Конечно, не все, с кем мы общались на эту тему, имеют официальный статус писателя. Но все они пишут. Или печатают написанное. Или продают напечатанное. Итак, мы предлагаем вашему вниманию интервью с людьми, которые помогли нам с разных сторон посмотреть на писательскую деятельность.
Евгений Положий не считает себя профессиональным писателем, т.к. не зарабатывает литературой на жизнь. Поэтому он назвал себя «просто писателем» — ведь на его счету уже несколько изданных и проданных книг, а сейчас на подходе еще одна — «Дядечко на ім`я Бог».
Ее он намерен продвигать «по-взрослому», с помощью издательства украинского уровня.
Писать Евгения, по его словам, заставляют сострадание и ненависть. В общем, это такая внутренняя потребность — писать. Но Положий считает: чтобы называться писателем, писать мало — надо, чтобы написанное еще и читали.
— Я думаю, ставить знак равенства между понятием «член Союза писателей» и «писатель» — это наивно. Писатель — это человек, книги которого читает достаточно большое количество людей. В Украине таких людей мало.
Мы спросили: просто ли человеку пишущему получить читательскую аудиторию? Как это сделать?
— Действительно, заходишь в книжный магазин, видишь огромные полки с большим количеством шикарнейших книг и думаешь: «Ну что нового можно сказать миру, чем удивить?» — ответил Евгений. — Если говорить об украинском писателе, то ему «достучаться» до читателя в контексте такого литературного разнообразия очень сложно. Кроме того, что нужно делать качественные тексты, необходима и доля удачи. С другой стороны, сейчас украинские издательства начинают работать по-новому, продавая не столько книги, сколько имена писателей, превращая их в бренды. Многие известные украинские писатели идут впереди своих книг, и книги за ними частенько не успевают. Парадоксальная ситуация: все знают, кто такой Андрухович, но мало кто читал его книги.
По словам Положия, сегодня многое зависит от грамотного маркетинга издательств: писателей «пекут» так же, как эстрадных звезд. В качестве примера Евгений привел популярного ныне Коэльо:
- Опубликованный в Испании роман Пауло Коэльо «Алхимик» долго оставался лишь одним из многих, продалось совсем немного. Но когда его делами занялась американская PR-контора, то через два года роман был переиздан, и продалось уже три миллиона экземпляров.
Положий посетовал на то, что в Украине этот рынок еще только формируется. Но выразил надежду на скоре перемены к лучшему:
— Я чувствую, что лет через пять придут хорошие украинские романы. Если этого не случится, то украинская литература вообще не случится. Нет романа — нет литературы. Несмотря на сияние многих «звезд», пока что к литературе все это не имет отношения. К окололитературному процессу — да. Но к книге — нет.
— Мои книги хорошо продаются во Львове на Форуме издателей. — поделился опытом Положий. — Это было связано и с тем, что в 2002 г. книга «Обрати янгола» имела и политический контекст, и с тем, что мы использовали некоторые рекламные ходы, которые никто для раскрутки книг у нас не использовал.
И за следующей книгой «Мери и ее аэропорт» уже стояли очереди, хотя я и сотрудничал с издательством «Университетская книга», которое не занимается розничной продажей художественной литературы, у него несколько иная специфика. Работая над новым романом, я четко ориентировался на будущее сотрудничество с большим украинским издательством. Я хочу, чтобы книгой занимались, ее продвигали, оплачивали туры, подавали ее на разные конкурсы. Однако, далеко не факт, что я заключу с кем-то из „больших” контракт, если условия будут не выгодными.
Владислав Ивченко публикует свои литературные тексты сам — в интернете. Благо сайтов, предоставляющих такую возможность каждому желающему, много. А для литературы, существующей в Сети, уже и термин специальный придумали — «сетература». Сам себя к писателям Ивченко не относит, довольствуясь статусом «сочинителя», а о литературе говорит «без придыхания»:
— Да, раньше, например, говорили, что «поэт в России — больше, чем поэт». Но я считаю, что это плохо, он не должен быть ни больше, ни меньше — а ровно столько. К тому же сейчас изменилось отношение общества к литературе. Это раньше, если люди не читали Толстого или Чехова, они не признавались в этом, потому что было стыдно. А сейчас человек говорит: «Не читал — и читать не буду. Я смотрю телевизор, и мне этого хватает!» Массовый вкус становится нормой, которой хвалятся. Вдобавок число читающих резко снизилось, литература становится достаточно маргинальным видом искусства. Это происходит потому, что литература — это досуг, подразумевающий наибольшее количество усилий, которые на него надо затрачивать. А люди стремятся на досуге расслабляться. Музыку, например, можно слушать между делом. В кино можно сходить компанией, поесть попкорна, выпить пива. А чтобы читать книгу, надо напрягать глаза и мозги. И книга — это индивидуально, ее в компании не почитаешь.
