Cумские предприниматели дали оценку работы власти за год в конце сентября на итоговом «круглом столе» «BUSINESS AGENDA по-сумски» в Торгово-промышленной палате.
В подведении итогов выполнения распоряжения городского головы № 56 от 04.03.2016, где Александр Лысенко подписался под 20 пунктами реализации меморандума между бизнесом и властью, заключенного год назад (накануне местных выборов 2015 года), участвовали представители малого и среднего бизнеса. Первых должностных лиц города за «круглым столом» не оказалось, за работу власти отдувались несколько начальников структурных подразделений, назначенных ответственными.
Мероприятие организовано в рамках проекта USAID «Формирование Сумской бизнес - адженды - требования от бизнеса и для бизнеса», который реализуется Центром международного частного предпринимательства (CIPE).
По отчету чиновников, выполнены 8 пунктов распоряжения мэра из 20-ти. А именно:
Пункт 3. Провести кадровый и административный аудит деятельности структурных подразделений городской власти, обеспечить эффективную систему информирования граждан о деятельности власти и оптимизировать властную структуру.
На что чиновники сообщают о проведенной в январе-феврале 2016 года ежегодной оценке выполнения должностными лицами их обязанностей; сформированном кадровом резерве; разрабатываемых методиках оценки и повышения квалификации персонала по международному стандарту ISO 9001, которые планируется ввести в этом году. А для информирования о работе городской власти существует сайт Сумского горсовета.
Пункт 6: Провести аудит документов Сумского горсовета, касающихся предпринимательства, на предмет устранения коррупционных рисков.
Союз арендаторов и собственников Сумской области и отдел торговли Сумского горсовета провели экспертизу четырех решений исполкома, после чего исполком принял изменения в Положение о порядке проведения торговой деятельности и предоставления услуг на территории г.Сумы.
Пункт 7: Создать открытую электронную площадку для обозначения всех тендеров.
Чиновники сообщают, что вся информация о тендерах находится на сайтах Сумского горсовета и Минэкономразвития. Кроме того, с 24 апреля этого года исполком и распорядители средств работают в системе ProZorro.
Пункт 9: Провести отраслевой аудит необходимых для бизнеса профессий в Сумах и сделать заказ в сумских учебных заведениях 10 приоритетных. Создать центр подготовки кадров для бизнеса.
По результатам анкетирования 36-и сумских предприятий, проведенного городским центром занятости составлен перечень самых востребованных профессий: электрик, станочник, швея, закройщик, водитель электрокара, кондитер, пекарь, оператор станков с ПК, слесарь по ремонту автомобилей, механик, электромонтер, монтажник вентиляционных систем, токарь.
Вопросы подготовки данных специалистов, как считают чиновники, бизнес должен решать напрямую с учебными заведениями.
Пункт 14: Обосновать и изменить ставки местных налогов и сборов для оптимизации налоговой нагрузки на местный бизнес.
По Налоговому кодексу к местным налогам относятся налог на имущество (недвижимость, отличная от земельного участка, транспорт, земля) и единый налог; к местным сборам – за парковку и туристический.
Чиновники отмечают, что в сравнении с другими городами в Сумах установлены самые низкие ставки налога на недвижимость и с 2016 года введено зонирование. Ставки платы за землю утверждены в размере 0,03 - 12 %, согласно законодательству. По транспортному налогу, согласно законодательству, установлена фиксированная ставка, определенная центральным органом исполнительной власти по методике, утвержденной Кабмином. Туристический сбор по решению Сумского горсовета, принятому еще в 2011 году, составляет 1 процент от базы налогообложения. Это максимум при допустимом в Налоговом кодексе диапазоне от 0,5 до 1 %. Но, по информации сумских властей, нареканий на это от представителей малого и среднего бизнеса не было. Фиксированные ставки единого налога для налогоплательщиков первой и второй группы утверждались горсоветом после обсуждения с представителями малого и среднего бизнеса. По сбору за место парковки горсоветом установлен минимальный размер ставки.
Пункт 15: Информировать о расходах горбюджета на сайте горсовета.
Информация о финансировании расходов городского бюджета в 2016 году размещена в разделе «Документы» на официальном сайте горсовета.
Пункт 18. Обязать все структурные подразделения и коммунальные предприятия Сумского горсовета проводить закупки через электронные торги.
Сумской исполком 19 апреля 2016 года заключил договор о присоединении к Регламенту авторизованной электронной площадки «Держзакупівлі. Онлайн», поэтому все закупки осуществляются в системе ProZorro.
Пункт 20. Ввести ответственность должностных лиц за некачественный ремонт дорожного покрытия и за ремонт дороги, длящийся больше одного дня. Внедрить паспорта дорог в электронном виде.
