(Не) разрешай и властвуй: коррупционные правила в действии

Эксперты USAID пролили свет на возможные причины затягивания сумскими чиновниками продления разрешений операторам внешней рекламы.

«Должностные лица по собственному усмотрению могут принимать решения о продлении срока действия разрешения с целью получения неправомерной выгоды», – так эксперты оценили возможные последствия процедуры продления, выписанной в «Правилах размещения внешней рекламы на территории города Сумы». Эти Правила были приняты сумским исполкомом еще при Януковиче, но новой власти они тоже нравятся. А какая «неправомерная выгода» от рекламистов может быть в преддверии выборов, объяснять нет необходимости.

Отменить нельзя оставить

То, о чем полтора года говорили рекламисты, подтвердили теперь и общественные эксперты проекта USAID «Впевнений бізнес – заможна громада»: Решение исполкома Сумского горсовета от 17 декабря 2013 года №650 «О введении Правил размещения внешней рекламы на территории города Сумы» содержит коррупционные риски и противоречит Конституции и законам Украины. Подвергнув данный документ антикоррупционной экспертизе, они рекомендуют отменить его. В то время как чиновники утверждают, что Правила хороши, только их надо немного доработать.

Публичная презентация результатов антикоррупционной общественной экспертизы и дискуссия рекламистов с представителями городской власти (уже вторая по счету за месяц) состоялась в выставочном центре Торгово-промышленной палаты 31 июля. «Круглый стол» проводился в рамках проекта USAID «Впевнений бізнес – заможна громада» при участии регионального партнера проекта - Сумской областной общественной организации «Союз предпринимателей, арендаторов и собственников Сумской области». От власти в «круглом столе» принимали участие Виктор Волонтырец (на время отсутствия мэра исполнявший его обязанности), новый-старый директор департамента градостроительства и земельных отношений Анатолий Жук и чиновники его департамента.

Пока без перемен

Как рассказали рекламисты в кулуарах мероприятия, первый «круглый стол» с властью, состоявшийся 7 июля, где мэр Александр Лысенко обещал заняться упорядочением этой сферы деятельности, существенных результатов не дал. Исполком по-прежнему не принял решение о продлении разрешений. Да и «Правила размещения внешней рекламы», ставшие причиной постоянных конфликтов и судебных разбирательств, продолжают действовать. Разве что была создана экспертная группа во главе с секретарем Сумского горсовета Татьяной Гончаренко, куда привлекли операторов рынка внешней рекламы. До 10 августа группа должна представить свои предложения по урегулированию конфликта, который продолжается со времени вступления в действие вышеупомянутых Правил.

- Действительно, полтора года назад возникли противоречия между предпринимателями, работающими в сфере наружной рекламы, и властью, которые выливаются в судебные разбирательства, - признал В.Волонтырец. – Сейчас мы подходим не к отмене этих Правил, а внесению изменений. Исполком может вносить отдельные изменения. К примеру, по части зонирования есть отдельные позиции. Я считаю: должно быть общественное обсуждение. Свои предложения могут вносить эксперты. Инициаторами изменений могут быть и субъекты хозяйствования.

Анатолий Жук напомнил о выигранных судебных разбирательствах, что, по его мнению, является подтверждением соответствия Правил законодательству. Но ему тут же напомнили, что шесть пунктов этих Правил в судебном порядке рекламистам удалось отменить, но чиновники даже не потрудились исполнить решение суда.

Татьяна Гончаренко признала, что правила ведения бизнеса в этой сфере не одинаковы для всех, в то время как они должны быть универсальны.

- Системный подход должен быть прописан один раз для всех, - отметила она.

Если чиновники говорят о возможной коррекции старых Правил, то эксперты рекомендуют разработать новые, соответствующие законодательству и исключающие коррупционные риски, выявленные во время экспертизы.

А именно…

Эксперты Богдан Мосунов и Алексей Литвинов (общественная организация «Институт общественной экспертизы», г.Днепропетровск) в Правилах обнаружили ряд непредусмотренных законодательством норм, которые дают возможность чиновникам получать т.н. неправомерную выгоду (по-простому – взятки). Например, предусматривается создание комиссии по вопросам размещения внешней рекламы – некая дополнительная инстанция, которая рассматривает заявления о выдаче и продлении срока действия разрешения. Кроме того, в Правилах написано: «Продолжение срока действия договора является правом, а не обязанностью исполнительного органа совета». Вот и получается: с мая, не утруждая себя излишними объяснениями, исполком тянет с продлением разрешений, поскольку Правила делают неопределенными как ход (через комиссию), так и сроки административной процедуры.

Эксперты акцентировали внимание на необоснованно длительном процессе регистрации заявления и получения разрешения.

