Художник Леонтий Костур носит бороду и оранжевые джинсы с французским логотипом. Он невысокий и коренастый, выглядит на свои 59 лет, но пока мы с ним разговариваем, молодеет лет на тридцать. Во дворе у него клубника, на крылечке лежит белая кошка с котятами. Милая картинка.
Дом у Леонтия Костура — в городском парке, рядом с «Юбилейным». В доме — много деревянных дверей, будто снятых с петель колхозной фермы. Есть антикварный сундук — в подобном моя бабушка хранила рукоделие. И советский полированный шкаф, из которого вываливаются вещи.
Леонтий Костур — сельский 2еврей2, которого выгнали из двух институтов, признали психически нездоровым в Луганске и мертвым — в России. Он жил в монастыре, спал на крыше театрального института музыки и кинематографии, продал советскому Шерлоку Холмсу (Ливанову) свою графику за 15 рублей. Житейских историй у Костура — масса. Спрашиваю: «Это все — правда?» А он мне хитро улыбаясь: «Я всегда говорю правду, даже женщинам».
Женщина у Костура почти всегда крестьянка. «Это и мать, и женщина, и работник сельского труда», — поясняет автор. На одной картине бабу в платке пронзил серп, другая, глиняная, держит на коленях ступу, третья сидит на лошадке, обхватив голову руками, и так далее...
«А мне сказали, что у вас работы эротического содержания», — говорю ему. «Кто сказал!?» — удивляется Костур. — Может быть, имелось в виду вот это?», — вспоминает художник и демонстрирует «раннюю» графику. Сюжет: комната в общежитии, две кровати. На одной грустно смотрит в потолок одетый мужчина, на другой — обнаженная девушка лежит на животе. «Это про половое созревание», — комментирует художник. «Разве? Этот мужчина — умудренный опытом, уставший...» — говорю я. Костуру нравится, когда зрители сами объясняют его работы.
«В двадцать лет я уже был очень уставший от жизни». Ну что тут возразишь?! Разглядываем керамические фигурки. «Почему у вас все время волки и коровы вместе с людьми?» — спрашиваю. «Потому что человек и животное пока не могут друг без друга. И мир существует в этой взаимосвязи: человек — животное»,- отвечает Костур, кажется, предельно серьезно.
В общем, все творчество Костура такое — иронично-архаичное. Вот только одна работа, очень трогательная, из ряда выбивается. Маленький мальчик обнимает высокое, очень прямое дерево. Вверху оно сильно освещено, и этот свет падает на мальчика. «Эти деревья у меня на родине называются «лепехи», — начинает было Леонтий Феофанович и тут же, быстро передумав, обрывает воспоминания о наивном детстве — юношеские мечты не всегда сбываются».
В доме по адресу пер.Стадионный, 2 хранится около 250 авторских работ Л.Ф.Костура. Экспозиция называется «Терракота» — это глина, из которой вылеплены фигурки. Такой дом-музей — уникальное культурное явление, которому нет аналогов в Украине. Костур считает, что художник должен иметь свой музей при жизни.
Леонтий Феофанович показывал свои работы многим специалистам в Киеве, везде его оценивают высоко и предлагают выставляться бесплатно. Например, в Национальном музее изобразительного искусства, музее И.Кавалеридзе. Единственное место, где художника предупредили, что аренда зала на месяц стоит 2000 евро в месяц, — Национальный русский музей.
Свои работы Костур не продает. Он считает, что рыночная цена на его работы пока не сформирована. Керамической скульптурой занимается последних 3,5 года. В Сумах живет 15 лет. Леонтий Костур построил печь для обжига, в которой можно обжечь скульптуру до метра высотой.
Сергей
очень интересно!"
Текливчане
Земляк, мы рады что у тебя все хорошо. От скульптур твоих мы в восторге. Швецы и Мигалевские.
imyourfriend
Череп коровы. Сейчас же побегу ставить домой