — «Дядечко на ім`я Бог».
Ее он намерен продвигать «по-взрослому», с помощью издательства украинского уровня.
Писать Евгения, по его словам, заставляют сострадание и ненависть. В общем, это такая внутренняя потребность — писать. Но Положий считает: чтобы называться писателем, писать мало — надо, чтобы написанное еще и читали.

— Я думаю, ставить знак равенства между понятием «член Союза писателей» и «писатель» — это наивно. Писатель — это человек, книги которого читает достаточно большое количество людей. В Украине таких людей мало.

Мы спросили: просто ли человеку пишущему получить читательскую аудиторию? Как это сделать?

— Действительно, заходишь в книжный магазин, видишь огромные полки с большим количеством шикарнейших книг и думаешь: «Ну что нового можно сказать миру, чем удивить?» — ответил Евгений. — Если говорить об украинском писателе, то ему «достучаться» до читателя в контексте такого литературного разнообразия очень сложно. Кроме того, что нужно делать качественные тексты, необходима и доля удачи. С другой стороны, сейчас украинские издательства начинают работать по-новому, продавая не столько книги, сколько имена писателей, превращая их в бренды. Многие известные украинские писатели идут впереди своих книг, и книги за ними частенько не успевают. Парадоксальная ситуация: все знают, кто такой Андрухович, но мало кто читал его книги.

По словам Положия, сегодня многое зависит от грамотного маркетинга издательств: писателей «пекут» так же, как эстрадных звезд. В качестве примера Евгений привел популярного ныне Коэльо:

- Опубликованный в Испании роман Пауло Коэльо «Алхимик» долго оставался лишь одним из многих, продалось совсем немного. Но когда его делами занялась американская PR-контора, то через два года роман был переиздан, и продалось уже три миллиона экземпляров.

Положий посетовал на то, что в Украине этот рынок еще только формируется. Но выразил надежду на скоре перемены к лучшему:

— Я чувствую, что лет через пять придут хорошие украинские романы. Если этого не случится, то украинская литература вообще не случится. Нет романа — нет литературы. Несмотря на сияние многих «звезд», пока что к литературе все это не имет отношения. К окололитературному процессу — да. Но к книге — нет.

— Мои книги хорошо продаются во Львове на Форуме издателей. — поделился опытом Положий. — Это было связано и с тем, что в 2002 г. книга «Обрати янгола» имела и политический контекст, и с тем, что мы использовали некоторые рекламные ходы, которые никто для раскрутки книг у нас не использовал.
И за следующей книгой «Мери и ее аэропорт» уже стояли очереди, хотя я и сотрудничал с издательством «Университетская книга», которое не занимается розничной продажей художественной литературы, у него несколько иная специфика. Работая над новым романом, я четко ориентировался на будущее сотрудничество с большим украинским издательством. Я хочу, чтобы книгой занимались, ее продвигали, оплачивали туры, подавали ее на разные конкурсы. Однако, далеко не факт, что я заключу с кем-то из „больших” контракт, если условия будут не выгодными.

Сочинитель из Сети

Владислав Ивченко публикует свои литературные тексты сам — в интернете. Благо сайтов, предоставляющих такую возможность каждому желающему, много. А для литературы, существующей в Сети, уже и термин специальный придумали — «сетература». Сам себя к писателям Ивченко не относит, довольствуясь статусом «сочинителя», а о литературе говорит «без придыхания»:

— Да, раньше, например, говорили, что «поэт в России — больше, чем поэт». Но я считаю, что это плохо, он не должен быть ни больше, ни меньше — а ровно столько. К тому же сейчас изменилось отношение общества к литературе. Это раньше, если люди не читали Толстого или Чехова, они не признавались в этом, потому что было стыдно. А сейчас человек говорит: «Не читал — и читать не буду. Я смотрю телевизор, и мне этого хватает!» Массовый вкус становится нормой, которой хвалятся. Вдобавок число читающих резко снизилось, литература становится достаточно маргинальным видом искусства. Это происходит потому, что литература — это досуг, подразумевающий наибольшее количество усилий, которые на него надо затрачивать. А люди стремятся на досуге расслабляться. Музыку, например, можно слушать между делом. В кино можно сходить компанией, поесть попкорна, выпить пива. А чтобы читать книгу, надо напрягать глаза и мозги. И книга — это индивидуально, ее в компании не почитаешь.

Но, несмотря на такие взгляды, сам Ивченко пишет. И объясняет это так:

— Основная причина того, что я пишу, — это удовольствие, которое я получаю от создания текстов, от придумывания. Маяковский говорил, что «поэзия — это езда в незнаемое», проза тоже. Когда начинаешь рассказ, не знаешь, куда текст тебя выведет. Это каждый раз как приключение. Плюс еще получаю удовольствие, когда люди читают эти тексты и как-то реагируют на них. Отдача очень интересна, соотносишь восприятие других людей со своим.
Вообще, я вижу два похода к писательству: первый заключается в том, что оно понимается как какой-то подвиг, как говорил украинский писатель Олесь Гончар, «рабство на творческих галерах». И это рабство подразумевает воздаяние: славу, деньги и пр. А другая позиция, которой лично я придерживаюсь, такая: если тебе не нравится писать, зачем же это делать? Сложно что-то сделать, если не будет драйва. Если тебя самого текст не впечатляет, то кому он нужен?

Мы также поговорили о достоинствах и недостатках интернета как возможности публикации литературных произведений. С одной стороны (по опыту Ивченко), опубликовать произведение в Сети очень просто и сделать это может каждый. К тому же читательских отзывов долго ждать не приходится — их тут же размещают под текстом. С другой стороны, твое произведение теряется в сотнях других, публикуемых ежедневно. И, в отличие от книги, напечатанной на бумаге и заключенной в красивую обложку, не подержишь в руках и не подаришь никому — это не вещь.

