Складывается впечатление, что основная цель в госзакупках – не закупить эффективно, а соблюсти бюрократические процедуры, придуманные не сильно подкованными в практике людьми, чтобы имитировать конкурентную борьбу.
Повальная аукционизация процесса закупок полностью уничтожила такие общепринятые в мировой практике, да и в обыденной жизни, критерии отбора контрагента, как репутация и квалификация последнего.
И какими бы красивыми не были декларации организаторов электронных аукционов, все сводится к закупкам по самой дешевой цене, а это серьезная ошибка, на которую еще в 70-е годы прошлого века указывал американский ученый, статистик и консультант по менеджменту Э. Деминг: «Тендер – это фиговый листок на теле коррупции».
В подавляющем большинстве случаев победителями торгов становятся никому неизвестные фирмы с уставным фондом в одну – две тысячи гривен.
Такое положение не только не способствует созданию новых рабочих мест, увеличению бюджетных поступлений, но и ведет к сокращению существующих.
Все вышеизложенное можно проиллюстрировать на примере участия КП «Сумское городское БТИ» Сумского городского совета в конкурсе на проведение технической инвентаризации жилых домов нашего города в 2016 году.
Для расчета экономически обоснованных тарифов на обслуживание жилых домов, передачи домов с балансов жилищно-эксплуатационных организаций на балансы объединений собственников квартир необходимы современные технические паспорта (паспорта БТИ).
Для их изготовления Сумской городской совет в 2016 году выделил 1,5 млн. грн.
Департамент инфраструктуры городского совета провел конкурсные торги, по результатам которых и определил победителя. Назовем его сокращенно «ТОВ», c ценой услуги 0,88 грн. (без НДС) за 1 кв. м.
Предложение второго участника конкурса – КП «Сумское городское БТИ» Сумского городского совета 0,8 грн. (без НДС) или 0,96 грн. с НДС.
Предложение «ТОВ» было предпочтительней, так как оно не является плательщиком НДС.
В соответствии с Налоговым кодексом предприятие становится плательщиком НДС, если его доход за последние 12 календарных месяцев превышает 1 млн. грн.
То есть, чем менее успешно предприятие в повседневной профессиональной деятельности, тем больше его шансы получить государственный или коммунальный заказ.
Учитывая, что площадь 343 домов, предложенных к инвентаризации 1 579382,8 кв. м., то сумма предложения «ТОВ» за выполнение инвентаризации - 1389856,83 грн., а КП «Сумское городское БТИ» - 1 516207,45 грн. Экономия средств местного бюджета по результатам проведенного конкурса - 126 350, 62 грн.
Но из 1,5 млн. грн. коммунальное предприятие заплатило бы налог на добавленную стоимость 225 тыс. грн., налог с доходов физических лиц, который платится в местный бюджет – 152 тыс. грн.
Всего же сумма уплаченных налогов и сборов коммунальным предприятием составила бы 576 тыс. грн. (НДС – 225 тыс.грн.; единый социальный взнос – 186 тыс.грн.; налог с доходов физических лиц – 152 тыс.грн.; военный сбор – 13 тыс. грн.).
Выходит, что КП «Сумское городское БТИ» из 1,5 млн. грн. заплатило бы налогов и сборов в местный и государственный бюджеты 576 тыс.грн., а сколько заплатит победитель - «ТОВ»?
Сегодня все подсчитывают и публикуют данные об экономии бюджетных средств, которая получается непосредственно при проведении реверсивного аукциона (на понижение цены), но никто не говорит при этом, об уменьшении бюджетных поступлений, социальных взносов, уменьшении покупательной способности непосредственных исполнителей.
В государстве отсутствует какая-либо методика оценки эффективности публичных закупок, которая включала бы в себя анализ всех характеристик закупки, а не только первичную экономию бюджетных средств.
Экономия бюджетных средств безусловно важна, но экономия за счет снижения качества недопустима.
В ноябре 2016 года департамент инфрастуктуры города Сумского городского совета обратился в КП «Сумское городское БТИ», как специализированному предприятию, с просьбой провести экспертизу изготовленных «ТОВ» технических паспортов по двум жилым домам на соответствие действующим нормативным актам.
Контроль качества работ по технической инвентаризации объектов недвижимости проводился сертифицированными специалистами КП «Сумское городское БТИ» Сумского городского совета, назначенными приказом по предприятию.