Но, несмотря на такие взгляды, сам Ивченко пишет. И объясняет это так:
— Основная причина того, что я пишу, — это удовольствие, которое я получаю от создания текстов, от придумывания. Маяковский говорил, что «поэзия — это езда в незнаемое», проза тоже. Когда начинаешь рассказ, не знаешь, куда текст тебя выведет. Это каждый раз как приключение. Плюс еще получаю удовольствие, когда люди читают эти тексты и как-то реагируют на них. Отдача очень интересна, соотносишь восприятие других людей со своим.
Вообще, я вижу два похода к писательству: первый заключается в том, что оно понимается как какой-то подвиг, как говорил украинский писатель Олесь Гончар, «рабство на творческих галерах». И это рабство подразумевает воздаяние: славу, деньги и пр. А другая позиция, которой лично я придерживаюсь, такая: если тебе не нравится писать, зачем же это делать? Сложно что-то сделать, если не будет драйва. Если тебя самого текст не впечатляет, то кому он нужен?
Мы также поговорили о достоинствах и недостатках интернета как возможности публикации литературных произведений. С одной стороны (по опыту Ивченко), опубликовать произведение в Сети очень просто и сделать это может каждый. К тому же читательских отзывов долго ждать не приходится — их тут же размещают под текстом. С другой стороны, твое произведение теряется в сотнях других, публикуемых ежедневно. И, в отличие от книги, напечатанной на бумаге и заключенной в красивую обложку, не подержишь в руках и не подаришь никому — это не вещь.
Правда, из Сети тоже есть выход на бумагу: так, редакции нескольких журналов после ознакомления с творчеством Ивченко в интернете предложили автору напечататься у них. Он согласился.
Так считает Александр Вертиль, председатель Сумской областной организации Союза писателей Украины. Он говорит:
— В моем понимании писатель — это человек, на котором лежит особое бремя. Для того чтобы писать, нужно иметь в виду, что написанное тобой будут читать многие. Конечно, если пишешь «для себя» — это одно, а если для читателей — это другое. Это накладывает большую ответственность. А во-вторых, писать надо тогда, когда есть о чем написать и у человека есть определенный литературный уровень. Таким образом, писатель — это пишущий человек, который обладает чувством ответственности перед читателем и перед собой и который может сказать что-то новое, необычное, оригинальное.
По этому принципу Александр Вертиль различает литературу «настоящую» и «ненастоящую»:
— Разные боевики, триллеры, детективы — они повышают адреналин в крови, и только. Такую литературу читаешь, чтобы просто убить время. А настоящая литература подразумевает сопереживание, она зовет к чему-то светлому, хорошему, вечному.
Сейчас, чтобы опубликоваться, достаточно располагать финансами. Если есть деньги, которые ты можешь заплатить издательству — считай, что тебя уже напечатали. Редкие издательства обращают внимание на художественную ценность материала, который к ним поступает. Если двадцать лет назад, чтобы опубликоваться, надо было пройти три закрытых рецензии, то сейчас никаких идеологических препятствий для этого не существует. Теперь, когда все идеологические шлюзы подняты, к читателю хлынула вся литература подряд и произведения высокого художественного уровня теряются в общем потоке.
Мы поинтересовались, зачем существует Союз писателей и есть ли смысл в него вступать пишущим людям.
— Сейчас нет отбоя от желающих вступить в Союз писателей Украины, — сказал Александр Васильевич. — Пять-семь человек в месяц приходят с книгами, рукописями и просят рассмотреть их кандидатуры. В то же время сегодня членство в Союзе не дает ничего, кроме морального удовлетворения от того, что ты в одном ряду с такими литературными мэтрами, как Драч, Павлычко, Яворивский, Олийнык — кого не назвал, пусть меня простят. Я считаю, что Союз сегодня объединяет действительно талантливых людей и по возможности поддерживает их.
У украинского русскоязычного писателя Андрея Куркова репутация самого продаваемого автора в Восточной Европе. Он же самый продаваемый писатель в Украине. По словам Андрея Куркова, максимальная сумма, которую он когда-либо зарабатывал, — 250 тыс.
дол. Для этого нужно продать как минимум 200 тыс. экземпляров книги в странах Западной Европы и Америки. Правда, в прошлом году его переплюнул Виктор Ющенко с 504 тыс. дол. «авторских гонораров».
Что касается продаваемости российских авторов, то лидерами являются Дарья Донцова и Борис Акунин. Общий тираж произведений Донцовой за 2006 год составил почти 10 миллионов экземпляров. Второе место в рейтинге занимает Татьяна Устинова, затем следуют Юлия Шилова и Борис Акунин — они издавались тиражом свыше 2,5 миллиона экземпляров. А в прошлом году российский рейтинг «Forbes» включил Донцову (доход 1,6 млн. дол.) и Акунина (доход 1,7 млн. дол.) в список 50-и самых популярных и состоятельных российских литературных звезд.