- На регистрацию заявления дается целых три дня. Это время может быть использовано для коррупционных злоупотреблений, - говорит А.Литвинов. – За три дня можно позвонить «нужному» субъекту хозяйствования, сообщить о намерениях его конкурента и при желании зарегистрировать его заявление раньше. Вместо «на протяжении трех дней» надо прописать «в тот же день». Длительный процесс проверки места размещения рекламоносителя (пять дней) тоже может быть использован для предоставления приоритета другому заявителю. Надо прописать «на протяжении двух рабочих дней» и определить четкий перечень оснований для отказа. А то отказ предусмотрен, а указания причин не требуется?

Эксперты советуют в новых Правилах прописать введение открытой электронной базы, т.к. в действующих Правилах отсутствует норма, согласно которой информация о поданных заявлениях является открытой, что дает возможность ее продавать «нужным» людям.

Сейчас, следуя Правилам, заявитель самостоятельно согласовывает разрешение на установку рекламоносителя (с ГАИ, водоканалом и пр.), а также предоставляет различные эскизы, выписки и пр., непосредственно контактируя с лицами, которые их выдают. Во-первых, эксперты признали перечень требуемых документов чрезмерным и необоснованным, т.к. Закон «Об административных услугах» требует рациональной минимизации количества документов и процедурных действий. Во-вторых, в этом Законе четко сказано: нельзя требовать от заявителя документы или информацию, которая находится во владении субъекта предоставления админуслуг или государственных органов. А Закон «О разрешительной системе в сфере хозяйственной деятельности» во избежание коррупционных соблазнов запрещает контакт заявителя с лицом, дающим разрешение. Т.е. от заявителя требуется подать заявление в Центр предоставления административных услуг (ЦНАП), а вся остальная информация и документы должны быть собраны чиновниками без участия заявителя.

- Этот простой механизм мы и предлагаем прописать в новых Правилах. Предприниматель не должен ходить по кабинетам. Только в ЦНАП. Все остальное – коррупция, - говорит А.Литвинов. – Предприниматель должен заниматься бизнесом, платить налоги и создавать рабочие места, а не бегать по горсовету, согласовывая бумажки. Наша цель - отменить регулирование в таком виде, в котором оно создает проблемы для бизнеса. Надо сделать прозрачные и простые правила, обязательные для всех.

Много на себя взяли

- Ваши Правила содержат очень много разъяснений, которых нет в законодательстве, - обратился А.Литвинов к присутствующим чиновникам и напомнил, что полномочий срезать рекламоносители и вмешиваться в содержание рекламы у городских властей нет.

По выводам экспертов, Решение исполкома №650, утвердившее Правила, противоречит ч.2 ст.19 Конституции Украины, где сказано: органы местного самоуправления, их должностные лица должны действовать только на основании, в рамках полномочий и способом, предусмотренными Конституцией и законами Украины.

Решение также противоречит Закону Украины «О рекламе», Закону «О Перечне документов разрешительного характера в сфере хозяйственной деятельности» и Закону «О разрешительной системе в сфере хозяйственной деятельности».

Решение противоречит и Типовым правилам размещения внешней рекламы, согласно которым, к примеру, вывеска или табличка не является рекламой. В то время как сумские чиновники, расширив свои полномочия, придумали специальные процедуры согласований для вывесок и табличек.

Решение также вводит необходимость получения временных разрешений для распространения рекламных флаеров, листовок, демонстрации брендовых элементов физическими лицами (флаги, костюмы с элементами бренда и пр.), что по Закону «О рекламе» внешней рекламой не является. Такие временные разрешения не предусмотрены и Типовыми правилами размещения внешней рекламы.

А еще создатели Правил самовольно придумали термин «сложная специальная конструкция», для установления которой «может быть необходимым» (а может и не быть?!) выполнение архитектурно-планировочных работ и разработка проектно-технической документации.

За правильные Правила

Операторы рынка внешней рекламы вслед за увольнением директора департамента градостроительства и земельных отношений Сумского горсовета Владимира Быкова требуют поменять кадровый состав этого подразделения, набрав таких чиновников, которые будут не мешать бизнесу, а помогать его развитию. Для этого, по мнению рекламистов, следует отменить действующие Правила (Решение №650 от 17 декабря 2013 года) и приступить к разработке новых, как регуляторного акта. А в переходный период жить по правилам, утвержденным пять лет назад (Решение №455 от 5 июля 2010 года).

Рекламная отрасль приносит городскому бюджету 1,6 млн. грн. ежегодно. Рекламисты заявляют: если выполнять эти «местные геноцидные правила размещения рекламы», бюджет будет терять до 400 тыс. грн. в год, отрасль вынуждена будет уволить более 150 человек, город утонет в самовольной рекламе.