Во время проведения контроля в соответствии с требованиями Инструкции про порядок проведения технической инвентаризации объектов недвижимого имущества (далее Инструкция), были изучены инвентаризационные дела, которые хранятся в архиве департамента обеспечения ресурсных платежей Сумского городского совета (архив БТИ), выполнены обследования, измерения и оценка жилых домов.
В результате выявлено, что более 60% приведенных в паспортах цифровых данных - ошибки. Также были установлены несоответствия в чертежах – поэтажных планах.
К примеру, указаны водоотводные трубы, АГВ, щитовые, которых в проверяемых домах вообще нет, начерчены несуществующие окна, не правильно определена площадь крыш, стоимость домов и тому подобное.
В соответствии с п.11 Инструкции материалы технической инвентаризации должны быть сконцентрированы в одном инвентаризационном деле (параллельные дела не заводятся).
Если в ходе проведения текущих инвентаризационно-оценочных работ выявляются изменения геометрических размеров, состава, технического состояния объекта недвижимости, то эти изменения обязательно заносятся в инвентаризационные планы, журналы, описи, карточки, экспликации, оценочные акты, расчеты, которые хранятся в существующих инвентаризационных делах.
В дела также подшиваются изготовленные во время инвентаризации новые абрисы и эскизы.
Специалисты «ТОВ» не внесли в инвентаризационные дела никаких изменений, не приобщили изготовленные ими эскизы и абрисы, хотя и имели доступ к инвентаризационным делам.
Учитывая ошибки, отмеченные в технических паспортах и не внесение изменений в существующие инвентаризационные дела, специалисты КП «Сумское городское БТИ» Сумского городского совета сделали вывод, что предоставленные для экспертизы технические паспорта не соответствуют требованиям Инструкции про порядок проведения технической инвентаризации объектов недвижимого имущества.
Следовательно, такие паспорта не могут использоваться как документы, а инвентаризационные работы оплачиваться.
Результаты услуг технической инвентаризации и независимой оценки недвижимого имущества используются не только для расчетов экономически обоснованных тарифов или для передачи жилых домов с баланса на баланс, но и при продаже государственной, коммунальной недвижимости, имущества банкротов и прочего. Поэтому, когда исполнитель инвентаризации, оценки имущества выбирается по критерию наименьшей цены услуги, а не профессионализма, стажа работы на рынке, репутации, то экономятся копейки, а вот теряются миллионы. Примеров тому множество.
Коррупция в том и состоит, когда для независимой оценки или технической инвентаризации подбирается фирма – однодневка.
Существует такая международная финансовая организация как Всемирный банк, в которую входят почти 200 стран мира. Эта организация имеет свою закупочную систему, которая, конечно, адаптируется к современным изменениям, научно-техническому прогрессу, но принципы, подходы, не меняются несколько десятков лет и, например, в части оказания услуг, в ряде случаев ценовый критерий не применяется вообще или применяется, но используется с минимальным коэффициентом, потому что важно качество услуги!
Применяя реверсивные ценовые аукционы для отбора инвентаризаторов и оценщиков, используется не мировой опыт, а система отбора, которая существует в России и Казахстане и подвергается серьезной критике специалистов.
Ну, абсурдно подписывать контракт на проведение технической инвентаризации на сумму 1,5 млн. грн. с фирмой имеющей опыт инвентаризации менее года, штат 3 человека, уставной фонд 2 тысячи гривен, объемом предоставленных услуг за предыдущий год 70 тыс.грн. и полученным при этом убытком в 10 тыс. грн.
В настоящее время заказчик не защищен от недобросовестного исполнителя услуг. И не защищен не потому, что не умеет обращаться с законом, а потому что таков закон.
Это обыкновенная ситуация, когда неквалифицированная фирма без малейшего опыта работы, без достаточных финансовых ресурсов, без какой-либо завоеванной репутации, вчера созданная, может выйти на электронный рынок государственных закупок услуг и победить.
К сожалению, ныне действующий закон «О публичных закупках» всячески содействует и поддерживает такие начинания.
На мой взгляд, система электронных аукционов услуг не решает проблемы с коррупцией, а только создает иллюзию борьбы с ней. Компьютеры не виноваты, коррупцией занимаются люди.
Борис Афанасьев, директор КП «Сумское городское БТИ» Сумского городского совета