На это чиновники отвечают: «Лица, виновные в нарушении правил, нормативов и стандартов по ремонту дорог населенных пунктов, несут ответственность согласно действующему законодательству Украины». При этом ставя себе плюс за выполнение данного пункта, как и всех перечисленных выше. Сумские власти просят предпринимателей снять их с контроля. А по остальным - продолжить срок выполнения до 1 декабря 2016 года.
Хотя все сроки, указанные в распоряжении городского головы, уже прошли, большая часть принципиальных для бизнеса вопросов так и осталась нерешенной. По данным городских властей, остальные пункты меморандума находятся в процессе выполнения:
Пункт 1. Проект решения о выделении не меньше 1 процента доходной части бюджета на развитие малого и среднего бизнеса.
Чиновники информируют о рабочей группе, которая разрабатывает Программу поддержки малого и среднего бизнеса в Сумах на 2017-19 годы, где для этих целей по приоритетным для города направлениям предусмотрено выделение из горбюджета 1 млн грн. ежегодно через городской Фонд поддержки предпринимательства.
Пункт 2. Упрощение и прозрачность процедуры получения разрешительных документов, сокращение сроков.
Пункт 4. Внедрение открытой электронной системы документооборота и электронного реестра выдачи разрешений и согласований.
Пункт 8. Разработка концепции туристической привлекательности Сум с учетом предложений общественности и обеспечение мониторинга выполнения.
Пункт 10. Усиление контроля за незаконным ведением предпринимательства (торговля, реклама, услуги).
В связи с этим городскими властями проводятся общие мероприятия с налоговой инспекцией, - сообщают чиновники.
Пункт 11. Решение вопроса с железнодорожным сообщением (особенно в направлениях Сумы – Львов, Сумы – Одесса).
Пункт 12. Исследования приоритетных отраслей развития малого и среднего бизнеса.
Пункт 13. Разработка на сайте горсовета удобной для пользователей системы поиска документов (подобной сайту ВР).
Пункт 17. Ликвидация стихийной торговли.
Как отчитались городские власти, в этом направлении они работают согласно Программе контроля за соблюдением правил благоустройства, торговли и состояния окружающей среды на территории г.Сумы на 2014-16 гг. Среди утвержденного перечня заданий и мероприятий есть и конфискация товара по ст.160 Кодекса Украины об административных правонарушениях. Но, по словам представителей инспекции по благоустройству, проблема в том, что продовольственный конфискат негде хранить.
С начала года и по состоянию на 1 сентября инспекция по благоустройству Сумского горсовета составила 230 админпротоколов, из которых 139 – за самовольно установленные точки торговли, 47 – за наклеивание объявлений и плакатов, рекламы в неустановленных местах и самовольно установленные рекламные конструкции, торговые лотки, киоски, павильоны. Работа в этом направлении продолжается.
Пункт 19. Мониторинг с привлечением научных работников для обоснования наиболее приоритетных и значимых отраслей развития малого и среднего бизнеса.
В итоге, как отметила руководитель Сумской областной общественной организации «Союз предпринимателей, арендаторов и собственников Сумской области» Светлана Иченская, так и нерешенной осталась проблема транспортного сообщения. Железнодорожное сообщение не улучшилось, а наоборот, возникла угроза сокращения пригородного сообщения. Регулярных авиарейсов нет. Автомобильные дороги (в частности, участки Сумы-Пирятин, Сумы-Харьков) практически отсутствуют, остались одни направления. Поэтому ни о какой туристической и инвестиционной привлекательности Сум не может быть и речи. В связи с этим Коалиция малого и среднего бизнеса Сумской области написала обращение к президенту Украины с просьбой помочь решить вопрос с ремонтом отрезка трассы Сумы-Лохвица-Пирятин, являющегося для сумчан основной «артерией» транспортного сообщения со столицей.
Ничего конкретного городские власти не обещают и в смене политики подготовки кадров. Легальный бизнес не видит действенной защиты государства от недобросовестной конкуренции – стихийная торговля не сокращается, а заметно расширяется. Сумские предприниматели по-прежнему не понимают, по какому принципу меняются «правила игры», не знают, чего ожидать в перспективе. Но позитив уже в том, что диалог бизнес-власть начался.
Мэр Сум Александр Лысенко рассказал, как покупали Клуб юных техников и получали газ для Котельной Северного промузла...
Сумские предприниматели требуют конкурентного рынка и приемлемых цен при установке приборов дистанционного учета газа, либо отмены их обязательности...
Трудовые проверки: почему сумской бизнес против...
Бизнес-омбудсмен рекомендовал сумскому мэру прекратить издевательства над ветеранами и «детьми войны»
...
Cумские предприниматели обратились к Президенту, Кабмину и Верховной Раде из-за «груза 3200»...