Госгорпромнадзор обещает отключать лифты и дальше, мэрия жалуется на нехватку средств, а облгосадминистрация вроде бы обещает помочь, но неясно, когда и какой суммой.
Лифты отключаются по причине выработки ими срока эксплуатации. По данным мэрии, в городе насчитывается 385 лифтов с оконченным нормативно-допустимым сроком эксплуатации. В 2011 году необходимо капитально отремонтировать 216 лифтов, экспертное обследование которых проведено, а также обследовать 199. Общая стоимость этих работ составляет около 31 млн. грн. В то же время из городского бюджета на лифты выделено всего 2 млн. грн., что проблемы явно не решает.
Затраты на капитальный ремонт или замену лифтов не включаются в тариф, потому не могут быть переложены на лифтовые организации. Для городского бюджета это тоже непосильная ноша, поскольку лифты могут запросто забрать на себя весь бюджет развития, то есть оставить город без дорожного ремонта и капстроительства.
Замгубернатора Николай Деркач объяснил массовую остановку лифтов в Сумах неэффективной работой горуправления ЖКХ. По словам г-на Деркача, сумские городские власти не решают вопрос обслуживания и ремонта лифтов, что привело к массовой их остановке территориальным управлением Госгорпромнадзора в Сумской области. Но мэр Геннадий Минаев отверг критику в адрес мэрии, указав, что в прошлом году облсовет выделял на сумские лифты 0,5 млн. грн., однако на счета деньги так и не поступили.
Горсовет планирует выделить на лифты дополнительные средства.
— Я буду настаивать, чтобы к уже выделенным 2 млн. грн. добавились еще 3, — пообещал мэр Геннадий Минаев 31 января. — Будем обращаться к губернатору, чтобы помог Сумам, выделлив средства из областного и госбюджета на второе полугодие. Массово останавливать лифты никто не будет, — заверил мэр.
Сумской горсовет 26 января обратился к областным властям с просьбой выделить 10 млн. грн. из так называемых «нефтяных» денег на ремонт сумских лифтов.
Сегодня жилищный фонд областного центра насчитывает 1046 лифтов.
Уже достигли предельного срока эксплуатации (25 лет) 320 подъемников. В 2011-2014 гг. к ним присоединится еще 218.
За пять последних лет за средства городского бюджета отремонтировано 395 лифтов.
Капитальный ремонт одного лифта обходится, по данным облгосадминистрации, в 25-30 тыс. грн., замена будет стоить 300 тыс.
В Сумах в 2015 году могут остановиться сразу 500 лифтов....
Власти предупредили председателей жилищно-строительных кооперативов об отключении 25-летних лифтов...
С каждым годом в Сумах прибавляется лифтов, отслуживших свой 25-летний срок... 4
Долго и горько жаловавшаяся на недостаток средств для ремонта лифтов сумская мэрия не умеет использовать даже имеющиеся деньги... 4
Губернатор Юрий Чмырь и мэр Геннадий Минаев назвали противоположные причины лифтовой проблемы в Сумах... 3
Гость
По данным управления Госгорпромнадзора в Сумской области на данный момент в городе 253 лифта отработали нормативный срок 25 лет и продолжают работать без проведенного технического осмотра, следовательно, являются потенциально опасными. Всего же из 867 городских лифтов 445 отработали свой нормативный срок.
Больше о ситуации с сумскими лифтами рассказал начальник управления Госгорпромнадзора в Сумской области Игорь ПАНТЕЛЕЕВ. «Ситуация эта сложилась не сегодня и даже не вчера, а несколько лет назад, когда часть сумских лифтов перешагнула свой 25-летний рубеж, отработав свой нормативный срок, - говорит Игорь Васильевич. - В этом случае их владелец, а это сумское городское управление ЖКХ, обязан запретить их эксплуатацию. Потом провести экспертизу, благодаря которой можно выявить дефекты, которые, конечно же, будут после стольких лет работы и уже исходя из этого, наметить меры по их устранению, путем проведения капитального ремонта, либо модернизации или же полной замены лифта».