Правда, из Сети тоже есть выход на бумагу: так, редакции нескольких журналов после ознакомления с творчеством Ивченко в интернете предложили автору напечататься у них. Он согласился.

Писатель — это ответственность

Так считает Александр Вертиль, председатель Сумской областной организации Союза писателей Украины. Он говорит:

— В моем понимании писатель — это человек, на котором лежит особое бремя. Для того чтобы писать, нужно иметь в виду, что написанное тобой будут читать многие. Конечно, если пишешь «для себя» — это одно, а если для читателей — это другое. Это накладывает большую ответственность. А во-вторых, писать надо тогда, когда есть о чем написать и у человека есть определенный литературный уровень. Таким образом, писатель — это пишущий человек, который обладает чувством ответственности перед читателем и перед собой и который может сказать что-то новое, необычное, оригинальное.

По этому принципу Александр Вертиль различает литературу «настоящую» и «ненастоящую»:

— Разные боевики, триллеры, детективы — они повышают адреналин в крови, и только. Такую литературу читаешь, чтобы просто убить время. А настоящая литература подразумевает сопереживание, она зовет к чему-то светлому, хорошему, вечному.

Сейчас, чтобы опубликоваться, достаточно располагать финансами. Если есть деньги, которые ты можешь заплатить издательству — считай, что тебя уже напечатали. Редкие издательства обращают внимание на художественную ценность материала, который к ним поступает. Если двадцать лет назад, чтобы опубликоваться, надо было пройти три закрытых рецензии, то сейчас никаких идеологических препятствий для этого не существует. Теперь, когда все идеологические шлюзы подняты, к читателю хлынула вся литература подряд и произведения высокого художественного уровня теряются в общем потоке.

Мы поинтересовались, зачем существует Союз писателей и есть ли смысл в него вступать пишущим людям.

— Сейчас нет отбоя от желающих вступить в Союз писателей Украины, — сказал Александр Васильевич. — Пять-семь человек в месяц приходят с книгами, рукописями и просят рассмотреть их кандидатуры. В то же время сегодня членство в Союзе не дает ничего, кроме морального удовлетворения от того, что ты в одном ряду с такими литературными мэтрами, как Драч, Павлычко, Яворивский, Олийнык — кого не назвал, пусть меня простят. Я считаю, что Союз сегодня объединяет действительно талантливых людей и по возможности поддерживает их.

По теме: Самые продаваемые

У украинского русскоязычного писателя Андрея Куркова репутация самого продаваемого автора в Восточной Европе. Он же самый продаваемый писатель в Украине. По словам Андрея Куркова, максимальная сумма, которую он когда-либо зарабатывал, — 250 тыс.
дол. Для этого нужно продать как минимум 200 тыс. экземпляров книги в странах Западной Европы и Америки. Правда, в прошлом году его переплюнул Виктор Ющенко с 504 тыс. дол. «авторских гонораров».

Что касается продаваемости российских авторов, то лидерами являются Дарья Донцова и Борис Акунин. Общий тираж произведений Донцовой за 2006 год составил почти 10 миллионов экземпляров. Второе место в рейтинге занимает Татьяна Устинова, затем следуют Юлия Шилова и Борис Акунин — они издавались тиражом свыше 2,5 миллиона экземпляров. А в прошлом году российский рейтинг «Forbes» включил Донцову (доход 1,6 млн. дол.) и Акунина (доход 1,7 млн. дол.) в список 50-и самых популярных и состоятельных российских литературных звезд.

Владимир Сурков, газета "Данкор"
Фото

view counter
view counter
view counter
Загружаем курсы валют от minfin.com.ua
Озі: Голос лісу (Тім Гарпер, 2023)
Озі: Голос лісу (Тім Гарпер, 2023)
Кино Кінопалац "Дружба"
12.10
Бітлджюс Бітлджюс (Тім Бертон, 2024)
Бітлджюс Бітлджюс (Тім Бертон, 2024)
Кино Планета Кіно
13.00
Quartetto (мала сцена)
Quartetto (мала сцена)
Театр Сумський національний академічний театр драми та музичної комедії ім.М.Щепкіна
18.00
Пісні, які співають усі
Пісні, які співають усі
Концерты Сумська обласна філармонія
18.00
18
У Сумах пройшов благодійний ярмарок на підтримку ЗСУ з нагоди Дня Конституції України
У Сумах пройшов благодійний ярмарок на підтримку ЗСУ з нагоди Дня Конституції України
У Сумах пройшов благодійний ярмарок на підтримку ЗСУ з нагоди Дня Конституції України
У Сумах пройшов благодійний ярмарок на підтримку ЗСУ з нагоди Дня Конституції України
У Сумах пройшов благодійний ярмарок на підтримку ЗСУ з нагоди Дня Конституції України
У Сумах пройшов благодійний ярмарок на підтримку ЗСУ з нагоди Дня Конституції України
19
Суми. Вечірні враження
Суми. Вечірні враження
Суми. Вечірні враження
Суми. Вечірні враження
Суми. Вечірні враження
Суми. Вечірні враження
30
День вишиванки - 2022
День вишиванки - 2022
День вишиванки - 2022
День вишиванки - 2022
День вишиванки - 2022
День вишиванки - 2022

Вы можете отметить интересные вам фрагменты текста, которые будут доступны по уникальной ссылке в адресной строке браузера.