Перевозчики обещают новую цену уже с 1 ноября и собираются добиваться ее, несмотря ни на что.
Правда, точно такие же объявления мы уже видели весной, когда проезд за полторы гривны обещали с 15 мая. Но исполком подорожание не согласовал, а лезть на рожон перевозчики тогда не решились. Но на этот раз, маршруточники говорят, что настроены гораздо решительнее.
Нужно признать, что основания у маршруточников диктовать свои условия на рынке перевозок есть. Как ни крути, именно маршрутки являются основным видом общественного транспорта в Сумах. С 560 маршрутками ни в какое сравнение не идут ни полсотни троллейбусов, ни пара десятков автобусов. Так что, если утром 1 ноября в случае несогласования властями нового тарифа маршруточники объявят что-то вроде забастовки, город ждет транспортный паралич.
Теперь городские власти заговорили о том, что собираются закупить 30 автобусов. Но сделано это будет в лучшем случае в следующем году. Между тем проблема практически монопольного положения маршруток появилась ведь не вчера. Просто долгое время городские власти предпочитали ее не замечать.
Сумские перевозчики утверждают, что вынуждены поднимать цену на проезд: иначе, мол, никак.
— Это не повышение, а приведение в минимальное соответствие затратам, той жизни, которая есть на сегодняшний день, доведение до экономически обоснованного уровня, — говорит Александр Запорожец, глава Общества перевозчиков Сум.
— Сегодня мы терпим одни убытки. Нам приходится экономить на всем: прежде всего на резине, на качестве масел и запчастей. А это же безопасность пассажиров! — поддерживает коллегу Игорь Перепека из Сумской городской ассоциации перевозчиков.
— Одна гривна — это не деньги! По такой цене может позволить себе перевозить пассажиров только тот, кто не платит за стоянку, техобслуживание, моет машину у колонок, не платит налоги — кто что-то нарушает, — вторит перевозчик Геннадий Гризодуб.
Маршруточники считают, что повышение тарифа на проезд не только экономически обосновано, но и законно даже без согласования с властями. При этом перевозчики ссылаются на одно из постановлений Кабмина, согласно которому местные власти должны согласовывать тариф лишь для транспорта, работающего в обычном режиме (высадка/посадка пассажиров только на остановках). А так как маршрутки высаживают и принимают пассажиров по требованию, то перевозчики считают себя вправе устанавливать тариф по собственному усмотрению.
Городские власти с этим не согласны. Мэр Геннадий Минаев настаивает на обязательности согласования тарифов. Хотя и признает, что в доводах перевозчиков есть экономические основания.
— Последнее повышение цен на проезд было в 2004 году. Нынешняя цена за проезд в маршрутном такси дискредитировала себя. Сейчас есть такие случаи, что студенты за гривну проезжают две остановки на маршрутке, — говорит Г.Минаев.
По его словам, нынешняя стоимость проезда приводит к тому, что предпринимателям невыгодно менять старые "газели" на новые "руты" и "дельфины", а то и просто ездить по маршруту.
— Если мы не согласуем тариф, то многие перевозчики уйдут с рынка. Только в этом году с рынка перевозок ушло 12 предприятий, а это 18 маршруток, — рассказал мэр.
По его словам, сейчас все материалы относительно тарифов на проезд собраны в одну брошюру, которая размножена и будет роздана депутатам.
— Пусть они рассмотрят их на комиссиях, на фракциях, на согласительном совете. Я хочу, чтобы проект был поддержан депутатами, чтобы горсовет не отменял решение исполкома, — говорит Г.Минаев.
По его мнению, окончательное решение по тарифам будет принято примерно 30 октября. Но пока мэр не готов сказать, какая цена проезда будет в этом решении.
Есть все основания считать, что депутаты не санкционируют повышение тарифа на проезд.
Достаточно вспомнить прошлогоднюю эпопею с тарифами на тепло, снижения которых депутаты добивались долго, хотя и безрезультатно. Вряд ли теперь горсовет возьмет на себя политическую ответственность за подорожание проезда. Ведь не исключено, что в скором времени Украину ждут досрочные выборы в местные органы власти. Поэтому, скорее всего, согласования не будет.
На этот случай перевозчики предупреждают, что с 1 ноября будут брать за проезд 1,5 грн. — хоть с согласованием горисполкома, хоть без него.
— Мы не собираемся конфликтовать с городской властью, однако 1 ноября все перевозчики выедут на маршруты со стоимостью проезда полторы гривны, — говорит А.Запорожец.
— Если перевозчики самовольно выедут с новым тарифом, мы будем вынуждены реагировать в судебном порядке. Набирая статистику, будем подавать на лишение лицензии, — отвечает Г.Минаев.
— Если власть все-таки предпримет какие-либо действия против, наше дальнейшее общение продолжится через суд. А мы еще не проиграли ни одного суда против горисполкома, — напоминает И.Перепека.
Впрочем, кроме судов, у городских властей есть еще один рычаг влияния на перевозчиков.
Это задействование на пассажирских перевозках в Сумах автобусов. По словам Г.Минаева, сейчас готовится решение о приобретении в следующем году 30-ти автобусов "богдан" для коммунального предприятия "Электроавтотранс".
— Будем думать, как это сделать: за счет бюджета, в кредит или лизинг. Нам надо страховать себя своим коммунальным транспортом, — считает мэр.
Если эти планы сбудутся, то нынешняя ненормальная ситуация, когда в Сумах (в отличие от других городов Украины) маршрутки являются основным видом транспорта, начнет исправляться.
Ку-ку
Эх! Не зря пацаны под Ахтрыкой вопросы перетерли!