Схема работы проста и понятна. Но не для городского управления ЖКХ и его руководителя Ярослава КУЦА, который, к слову сказать, не удосужился даже отреагировать на предписание Госгорпромнадзора, которое он получил месяц назад. Согласно действующему законодательству управление ЖКХ имело месяц на разработку мероприятий по выходу из сложившейся ситуации. Но этого не было сделано. Ничего не было сделано! Управление ЖКХ так и не проинформировало о том, что же оно собирается делать с лифтами, которые отработали свой нормативный срок. Естественно в этой ситуации молчание В. Куца выгодно. Кому? Тому, в чьих карманах оседают деньги, которые люди исправно платят за пользование лифтами – объектами повышенной опасности.
Проблема ремонта лифтов в Сумах долгое время не решалась, а только усугублялась. Например, в 2008 году было отремонтировано 48 лифтов из запланированных 274, техническую экспертизу проведено 53 лифтам (планировалось 86), заменено 6 лифтов и модернизировано 5. В 2009 году было запланировано отремонтировать 253 лифта, провести техническую экспертизу 71 и замену 17 лифтов. Фактически же был произведен капремонт 21 лифта и техэкспертиза - 38. Из 70 лифтов, которые подлежали капремонту, из городского бюджета был профинансирован частичный капитальный ремонт 28 лифт. Если сейчас ничего не предпринять в городе могут остановиться почти все лифты.
Для того чтобы начать работу по устранению проблем сначала нужно провести ревизию лифтового хозяйства, выявить потенциально опасные лифты, составить график работ по диагностике, выстроить четкую схему капремонтов, составить смету. Но городские власти ничего этого не делая с удивительной четкостью определили сумму, которая им нужна для приведения лифтового хозяйства в порядок – 31 млн. грн, при чем треть этой суммы профильная депутатская комиссия просит у главы ОГА Юрия ЧМЫРЯ и председателя облсовета Геннадия МИХАЙЛЕНКО из средств, которые будут получены от ОАО «Укрнафта».
Да, областные власти знают о проблеме с лифтами, более того, в отличие от представителей власти Сум, намерены изменить ситуацию к лучшему. Решению этого вопроса посвящен целый раздел в представленной губернатором стратегии развития области «Новая Сумщина- 2015». Но почему те, кто ответственен за лифтовое хозяйство, а именно городское управление ЖКХ и его руководитель Я. Куц, абсолютно не проявляют заинтересованности в решении этого вопроса?
Из-за того, что управление ЖКХ игнорирует всех каноны эксплуатации объектов повышенной опасности, Госгорпромнадзору пришлось прекратить эксплуатацию лифтов, которыми никто не занимается. «Мы приостановили работу первых 10 лифтов, и это уже стало резонансным событием для города, - говорит Игорь Пантелеев. - А лифты действительно в ужасном состоянии. Они болтаются в шахтах как карандаш в стакане и могут в любую минуту сесть на крен или же оборваться канаты. Но, к сожалению, горожане об этих опасностях не знают. Более того, люди платят за это деньги. Но за что? За то, что кому-то выгодно, чтобы в городе работали неисправные литы?»
Руководитель областного управления Госгопромнадзора говорит, что это нонсенс, чтобы действующее законодательство, касающееся безопасности людей так грубо нарушались. Управление будет инициировать наложение штрафа на начальника управления ЖКХ Я. Куца за невыполнение предписаний. В случае если и это не возымеет действия Госгорпромнадзор имеет право подать протест в прокуратуру на несоответствие занимаемой должности данного руководителя. Хотя этим руководителем прокуратура уже и так заинтересовалась. Как нам стало известно, после прокурорской проверки городского управления ЖКХ был выявлен факт нецелевого использования средств, выделенных именно на ремонт лифтов. Сейчас это дело находится на расследовании в прокуратуре. Возможно, этими и объясняется молчание Ярослава Куца? Но за него красноречиво говорят остановленные лифты.
«То, что сейчас лифты, которые выработали свой срок, еще работают это заслуга инженеров, которые закладывали в них многократный запас прочности и когда он иссякнет, знают только эксперты, - говорит Игорь Пантелеев. - Я знаю из личного опыта, что среди лифтов, отработавших 25 лет нет ни одного, который не требовал бы капремонта. Все механизмы изнашиваются, и в первую очередь станции управления. Из-за неисправностей, с которыми может появиться опасность движения лифтов с открытой дверью. Такие случаи не редки для Украины».