Напомним: на первом «круглом столе» в мэрии операторы согласились с требованием городских властей убрать рекламоносители с коммуникационных сетей, поскольку это реально угрожает безопасности горожан. Но они категорически не согласны уйти из центра города. Т.к. считают: уничтожение рекламы в центре города (введение т.н. нулевой зоны) будет ущемлять предпринимателей, которые вынуждены будут все равно реализовывать свою потребность рекламироваться. Если магазин в центре города, то логично, чтобы и реклама была там же, а не за чертой города, как фактически рекомендует департамент градостроительства и земельных отношений. Реклама, в том числе и в центре города, должна быть не хаосом, а цивилизованной и современной на общепринятых и типовых носителях - ситилайтах и бигбордах.
По оценкам Виктора Волонтырца, если рабочая группа во главе с Татьяной Гончаренко до 10 августа предоставит свои предложения, то до 15 сентября регуляторный акт можно будет разместить на сайте. Месяц дается на обсуждение, и таким образом готовый документ можно получить 15-17 октября. «Как раз перед выборами. Так совпало. Ничего не поделаешь – такая процедура», - заметил В.Волонтырец.
На государственном уровне тоже озаботились рынком внешней рекламы. На 30 сентября намечены парламентские слушания по этому вопросу. Эксперты USAID, проанализировав рынок внешней рекламы не только Сум, а и Винницы, Ивано-Франковска и Днепропетровска, готовятся представить парламентариям свои наработки. Так что в скором времени, возможно, появятся единые Правила размещения рекламы для всех городов страны.

По тематике

Мер Сум не знає, хто платить за його «біль і гордість» на бігбордах
18.05.2021 15:37

Мер Сум не знає, хто платить за його «біль і гордість» на бігбордах

Вітають з релігійними святами та історичними подіями - сумські та київські політики нагадують про своє існування з банерів у Сумах...

Викривачі корупції: їхні права та захист
13.01.2020 13:48

Викривачі корупції: їхні права та захист

Починаючи з 1 січня 2020 року в українському законодавстві з’явилося нове поняття «викривачі корупції»....

В Сумах презентовали правовую Википедию. Топ 7 правовых консультаций
25.12.2018 15:38

В Сумах презентовали правовую Википедию. Топ 7 правовых консультаций

Бесплатные адвокаты открыли свой корпоративный сайт для общего пользования, тоже бесплатного...

Как сумчане оценивают коррупцию
24.05.2018 16:55

Как сумчане оценивают коррупцию

По результатам всеукраинского муниципального опроса 55% сумчан считают, что за последние 4 года уровень коррупции в Украине вырос, тем не...

Какой общественный транспорт - такая и власть в городе
06.09.2017 14:18

Какой общественный транспорт - такая и власть в городе

Качество общественного транспорта в городе служит косвенным свидетельством степени (не)коррумпированности городских властей. Это показывает украинский опыт...

view counter
view counter
view counter
Загружаем курсы валют от minfin.com.ua
Гладіатор ІІ (Рідлі Скотт, 2024)
Гладіатор ІІ (Рідлі Скотт, 2024)
Кино Кінопалац "Дружба"
18.00
Буча (Станіслав Тіунов, 2024)
Буча (Станіслав Тіунов, 2024)
Кино Планета Кіно
12.45
200% Вовк (Алекс Стадерманн, 2024)
200% Вовк (Алекс Стадерманн, 2024)
Кино Планета Кіно
10.30
Дикий робот (Кріс Сандерс, 2024)
Дикий робот (Кріс Сандерс, 2024)
Кино Планета Кіно
11.20
Хлібне перемир’я ("сцена на сцені")
Хлібне перемир’я ("сцена на сцені")
Театр Сумський національний академічний театр драми та музичної комедії ім.М.Щепкіна
18.00
18
У Сумах пройшов благодійний ярмарок на підтримку ЗСУ з нагоди Дня Конституції України
У Сумах пройшов благодійний ярмарок на підтримку ЗСУ з нагоди Дня Конституції України
У Сумах пройшов благодійний ярмарок на підтримку ЗСУ з нагоди Дня Конституції України
У Сумах пройшов благодійний ярмарок на підтримку ЗСУ з нагоди Дня Конституції України
У Сумах пройшов благодійний ярмарок на підтримку ЗСУ з нагоди Дня Конституції України
У Сумах пройшов благодійний ярмарок на підтримку ЗСУ з нагоди Дня Конституції України
19
Суми. Вечірні враження
Суми. Вечірні враження
Суми. Вечірні враження
Суми. Вечірні враження
Суми. Вечірні враження
Суми. Вечірні враження
30
День вишиванки - 2022
День вишиванки - 2022
День вишиванки - 2022
День вишиванки - 2022
День вишиванки - 2022
День вишиванки - 2022

Вы можете отметить интересные вам фрагменты текста, которые будут доступны по уникальной ссылке в адресной строке браузера.