Курортный сезон уже на старте, и, наверное, многие из нас планируют провести свой отпуск на морском побережье где-нибудь в Крыму или за границей. Специально для наших читателей ведущий специалист управления по делам защиты прав потребителей Андрей Шкарин рассказал, на что обратить внимание при заказе путевки.
К примеру, вам приглянулось несколько туров. О каждом из них вам должны предоставить полную информацию, причем в доступной форме, то есть на государственном языке и никаких там аббревиатур на английском, типа AI (All Inclusive — все включено).
Согласно Закону Украины «О туризме», до составления договора на туристическое обслуживание вам должны предоставить следующую информацию:
— основные требования к оформлению въездных/выездных документов (паспорт, виза, разрешение на выезд ребенка) и сроки их оформления;
— медицинское предупреждение относительно туристической поездки: противопоказания в связи с определенными болезнями;
— данные о туроператоре (агенте): его местонахождение, почтовые реквизиты, наличие лицензии на осуществление туристической деятельности, сертификатов соответствия.
Законодательством определено (ст. 20 ЗУ «О туризме»), что до начала предоставления туристических услуг некоторая информация предоставляется по требованию потребителя, то есть если вы спросите. Поэтому обязательно расспросите в турфирме о дате и времени начала и окончания туристического обслуживания. О транспорте, который доставит вас на место отдыха (его вид, категория), входят ли в стоимость путевки экскурсии, о самих экскурсиях.
И самое важное — отель и питание. В этом году управление по делам защиты прав потребителей проверило ряд сумских туристических фирм, и во многих из них были выявлены нарушения, связанные именно с договором: туроператоры дают информацию об организации питания и типах номеров на английском языке, либо вообще не предоставляют ее туристу.
Потребуйте не просто показать вам красивые картинки из интернета, как часто делают операторы, а подробно описать номер (что значит двухместный: две кровати или одна общая, предусмотрена ли дополнительная кровать для ребенка и т.д.). И обязательно расспросите, где, сколько раз и чем вас будут кормить.
Также по вашему требованию в турфирме вам должны рассказать об обычаях местного населения, памятниках природы, истории, культуры, состоянии окружающей среды, санитарной и эпидемиологической обстановке места, куда вы собираетесь отправиться.
Узнайте минимальное количество туристов в группе и сроки информирования вас о том, что туристическая поездка не состоится из-за недобора группы.
Расспросите об организации, осуществляющей страхование рисков, связанных с туробслуживанием (размер, порядок и условия выплаты страховки).
Итак, вас все устраивает, и вы решаетесь заключить договор. Помните, что все рассказанное вам о туре должно быть внесено в договор. После оплаты тура не забудьте взять чек.
1.Когда меняются условия договора
Как турист, так и туристическая фирма может требовать внесения изменений в договор или его расторжения, но в связи с существенными изменениями обстоятельств, из которых они исходили при его составлении. К существенным изменениям обстоятельств относятся: ухудшение условий путешествия и изменение его сроков, непредвиденное увеличение транспортных тарифов, увеличение ставки налогов, сборов и других обязательных платежей, резкое изменение курса национальных валют или другие обстоятельства, но по договоренности сторон.
2.Когда можно отказаться от путешествия
Турист имеет право отказаться от путевки до начала путешествия при условии компенсации турфирме затрат на услуги, предоставленные до сообщения о разрыве договора.
3. Может ли туроператор изменить цену путевки
Изменение цены тура возможно лишь при условии существенных изменений обстоятельств, но не позднее, чем за 10 дней до начала тура, если его длительность больше 10 дней и не позднее, чем за 5 дней если тур длится 2–10 дней. При этом увеличение цены путевки не может превышать 5 процентов первоначальной цены. В случае увеличения цены путевки больше чем на 5% турист имеет право отказаться от путешествия, а турфирма обязана вернуть ему деньги.