Есть у руководителя областного Госгорпромнадзора и вопросы к экспертизе. Не все документы отображаются после ее проведения, а это можно определить как не качественное проведение экспертизы.
Обеспокоен сложившейся ситуацией с городскими лифтами и бывший начальник управления ЖКХ Валентин КОСТЮК, который сейчас руководит частным ремонтно-строительным предприятием «Ремстрой». «На протяжении 25 лет работы лифта предусмотрен целый ряд работ, которые призваны поддерживать подъемник в надлежащем состоянии. Это: регламентные работы (через 2-3 дня электромеханик осматривает лифт, месячные (смазка, профилактика), квартальные, также техосмотры раз в два года – рассказывает Валентин Григорьевич. - Материальные затраты на эти работы заложены в тариф и если бы они проводились как и положено, то лифтовое хозяйство не было бы в таком состоянии. Но абсурд в том, что в Сумах на протяжении нескольких лет при проведении техосмотров не выявлялись никакие проблемы, следовательно, работы не проводились и деньги не тратились.
Лифтовым предприятиям просто выгодно получать деньги, доводить лифты до крайнего состояния, а потом получить большие средства на их ремонт. Если бы средства в ремонт вкладывались вовремя, то суммы на ремонт могли бы быть гораздо меньше. Сам техосмотр должен проводится организацией, которая не эксплуатирует лифт в присутствии представителя собственника. То есть управление ЖКХ должно назначить ответственного для того чтобы провести ТО вместе с экспертной организацией, которая имеет на то разрешение. И для этого не нужно было ждать 25 лет».
В. Костюк знает о чем говорит. Его предприятие обслуживает 115 лифтов. Недавно 7 из них (по ул. Коротченко, 41 и Лушпы, 20) были отремонтированы за средства предприятии. На ремонт одного лифта потребовалось около 9 – 10 тысяч грн. Это при условии, что все необходимые работы по обслуживанию лифтов проводились вовремя и качественно. Предприятие получило разрешение от экспертной организации и Госгорпромнадзора на их эксплуатацию еще на 4 года.
Но выработавшие свой предельный срок эксплуатации лифты, это еще часть проблемы. Еще одна опасность, о которой предпочитают не говорить людям, может таится в сумских лифтах. Есть все предпосылки считать, что техосмотр лифтов проводится формально и это притом, что остальные работы вообще не проводятся. В Сумах на одного электромеханика приходится 155 лифтов. При таком соотношении практически не возможно провести техосмотр согласно графиков. Для этой процедуры даже месяца не хватит, правда это при условии если ее проводить.
Еще один вопрос, над которым стоит задуматься: кто все-таки ответственен за содержание лифтов? Эксплуатация лифтов является одной из составляющих тарифа на жилищные услуги согласно постановления Кабмина №529, закона Украины о предоставлении жилищно-коммунальных услуг. Горсовет вывел этот тариф из квартплаты и поступил не законно, о чем есть соответствующий протест прокурора.
До этого, ЖЭКи отвечали за лифты, и отчитывались об их состоянии перед Госгорпромнадзором, а аттестированныйответственный следил за лифтами, тем как они обслуживаются, имел право заходить в машинное отделение с электромехаником обследовать. После выведения тарифов на обслуживание лифтов из квартплаты ответственные так и не были назначены. Лифтовые организации получают деньги ни за что не отвечая, и они же никем не контролируются. Получается известная ситуация, когда отвечает за все пресловутый «Пушкин».
Кроме того, выведение платы за пользование лифтов из общего тарифа «ударило» по карману льготных категорий населения и получателей субсидий, поскольку люди потеряли свои права на льготы. В ЗУ о бюджете указано, что бюджетные средства возмещаются собственнику, который предоставляет услуги. У нас это газо-и теплопоставщики, водоканал и жилищные организации. Когда лифтовые организации начали насчитывать льготы, управление соцзащиты указало на то, что эти льготы не будут возмещены.
Не хочется пугать горожан, но эпопея с лифтами только начинается. Естественно будет множество недовольных их отключениями, но со временем сумчане поблагодарят за внимание к этому вопросу, ведь всегда легче предупредить беду, нежели устранять ее последствия.